МИД Приднестровской Молдавской Республики 3 июля выступил с заявлением в связи с публикацией украинского политолога Виталия Кулика "Остановка приднестровского будильника" в издании "Зеркало недели". ИА REGNUM публикует заявление МИД ПМР полностью:

"В Приднестровье традиционно высоко ценят внимание со стороны украинских экспертов и политологов к тематике молдо-приднестровского урегулирования. В связи с этим с большим вниманием ознакомились со статьей "Остановка приднестровского будильника" В.А. Кулика в одном из ведущих и авторитетных СМИ Украины, а также с продолжающимися заявлениями некоторых особо увлеченных депутатов Верховной Рады Украины.

Особо хотелось бы подчеркнуть уважение к г-ну Кулику и его информированности, а также к его "источникам" в МИД Украины и иных сопредельных ведомствах. Вместе с тем, именно это уважение не позволяет нам остаться равнодушными к отдельным высказываниям, прозвучавшим в данной статье, и вселяет в нас надежду, что приведенные ниже уточнения будут услышаны.

Не можем принять упрек (или намек на него) со стороны г-на Кулика (или его информаторов) в "лукавстве", адресованный руководству МИД ПМР. Напротив, последующая логика статьи позволяет нам говорить скорее о подтасовке фактов, документов, а равно об их крайне вольной трактовке, более уместной для "вольных стрелков", но не для авторитетных политологов.

В частности, Виталий Александрович упоминает о двух документах - сознательно их не называя - в которых якобы приднестровская сторона не возражает против "территориальной целостности и суверенитета Молдовы". Рискнем предположить (также не упоминая названия этих соглашений), что речь идет о двух крайне важных для истории нормализации молдо-приднестровских отношений документах.

В частности, в документе, в котором речь идет о возможности "построения государственно-правовых отношений" между Республикой Молдова и Приднестровской Молдавской Республикой в рамках общего государства, нигде не говорится о "суверенитете и территориальной целостности Республики Молдова" (речь о Меморандуме об основах нормализации отношений между Республикой Молдова и Приднестровьем, подписанным 8 мая 1997 года Приднестровьем, Молдавией, Россией и Украиной в присутствии действующего председателя ОБСЕ - прим. ИА REGNUM). Жаль, что г-н Кулик ни с политологической, ни с юридической точки зрения не улавливает разницы между данными понятиями. Впрочем, достойный ответ украинским и иным политологам по данному вопросу дал не кто иной, как министр иностранных дел Республики Молдова, который в свое время провел четкое разграничение между идеями 1990-х и "территориальной целостностью" и заявил, что "общее государство" и пресловутая "реинтеграция" - абсолютно разные понятия. Единственным объяснением недостаточной информированности украинских политологов по данному вопросу может служить то, что эти заявления были сделаны в Румынии 8-9 июня с.г., когда в Киеве еще подводили итоги встречи на уровне глав Министерств иностранных дел России и Украины 3-4 июня с.г.

Тем не менее, еще раз напомним г-ну Кулику: во-первых, между гипотетическим "общим государством" двух равноправных субъектов и территориальной целостностью одного конкретного субъекта есть существенная разница. Во-вторых, призываем украинских политологов, как и других международных экспертов, не выступать большими адептами неких конструкций, в которых должны быть куда больше заинтересованы другие международные участники. Функция "адвоката дьявола" никогда не бывает благодарной - особенно со стороны самого дьявола.

Что касается нашей второй потенциальной догадки, в которой речь идет о "приднестровском регионе республики Молдова", то позволим себе напомнить г-ну Кулику и его "источникам" о предполагаемом полном наименовании данного документа и о форме его подписания. Во-первых, в нем идет речь о вооруженном конфликте, а не о политических моделях и параметрах его решения. Если в Киеве ставят под сомнение действенность нынешней миротворческой операции, они могут обратиться в Кишинев с предложением о денонсации данного соглашения; в Тирасполе поддержки этим инициативам не будет. Во-вторых, этот документ был завизирован, а не подписан Президентом Приднестровской Молдавской Республики. Верховный Совет нашего государства одобрил данный документ в правовых рамках, соответствующих его компетенции (речь о Соглашении "О принципах мирного урегулирования вооруженного конфликта в Приднестровском регионе Республики Молдова", подписанном 21 июля 1992 года президентами России и Молдавии в присутствии президента Приднестровья - прим. ИА REGNUM).

Что касается опасений некоторых депутатов Верховной Рады Украины, не так давно озвученных в СМИ. Мы искренне уважаем решения любых административно-территориальных единиц Украины, включая иногда упоминаемый Крыжопольский районный совет. При этом не сомневаемся, что эти решения будут приниматься исключительно в рамках законодательства Украины.

Надеемся, что в дальнейшем и Виталий Александрович, и его "источники информации", и депутаты Украины разных уровней будут более внимательно относиться к реальной информации о сути и значении прошедших переговоров, а также к подлинным интересам Украины в сфере молдо-приднестровского урегулирования".