После опубликованного 29 июля в Польше отчета о причинах катастрофы польского правительственного самолета Ту-154 10 апреля 2010 года под Смоленском, в котором значительная часть вины возлагается на 36-ой спецполк польской транспортной авиации, в тот же день подал в отставку министр обороны Польши Богдан Клих.

Новый министр обороны Томаш Семоняк принял решение о расформировании этого полка. Среди решений Семоняка - также решение об увольнении из состава вооружённых сил 13 высокопоставленных офицеров, в том числе трех генералов, отвечавших за подготовку летного состава Ту-154. Отныне представители руководства страны будут летать самолетами национальной гражданской авиакомпании LOT, приватизация которой стоит в планах польского правительства. Весь авиапарк 36-го спецполка (один Ту-154М, четыре Як-40 и два Embraer-175) будет распродан. В связи с этой информацией в польских блогах появились противники продажи оставшегося Ту-154, которые призывают власти страны хотя бы оставить этот самолет в музее.

Главный редактор журнала Raport Войцех Лучак уверен, что решение о расформировании 36-го полка было необдуманным и поспешным. По его мнению, не было дано ответа на главный вопрос, который был широко освещен в отчете о причинах катастрофы, - почему в 36-ом полку так долго "царил балаган" и не был наведён порядок. "Наказан был весь полк, хотя там были люди, ответственно подходившие к своим обязанностям. Это, например, наземный персонал, механики. В сложных условиях, на старом оборудовании, они прилагали максимум усилий, чтобы оно было пригодным для использования. Этих людей наказали несправедливо", - отметил он в интервью газете Super Express. Лучак также указывает на тот факт, что, благодаря новым правилам, а именно правилам перевозки VIP-персон на самолетах гражданской авиации, польские визитеры будут сталкиваться с проблемой посадки в военных зонах, в первую очередь потому, что гражданские пилоты не имеют права садиться в таких местах. Гражданские самолеты не имеют соответствующего уровня безопасности. "Капитан каждого гражданского судна имеет закрашенные красным цветом районы по всему миру, куда ему нельзя даже заглядывать, поскольку этого не предусматривает система страхования гражданского воздушного судна", - заявил он.

Газета Nasz Dziennik считает, что столь скорое решение о расформировании спецполка является попыткой скрыть ошибки правительственных структур, ответственных за состояние польских Вооруженных сил. "Лишая государство правительственного воздушного флота, премьер Дональд Туск ставит под угрозу жизнь польских солдат в Афганистане и Косово. В случае необходимости срочной эвакуации в кризисной ситуации - не будет даже на чем их доставить в Польшу. Ведь на военном аэродроме не сядет ни один гражданский самолет. С этой точки зрения министр обороны Томаш Семоняк, который, вероятно, вместе с министерским портфелем получил и готовую идею расформировать спецполк, подвергает себя угрозе разделить судьбу Богдана Клиха. Он согласился дать своё имя, мягко говоря, необдуманному решению. Суть их философии сводится к следующему: если нельзя расформировать правительство, то нужно расформировать спецполк", - пишет газета.

Решением о ликвидации 36-го спецполка очень доволен глава МИД Польши Радослав Сикорски. 4 августа, в день принятия решения, правительственный самолет Ту-154М с бортовым номером 102 привез из Узбекистана в Польшу правительственную делегацию во главе с Сикорским, которая прибыла ранее туда из Афганистана. "Последний рейс с 36-ым полком. Браво, министр Семоняк. Сейчас пришло время обучаться по системе, в соответствии с лучшими НАТОвскими образцами", - написал в тот же день в Twitter Радослав Сикорски.

Глава Бюро национальной безопасности Станислав Козей признался, что ликвидация 36-го спецполка была для него неожиданностью. Тем не менее, он считает, что следует говорить не о расформировании, а о реорганизации. По его словам, премьер-министр Дональд Туск заявил о намерении создать новое соответствующее подразделение, которое будет отвечать за перевозку важнейших лиц в государстве. Как заметил Козей, спецполк уже давно потерял способность осуществления подобного рода миссии. "Яки (Як-40) уже выработали или вырабатывают ресурсы, нет смысла содержать один самолет дальнего действия при неукоплектованном экипаже. Давайте надеяться, что, наряду с заявлением о создании нового подразделения, государство закупит новые вертолеты и самолеты средней дальности. Трудно себе представить, чтобы государство не имело военного подразделения такого рода", - заявил генерал Козей.

В польском официальном отчете о причинах Смоленской катастрофы даны профилактические рекомендации, большинство из которых касалось деятельности и подготовки личного состава 36-го спецполка. Причиной же крушения самолета Ту-154М в бортовым номером 101 в отчете называется снижение самолёта ниже минимальной высоты снижения при чрезмерной скорости снижения, в метеорологических условиях, не позволяющих визуальный контакт с землёй и запоздание начала процедуры ухода самолёта на второй круг. Это привело к столкновению с наземным препятствием, отрыву фрагмента левого крыла вместе с элероном и как следствие - потере управляемости самолета и столкновению с землёй.