Создание на острове Кундзиньсала в устье Даугавы портового терминала по перевалке и хранению минеральных удобрений Riga fertilizer terminal, проектной мощностью в 2 млн тонн в год, одобренное 26 июля Рижской думой, таит в себе потенциальную угрозу для латвийской столицы и всей Латвии. Об этом сегодня, 1 сентября, сообщает австрийское агентство Baltic News Network (BNN) GMBH.

При достижении проектной мощности терминала 52%, или 1,05 млн тонн переваливаемых им грузов, будет составлять аммиачная селитра всех видов. Между тем, аммиачная селитра является весьма взрыво- и пожароопасным продуктом, который активно используется в террористических целях. Именно она применялась террористами при осуществлении взрывов в США, Великобритании, Испании, Норвегии, Турции, Афганистане, Индии, на Ближнем Востоке, в России и других странах. В связи с этим многие страны приняли самые решительные меры для ограничения количества аммиачной селитры, находящейся на их территории. Так, например, в Ирландии, Китае, Колумбии, Узбекистане, Афганистане, на Филиппинах был наложен запрет на использование аммиачной селитры в сельском хозяйстве.

Рижская дума дала согласие на строительство терминала по перевалке и хранению аммиачной селитры рядом с терминалами, работающими с нефтепродуктами и сжиженным газом, что предполагает, следование через центр столицы Латвии железнодорожным путем, в среднем, порядка 4000 тонн аммиачной селитры в сутки. Обеспечить гарантированную безопасность транспортировки этого опасного химического продукта на всем пути его следования невозможно. Согласно решению Рижской думы, на Riga fertilizer terminal в Рижском порту разрешено хранение 90 тыс. тонн аммиачной селитры всех видов. В мире нет портов, где разрешалось бы хранить более 5000 тонн этого продукта.

Поводом для такого решения стало заключение Государственного бюро по надзору за окружающей средой о том, что возведение терминала вблизи центра столицы Латвии не представляет опасности, как для экологии, так и здоровья и жизни жителей. В свою очередь, Рижская дума утверждает, что реализация проекта принесет городу пользу.

Между тем, независимые эксперты в области функционирования портов, охраны среды, безопасности жизнедеятельности, борьбы с терроризмом подвергают обоснованному сомнению полноту и объективность информации, на основании которой принято решение Рижской думой. Специалисты полагают, что на различных стадиях согласования проекта строительства Riga fertilizer terminal отсутствовала прозрачность, общественное обсуждение проведено формально, общество введено в заблуждение относительно исключительной экономической выгоды для города и страны перевалки и хранения в Рижском порту всех видов аммиачной селитры, деловая репутация инициаторов строительства терминала весьма сомнительна и, самое главное, всячески затушевывается, какую смертельную опасность для Риги и ее жителей будет представлять функционирование проектируемого терминала.

В программе развития Рижского свободного порта на 2009-2018 годы возведение данного объекта отсутствует. Но в июле 2009 года была зарегистрирована теряющаяся в офшоре фирма Uralchem Trading, которая стала представителем в Латвии российского химического холдинга ОХК "Уралхим", и, как сообщало ИА REGNUM, вскоре с одобрения тогдашнего вице-мэра Риги, председателя Рижского свободного порта Айнара Шлесерса (ЛПП/"Латвийский путь") "Уралхим" заключил договор с ООО Rīgas Tirdzniecības osta о строительстве Riga fertilizer terminal. "Конечно, требуются согласования, но я считаю, что этот проект будет успешно реализован", - заявил в сентябре 2010 года Шлесерс ИА REGNUM. И вот теперь BNN GMBH провело и планирует опубликовать независимое журналистское расследование на эту тему.