Молдавский писатель Владимир Лорченков, ставший объектом интереса со стороны молдавской Генеральной прокуратуры в связи с делом об апрельских беспорядках 2009 года, в организации которых обвиняется российский писатель Эдуард Багиров, рассказал 14 июля корреспонденту ИА REGNUM о том, как проходил допрос в Генпрокуратуре Молдавии.

"Допрос велся так - допрашивали меня три человека, два из которых не представились, - сообщил Лорченков. - Кто они такие, я не знаю (может прокуратура, может, СИБ). Насколько я понимаю, это нарушение. Эти двое оказывали психологическое воздействие: хамили, "тыкали", переводили разговор на темы, никакого отношения к делу не имеющие (говорят ли мои дети по-молдавски? кто моя жена по национальности? кто мои родители по национальности? отец наполовину белорус? а на другую половину? - такое впечатление, что я присутствовал на заседании комиссии по расовой чистоте). Несколько раз я не мог что-то вспомнить (что я делал 8 мая 1876 года - дата чисто условная) - что, в общем, для обычного человека нормально. Тогда тот, что не представился, многозначительно бросил коллеге "укол ему, что ли сделать, чтобы вспомнил". Второй не представившийся рассказал мне, что "раньше русским военным пенсионерам (отец Владимира Лорченкова - военный пенсионер - прим. ИА REGNUM) после службы предлагали выбирать место жительства, и специально предлагали Молдавию и Кавказ". И долго убеждал меня, что это так (хотя это не так, человек оставался жить на последнем месте службы обычно). От него же я узнал, что "русским в Молдавии понравилось", после чего он интересовался у меня "почему молдаване так толерантны?". Они показали мне распечатку рассказа "Идите в ж..., господин президент", и стали говорить, что я ненавижу молдаван и разжигаю национальную рознь. Задавали мне вопросы по поводу моей книги "Все там будем" (за которую я получил Русскую премию), самый удивительный из которых - почему я вдруг решил ее написать. Удивились, когда узнали, что я читаю на румынском и румынскую литературу. Когда упомянул фамилии Целана, Петреску, Ионеско, свернули тему (они их попросту не знают). Естественно, ничего из этого в протокол внесено не было, поэтому я об этом и говорю, то есть это не секрет, наверное, и я ничего такого не разглашаю. Тот, что представился, был вполне корректен (добрый следователь, я так понимаю)".

"Общее мнение - все это полный беспредел, и они сами прекрасно это понимают. Но, как всегда, уверены в своей безнаказанности и, боюсь, это действительно так. Политическое устройство банановой республики предполагает тонтон-макутство", - подвел итог Владимир Лорченков.