"Приднестровская Молдавская Республика - это не чей-то "политический проект", Европейского союза, России или США, это государство, созданное по воле народа для защиты прав человека", - заявил, как сообщили в пресс-службе президента ПМР, 1 сентября 2011 года на торжественном собрании, посвященном 21-й годовщине образования Приднестровской Молдавской Республики президент ПМР Игорь Смирнов, передает корреспондент ИА REGNUM.

"За 21 год своего существования республика доказала свою жизнеспособность, наш народ на референдуме 2006 года (17 сентября 2006 года в Приднестровской Молдавской Республике состоялся референдум, по итогам которого более 97% избирателей высказались за независимость Приднестровья от Молдавии с последующим вхождением в состав России - прим. ИА REGNUM) подтвердил свой выбор жить в независимой стране, развиваться вместе с Россией, - продолжил Смирнов. - Потому какие-то планы "реинтеграции" или закон Республики Молдова 2005 года (22 июля 2005 года парламент Молдавии в одностороннем порядке принял закон "Об основных положениях особого правового статуса Приднестровья". Закон устанавливает статус Приднестровья как "особого автономно-территориального образования, являющегося неотъемлемой составной частью Республики Молдова", которое "в пределах полномочий, определенных Конституцией и законами Республики Молдова, решает вопросы, отнесенные к его ведению" - прим. ИА REGNUM) не могут быть основой или предметом переговоров. Попытки некоторых политиков, стран или международных организаций соединить несоединимое - контрпродуктивны. Приднестровье и Республика Молдова - это не только две различные экономические системы, разные бюджеты и налоговая политика, финансовые системы и валюта, стандарты образования и социальная защита. Непреодолимой границей между Республикой Молдова и Приднестровьем является культурно-цивилизационный рубеж. РМ стремится в евроатлантическое пространство, в то время как Приднестровье, оставаясь неотъемлемой частью Большой Европы, видит свое будущее в Русском мире и максимально тесном взаимодействии с Россией".

Президент ПМР заявил, что "прецеденты признания независимости государств на евразийском пространстве и в мире наглядно показывают, что референдарный механизм становится реальной основой урегулирования конфликтов". "В этом году появилось новое признанное мировым сообществом государство - Республика Южный Судан. Мы с удовлетворением отмечаем, что правовым основанием для его признания стали результаты волеизъявления граждан. Однако мировому сообществу понадобилось 50 лет для того, чтобы понять, что существование единого государства, в котором проживают столь различные в этнокультурном и цивилизационном отношении сообщества, невозможно. Мы уверены в том, что принципы урегулирования должны быть едины для всех конфликтных регионов и не должны зависеть ни от географического положения, ни от наличия энергоресурсов, ни от интересов одной или группы стран. Мы провели семь общенародных референдумов. Готовы провести еще один под международным мониторингом, с условием, что его результаты станут правовой основой для признания независимости нашей республики", - отметил Смирнов.

Он напомнил, что в этом году исполнилось 19 лет миротворческой операции на Днестре. "Ни у кого нет сомнений в том, что благодаря России в этом регионе Европы сохраняется мир и стабильность. Успешность и уникальность миротворческой операции в Приднестровье необходимо изучать всем европейским и западным структурам, чьи военнослужащие участвуют в подобных миссиях в различных регионах мира. У нашего народа вызывает недоумение и озабоченность цинизм и напористость молдавских и западных чиновников и политиков, которые увязывают успех урегулирования молдавско-приднестровских отношений с выводом российских войск и миротворцев. Лицемерие такой позиции не выдерживает никакой критики. Если международное сообщество заинтересовано в создании системы общеевропейской безопасности, то не российские миротворцы являются ее угрозой, а совершенно другие вызовы. Это и расширение НАТО, и размещение американских военных баз и элементов ПРО в различных странах Европы, это и международный терроризм, и военное вмешательство во внутренние дела других суверенных государств. События на Ближнем Востоке показывают, что основанием для нарушения суверенитета и начала военных действий может явиться даже несоответствие внутренней политики государства интересам некоторых стран-членов НАТО. Мир не стал безопаснее. А ликвидация российского военного присутствия в Приднестровье, в случае ее реализации, стала бы непоправимой ошибкой, способной привести к созданию полосы отчуждения вокруг России. Поэтому сохранение российских миротворческих сил и Оперативной группы российских войск в Приднестровье - это в интересах и Приднестровья, и России. Мы будем приветствовать решение России об увеличении здесь своего воинского контингента и миротворцев, если таковое последует. Для такого шага у России есть все международные правовые основания (В соответствии с требованиями одесского Соглашения 1998 года "О мерах доверия и развитии контактов между Молдавией и Приднестровьем", численность миротворческих контингентов Молдавии и Приднестровья была сокращена до 500 человек с каждой стороны. Несмотря на то, что требования Одесского соглашения не касались России, численность российских миротворцев была сокращена Москвой в порядке самостоятельной односторонней инициативы. Впоследствии, учитывая сложный характер переговорного процесса, начиная с 2001 года, Приднестровская Молдавская Республика неоднократно просила Россию увеличить в соответствии с Соглашением о принципах молдавско-приднестровского урегулирования 1992 года численность российского воинского контингента в Зоне безопасности молдавско-приднестровского конфликта до 3200 человек, а также возобновить функционирование вертолётной эскадрильи ВС РФ в составе шести вертолетов МИ-8 и четырех вертолетов огневой поддержки МИ-24 для контроля за ситуацией и оперативного реагирования на возможные инциденты и вооруженные провокации в Зоне безопасности - прим. ИА REGNUM)", - отметил Игорь Смирнов.