На днях портал Института стран СНГ "Материк" опубликовал статью "Русский мир не нуждается в политической суете" (http://materik.ru/rubric/detail.php?ID=13517) белорусского журналиста и политолога Николая Сергеева, в которой автор выразил свое (да и не только свое, но и целой прослойки деятелей "Русского мира") отношение к процессу, который наметился в последнее время в среде российских организаций соотечественников, да и в целом - пророссийски настроенной общественности стран ближнего и дальнего зарубежья. Все было бы в этом материале хорошо, если бы не целый ряд существенных деталей, которые позволяют не согласиться с занимаемой автором позицией и признать ее не просто глубоко ошибочной, а наносящей серьезный вред Русскому движению в том случае, если бы эта статья действительно претендовала на что-то большее, чем борьбу с ветряными мельницами, которые существуют исключительно в воображении автора.

Во-первых, утверждая, что "Русский мир не нуждается в политической суете" автор совершает такую распространенную логическую ошибку, как "отрицание ложной посылки", которая зачастую используется в споре для увода дискуссии в сторону. Само по себе такое утверждение изначально ложно, так как отрицает то, чего не существует. Такие примеры легко разбираются в разработанной еще в начале ХХ века предикативной логике Фреге-Рассела-Витгенштейна с помощью целого ряда способов, например: "Высказывание, утверждающее, что существует "Золотая гора" ложно, поскольку не существует такого объекта, в котором свойства "гора" и "золотая" совпадают". Утверждение "Русский мир не нуждается в политической суете" изначально ложно, поскольку в нем отрицается то, чего нет (политическая суета). Что же есть? Происходит и началось движение, которое забронзовевшие "герои" Русского мира отказываются принять и понять, так как оно - о ужас! - не согласовано с некими "руководящими верхами", чьим интересам они преданно служат.

Это движение взрывает то болото, в которое некоторые политики и чиновники под шильдой некоторых и вполне понятных организаций пытаются засунуть все то живое, что еще и позволяет утверждать, что "Русский мир" за границами России есть, что он жив. Поэтому если движение нельзя остановить или возглавить, остается одно - дискредитировать его и навесить ярлыки. Такой подход автора похож на поведение черепахи, которая все то движение, что быстрее ее ползания, считает суетой, хотя для других - это та скорость, с которой они только и могут передвигаться. Соответственно, призыв к таким товарищам может быть только один: если хотите - присоединяйтесь, если нет - тогда не мешайте.

Во-вторых, ложна посылка автора, в которой он утверждает, что "в последнее время предпринимаются попытки политизировать понятие "Русский мир" и внести разлад в сообщество российских соотечественников". Во-первых, как показывает практика, сообщество российских соотечественников очень разное. Во-вторых, непонятно, о какой политизации говорит автор. Сейчас у всех есть возможность высказать свое личное мнение и отношение к тем процессам, которые на долгие годы, будем на это надеяться, определят ход российской истории, послужат укреплению позиций России в мире и заметному усилению Русского движения за границей, активность которого значительно ослабла в последние годы. Считать выражение своего мнения о той или иной инициативе "политизацией" - полнейший абсурд. Кто-то поддерживает последние инициативы и активно в них участвует, кто-то выступает против. Высказываться можно и нужно, это и есть демократия. Плохо, когда одни люди пытаются что-то запретить другим, прикрываясь ура-патриотическими лозунгами и используя имеющийся административный ресурс (или, вернее, слабую тень его, остатки былой роскоши), а потом выдают это якобы за общую позицию Русского мира.

В-третьих, разлад в сообществе российских соотечественников существует давно. Его микшировало только то, что некоторым структурам удавалось держать эти процессы под ковром, маргинализируя все то живое, что еще дышало в организациях российских соотечественников. Как только эти организации получили возможность свободно высказываться и площадку для выражений своего мнения, не совпадающего с мнением организаций "профессиональных соотечественников", их сразу обвинили, что и делает автор, в "политизации". Т.е. получается, что система, когда соотечественникам, не согласным с существующими порядками бюрократически-клановой борьбы "профессиональных русских" за распределение денежных знаков, просто затыкали рот с использованием административного ресурса, автора устраивала, а как только её (а вернее - ужё труп) заслуженно взорвали, он сразу усмотрел опасность своему (призрачному и едва оплачиваемому) статусу и праву озвучивать некую "общую позицию".

Далее. Автор пишет: "различными политическими группами... предпринимаются попытки политизировать понятие Русский мир..., и тем самым внести разлад в сообщество российских соотечественников, полагая, что русские организации за пределами Российской Федерации должны высказываться...". Во-первых, такая трактовка происходящего - наглая ложь. Никто никого не заставляет, никто никому ничего не должен. Предлагают (в рамках демократических процедур) высказаться и провести дискуссию. Вместо этого - следуют запреты и отказ выполнять процедуры, прописанные в Уставе. Ярким примером такого подхода выступает история не просто с отказом председателя Белорусского общественного объединения "Русь" (далее - БОО "Русь") проводить собрание правления организации с целью обсуждения последних инициатив в Русском мире, а запретом на проведение собрания правления, что вообще уже не лезет ни в какие ворота.

Автор, конечно, имеет право на собственный взгляд относительно того, повлияют или нет последние инициативы на ход российской избирательной кампании, хотя это дело российского ЦИК, какого рода задачи стоят перед организациями российских соотечественников, как и на то, что собой представляет Русь. Этим и силен интернациональный, имперский подход к вопросам Русского мира - он не устанавливает запретов на то, кто и как может выражать свою точку зрения.

Вызывает вопросы другое. На словах автор призывает к дискуссии по вопросу "Русского мира", а на деле, как заместитель председателя БОО "Русь", действует абсолютно тоталитарными методами, присоединяясь к тем, кто запрещает проводить правление организации для проведения дискуссии. И это двуличие автора возмущает: перед читателям "Материка" он хочет предстать в виде рафинированного интеллектуала-демократа, на словах выступающего за дискуссию по поводу последних инициатив, а на деле выступает как талантливый ученик тоталитарной секты, выступающий против свободы слова и свободы мнений.

Автор также глубоко ошибается в том, что гражданам России не важно, какую гражданскую позицию занимают российские соотечественники за рубежом в отношении наиболее актуальных вопросов общественного развития страны. Мнение российских зарубежных соотечественников, как и пророссийских сил в целом, - очень важный фактор консолидации общественного мнения, политического оздоровления и общенационального консенсуса внутри России. И не только внутри. Прикрываясь якобы заботой о сохранении единства и чистоты рядов Русского движения, призывая не политизировать якобы девственно чистое в политическом плане Русское движение, на самом деле автор призывает коллег по Русскому миру замолчать, не высовываться, не высказывать личной гражданской позиции и дожидаться "руководящих решений" некоего руководства, которое, очень мягко говоря, занимает откровенно выжидательную позицию к последним инициативам патриотически настроенной общественности. Т.е. на первом месте в подобного рода рассуждениях на самом деле стоят не интересы России и Русского мира, а узкой группы прикормленных профессиональных соотечественников. Это с одной стороны.

С другой стороны, такой подход в корне противоречит тем тенденциям в общественной жизни России, которые мы наблюдаем в последнее время. В стране происходит широкая дискуссия относительно путей и форм модернизации экономики, развития демократических норм и т.д. Руководство страны заинтересовано в создании новых социальных лифтов для тех граждан страны, которые занимают активную жизненную и гражданскую позицию, так как ныне действующие механизмы социальной ротации элиты работают из рук вон плохо, что, в свою очередь, приводит к тому, что Россия вынуждена вновь заниматься догоняющим развитием. Вместо того, чтобы активно включиться в эти процессы и тем самым поддержать Россию в решении сложных и актуальных задач, автор предлагает Русскому движению отойти в сторону и молча понаблюдать за происходящим, потребляя крохи с её бюрократического стола.

Конечно, во всемирном Русском деле суета и сиюминутность недопустимы. Непонятно только: почему автор адресует этот упрек той инициативе, которая вызвала живой отклик во всех слоях российского, да и не только российского, общества. Еще менее допустимы двуличие, трусость и отсутствие позиции. Особенно в то время, когда каждый, хочет он того или нет, просто по факту своего экзистенциального существования становится выразителем той или иной позиции.

И если кто-то забыл, то хотелось бы напомнить, что не так давно одну Родину мы уже потеряли. И потеряли как раз из-за молчаливого и боящегося "политизации" большинства. Второй раз хотите наступить на одни и те же грабли? Спасибо, товарисч, но нам с Вами не по пути.

Юрий Баранчик - руководитель Белорусской региональной группы участников инициативы "Интернациональная Россия" Общероссийского народного фронта