В 1,7 раза вырос объем государственной поддержки за счет бюджетов всех уровней экономики Воронежской области в 2010 году по сравнению с 2009 годом. Об этом, как сообщили корреспонденту ИА REGNUM в пресс-службе губернатора, 11 июля на заседании президиума регионального правительства доложил заместитель главы области Александр Гусев.

По его словам, в 2010 году организациям реального сектора экономики области была предоставлена государственная поддержка в объеме более 7,6 млрд рублей, в том числе в виде прямого финансирования за счет средств областного бюджета - в сумме, превышающей 6,9 млрд рублей.

Увеличение объемов господдержки произошло преимущественно за счет средств, направленных АПК на ликвидацию последствий засухи, однако отмечается рост и по другим статьям. В общем объеме мер господдержки в виде прямого финансирования организаций реального сектора экономики 40% являются антикризисными, а 60% направлены на развитие экономики. При этом объем господдержки на развитие экономики увеличился в сравнении со стабильным 2008 годом на 30%.

Отмечалось, что основным получателем государственной поддержки являются предприятия агропромышленного комплекса, их доля в общем объеме в виде прямого финансирования составляет более 93%. Предприятиям промышленности, транспорта и связи оказана господдержка в размере 78,5 млн рублей, малому и среднему бизнесу - в размере 136,5 млн рублей, поддержка особо значимых инвестиционных проектов составила 263,5 млн рублей.

По мнению участников заседания, в целом результативность мер государственной поддержки, предоставленной реальному сектору экономики в 2010 году, можно оценить как положительную. Так, достигнуты более высокие, по сравнению со среднероссийскими, темпы роста экономики: динамика объема ВРП области - 104,5% к уровню 2009 года (РФ - 104%). Объем инвестиций в основной капитал составил 123 млрд рублей, или 122,5% к уровню 2009 года. Объем сельскохозяйственного производства устойчиво рос до августа (по итогам полугодия - на 12,6%, по России - на 2,9%). Засуха и пожары в третьем квартале привели к масштабным потерям в растениеводстве, однако по основным проектам сохранилась тенденция повышения объемов производства продукции. Производство мяса (скот и птица на убой в живой массе) в хозяйствах всех категорий возросло на 14,5% к уровню 2009 года, молока - на 2,8%, яиц - на 1,4%.

На совещании также был обозначен ряд проблем, связанных с эффективностью мер господдержки. По данным Александра Гусева, в течение 2010 года региональное правительство осуществляло сопровождение более 100 инвестиционных проектов с общим объемом инвестиций, превышающим 200 млрд рублей. Экспертный совет принял решение о поддержке более чем 70 инвестиционных проектов на сумму, превышающую 3 млрд рублей. Из них 800 млн рублей - это налоговые льготы, более 2,3 млрд рублей - "прямые" формы поддержки в виде субсидий и компенсаций. Это, по словам заместителя губернатора, создает проблему недостаточности финансовых ресурсов. Ежегодно на меры господдержки претендуют гораздо больше инвесторов, чем может обеспечить областной бюджет. Так, на 2011 год на меры поддержки по инвестпроектам запланировано 651,2 млн рублей, а объем предполагаемой потребности превышает 2 млрд рублей.

Как отметил Александр Гусев, прежде всего требует внимательного рассмотрения вопрос о компенсации затрат на инфраструктуру и технологическое подключение. Именно здесь кроется основная причина образования дефицита бюджетных средств по мерам поддержки. На заседании отмечалось, что решить проблему может дифференциация мер поддержки инвесторов - в зависимости от типа инвестиционных проектов, их значимости и отраслевой принадлежности. Кроме того, по словам Александра Гусева, необходимо провести оптимизацию и прогнозирование затрат, а также, возможно, ограничить сумму субсидий на инфраструктуру. Важным направлением видится планирование инвестиций и разработка комплексного инвестиционного плана. Отмечалось, что на более эффективное применение господдержки предприятий реального сектора экономики нацелен ряд организационных мероприятий, в том числе создание автоматизированной информационной системы "Мониторинг инвестиционных проектов". Ожидается, что поэтапное их сопровождение позволит в среднем сократить время на оформление проектной документации, запуск производства и получение господдержки минимум в полтора раза. Также признано необходимым создание и муниципальных залоговых фондов.