4 июля президент Азербайджана Ильхам Алиев распорядился наградить медалью "Терегги" ("Прогресс") группу лиц "за заслуги в развитии азербайджанской диаспоры". Среди награжденных лиц и родная дочь президента - Лейла Алиева, а также сын одного из самых влиятельных олигархов в стране, министра по чрезвычайным ситуациям Азербайджана Кямаледдина Гейдарова - Тале Гейдаров. Они награждены "за заслуги в области укрепления дружбы между народами и развития азербайджанской диаспоры", сообщает АзерТАдж.

В Азербайджане, где прочно утвердилась система культа и кланократии, такая новость уже мало кого особо удивляет. Пикантность же этой новости в том, что Лейла Алиева удостоилась государственной награды буквально через несколько дней после обнародования в прессе разоблачительных фактов о новых "бизнес-подвигах" детей президента - речь идет о тайном (тщательно скрываемом от общественности) владении Лейлой и Арзу Алиевыми одного из операторов мобильной связи - компании "Азерфон".

К слову сказать, это далеко не первая информация о том, что дети президента Ильхама Алиева контролируют крупный бизнес и обладают колоссальной собственностью, источники которой не разглашаются. Ранее газета Washington Post напечатала журналистское расследование о крупной недвижимости сына и дочерей президента в Дубае, а радиостанция Азадлыг - о приватизации Арзу Алиевой государственного банка без проведения тендера. Чуть позже сайт Contact.az напечатал расследование о том, как первая леди и ее дочери контролируют большую часть банковского сектора страны.

К сожалению, ответ высшей власти Азербайджана на подобные публикации всегда был демонстративно контрастным - представители правящего клана удостаивались новых титулов, наград, премий, еще более наращивали свой теневой бизнес и атмосферу культа. И на этот раз, в ответ на скандальные разоблачения, дочь президента удостоилась медали.

Одно из удивительных свойств азербайджанской кланократии - это то, что ее высшие представители и члены правящей семьи отнюдь не желают ограничиваться всей полнотой политической и экономической власти в стране, а притязают также на символическое, статусное и культовое подкрепление своих непомерных амбиций. Огромные привилегии, высшие посты и должности, непомерные бизнес-ресурсы, дворцы и особняки в различных уголках мира, миллиардные состояния, неограниченные масштабы прямого и теневого влияния и пр. - всего этого им вроде бы мало. Словно борясь с каким-то тайным комплексом неполноценности, они беспрестанно "самоутверждаются", все время жаждут орденов и медалей, славы и признания, культа и почитания, новых званий и титулов.

Вспомним. В 1998 году Гейдар Алиев удостоил собственного брата, академика Джалала Алиева Ордена независимости. В апреле 2005 года президент Ильхам Алиев вручил себе главную награду страны - новоутвержденный Орден Гейдара Алиева. В 2010 году ордена "Шохрет" ("Славы") удостоился племянник Гейдара Алиева - бессменный глава Нахичеванской автономной республики Васиф Талыбов. Не остались без весомых государственных наград и члены влиятельного пашаевского клана. В 2009 году орденом "Шараф" ("Почета") был награжден отец Мехрибан Алиевой академик Ариф Пашаев. А в мае этого года президент Ильхам Алиев наградил орденом "Шохрет" ("Почета") дядю первой леди Хафиза Пашаева - замминистра иностранных дел и ректора Дипломатической академии. И вот наградная очередь дошла уже и до детей президента.

В последние годы явно прослеживается тенденция: явный рост государственного внимания и интереса к "августейшим" персонам сопровождается столь же явным ослаблением внимания и интереса к рядовым гражданам страны - к их проблемам, нуждам, чаяниям. Логика развития клептократической кланократии уже привела к ситуации, когда вся страна превратилась в зону обслуживания интересов, капризов, амбиций и желаний правящей семьи и горстки влиятельных олигархов. Если вывести за скобки сферу пропаганды, то "его величество народ" постепенно становится лишним элементов в политической системе современного Азербайджана.

Показательный пример. Если в прежние годы ни одни торжества, праздники или внутренние вояжи президента не обходились без фактора "народного присутствия", пусть даже тщательно подготовленного, то теперь ситуация в корне изменилась. Декларируя на пропагандистском уровне лозунг "Все для народа, во имя народа!", правящая элита на деле стремится реализовать принцип - "Но без самого народа!". Иначе как объяснить некоторые парадоксы. Например, в этом году участие президента, членов его семьи и представителей властвующей элиты на традиционных "всенародных торжествах" в честь праздника весны (Новруз) прошли в условиях полного отсутствия самого народа - вся огромная приморская часть центра города Баку была взята под плотный полицейский кордон и представляла, по сути, безлюдное пространство. Или, скажем, недавний грандиозный военный парад на главной площади страны: опять же вся территория вокруг площади и прилегающие части города оказались полностью недоступны для простых смертных, желающих тоже возгордиться достижениями Азербайджана в области военной техники.

Или взять последний факт, о котором пишут газеты. Власти решили снести уже давно заселенное 16-этажное жилое здание только по той негласной причине, что из верхних этажей может просматриваться часть территории строящейся в отдалении новой резиденции президента. Этот факт прекрасно иллюстрирует кланово-олигархическую природу азербайджанской власти и ее демонстративное пренебрежение к правам и интересам рядовых граждан. А ведь все начиналось с политики культа личности...

С первых же дней своего президентства Ильхам Алиев взял курс на утверждение беспрецедентного культа своего отца в статусе "общенационального лидера". Изначально чувствовалось, что это крайне важно для Ильхама Алиева - как в плане политического самоутверждения, так и с целью придания некоего "легитимного" начала азербайджанской неомонархии. В соответствии с этой мотивацией авторитет Гейдара Алиева как типичного лидера авторитарно-клановогого режима стал претерпевать определенную метаморфозу. С 2003 года в политической биографии Гейдара Алиева началась, по сути, новая фаза - "жизнь после смерти", когда личность вождя была подвергнута целенаправленной культовой идеализации. Стараниями сына и всей правящей команды в стране развернулась кампания возвеличения ("ленинизации") имиджа вождя и пересмотра под этим углом зрения новейшей истории Азербайджана.

В соответствии с установкой президента И. Алиева на идеализацию имени и памяти Гейдара Алиева с декабря 2003 года началась и перманентно наращивается масштабная работа по насаждению атрибутов культа личности "общенационального лидера". В каждом населенном пункте страны открыты памятники и музеи вождя, построены и продолжают строиться имени Гейдара Алиева парки, проспекты, школы, спортивные и культурные центры, предприятия и т.д. Причем в целом ряде населенных пунктов страны происходит уже энное "клонирование" одних и тех же культовых объектов.

Исключительное место в тиражировании атрибутики вождизма отводится столице. Почетный гость Баку прибывает в аэропорт имени вождя, проезжает по проспекту его имени, возлагает венок на могилу и цветы к подножию памятника "общенационального лидера", посещает музей и Фонд Гейдара Алиева, встречается с общественностью во дворце, носящем его имя, и далее, совершает экскурсии по многочисленным объектам имени вождя. Вдобавок, представители правящей элиты рассказывают почетному гостю биографию вождя, дарят всякие книги и буклеты, так или иначе ассоциируемые с его жизнью и именем. Словом, вся страна и столица Баку плотно насыщены объектами памяти вождя и потому велика вероятность "встречи" с ним на каждом шагу.

Стараниями правящего режима вождь ни на минуту не оставляет граждан в покое и в частной жизни, поскольку почти всё информационное пространство Азербайджана насыщено его культовой атрибутикой: официальные СМИ и, в особенности телеканалы, каждодневно транслируют фильмы и передачи, посвященные Гейдару Алиеву. Властные структуры уделяют особое внимание идеологическому и информационному обеспечению программы утверждения культа вождя и внедрения в общественное сознание священного образа "общенационального лидера". Изо дня в день идет интенсивное культовое зомбирование общества. Вся страна уже который год охвачена этим зомбированием и практически невозможно найти какой-либо "бункер" для спасения от культа вождя.

Апогей культового зомбирования общества приходится на май-июнь месяцы, поскольку 10 мая - дата рождения вождя (Праздник цветов), а 15 июня - дата его возвращения к власти (День национального спасения). Фактически в течение этого почти двухмесячного культового цикла вся страна "проваливается" в идеологически-информационную вакханалию, которая не поддается логическому осмыслению и словесному описанию.

Но природа политического культа такова, что его невозможно удержать в каких-то разумных пределах или ограничить рамками какой-то отдельной личности. Если политическая система начинает функционировать в режиме, явно тяготеющем к культу личности и кланократии, то рано или поздно культ почившего правителя грозит трансформироваться в одиозный культ здравствующего правителя и членов его семьи.

Так оно и вышло. Сегодня культовые дифирамбы в Азербайджане возносятся не только "во имя отца", но уже чуть ли не по полной сакральной формуле - "Во имя отца, сына и всего святого семейства". Культ личности ускоренно трансформируется в культ семьи.

Правящая семья и властвующая элита в Азербайджане очень любят по каждому поводу демонстрировать всем свою современность и даже "европейскость". Но разве это измеряется знанием языков, внешним лоском, модной одеждой и техникой, фешенебельными особняками, дорогими яхтами, модернизационными проектами?.. Ведь на примере насаждения культа и кланократии неомонархический Азербайджан каждодневно демонстрирует свою приверженность не современным требованиям и европейским канонам, а наихудшим и отжившим образцам восточной тиранической традиции, с присущими ей политическими ритуалами, пренебрегающими правами и свободами граждан. С таким набором негативных мировоззренческих и поведенческих подходов можно ли выстроить позитивный имидж власти и тех, кто эту власть вершит?