5 июля из Архангельска вышло экспедиционное судно усиленного ледового класса "Академик Федоров", которое будет работать в Арктике под проводкой атомного ледокола "Россия". Суда встретятся на чистой воде в районе Земли Франца Иосифа 6-7 июля, после чего караван войдёт в сплочённые льды севернее архипелага мощностью 7-10 баллов.

Как рассказал корреспонденту ИА REGNUM действительный член Русского географического общества Геннадий Чумаченко, нынешняя экспедиция, целью которой все так же является уточнение границ российской части континентального шельфа, проходит в более ранние сроки, чем прошлогодняя. И это на руку учёным, так как в районах, покрытых льдами, самый благоприятный период работ начинается в середине июля и заканчивается в сентябре. В этот период максимальная (среднестатистическая) толщина льда в этих районах - от 1,5 до 2,5 метров.

"Словами "самое благоприятное время" обольщаться не приходится, - говорит Геннадий Чумаченко. - Лёд толщиной 2 метра при наличии торосов не всегда по зубам и атомоходу. В прошлом году мы на "России" пробивались в таких условиях со скоростью всего милю за час! Вперёд-назад-вперёд-назад. А когда за ледоколом идет второе судно, и места для маневра нет, такая проводка гораздо сложнее, чем обычная".

Головной научной организацией по обоснованию внешних границ арктического шельфа определен ОАО "Государственный научно-исследовательский навигационно-гидрографический институт" Министерства Обороны. Научной группой ААНИИ будет выполняться программа попутных ледовых, метеорологических и океанографических наблюдений. В нынешнюю навигацию на экспедицию по обеспечение морских исследований целевым назначением выделению из бюджета 1,3 млрд. руб. В 2010 году было выделено 1,5 млрд. рублей.

По словам эксперта, в соответствии с требованиями Комиссии ООН проведение гидрографических работ должно осуществляться с использованием сертифицированных многолучевого и однолучевого эхолотов. Год назад на "Федорове" был установлен многолучевой эхолот ЕМ-122 норвежской фирмы Kongsberg, а сейчас бортовой исследовательский комплекс пополнен аппаратурой сейсмического зондирования морского дна. Также среди оборудования на борту Федорова есть комплекс навигационного оборудования, позволяющий с высокой точностью определять местоположение судна.

Работы по съемке рельефа дна планируется вести на серии прямолинейных галсов, соответствующих подножию континентального склона. На каждом таком прямолинейном отрезке будет проводиться измерение глубин, фиксироваться профиль и элементы структуры океанского дна. Результаты экспедиции после их обработки - а на это потребуется три-четыре месяца - будут переданы в Комиссию он по континентальному шельфу. В эту Комиссию уже переданы все сведения о рельефе дна в бывшем советском секторе Арктики и список предполагаемых полезных ископаемых.

"Напомню, Российская заявка 2001 г. была отклонена не без давления США. Хотя Соединенные Штаты Америки до сих пор не подписали Конвенцию, они опротестовали нашу заявку, ссылаясь на недоказанность того факта, что наш арктический шельф в геологическом отношении является продолжением Сибирской платформы", - добавил эксперт.

Также стоит отметить, что экспедицию провожали депутат Госдумы Артур Чилингаров, директор института С.П.Алексеева, глава Роснедр А.А.Ледовских, бывший заместитель министра, а ныне генеральный директор ОАО "Северная нефтяная компания" И.Ф.Глумов. "Одно только это показывает, сколь высок статус стартовавшей экспедиции, сколько надежд на неё возлагается!", - подчеркнул эксперт.