Завершилась арктическая экспедиция судна "Академик Федоров", целью которой был сбор научных данных, которые необходимы России для уточнения границ российской части континентального шельфа. Как сообщил корреспонденту ИА REGNUM действительный член Русского географического общества, участник нескольких научных экспедиций Геннадий Чумаченко, собранные данные предстоит обработать и проанализировать. После этого полученные результаты будут включены в заявку России в Комиссии ООН на расширение границ континентального шельф.

"Россия организовала уже несколько высокоширотных экспедиций для батиметрических и геологических исследований морского дна, - рассказал Геннадий Чумаченко. - Эти работы весьма затратны. Только на нынешнюю экспедицию выделено 1,3 млрд. руб. В прошлом году - 1,5 млрд. руб. По оценкам экспертов, аренда уникальной аппаратуры обходится в десятки тысяч долларов за час её работы в океане. Подготовительные работы на судке "Академик Фёдоров" стоили более 5 млн. евро. Наконец, обсчёт результатов сейсморазведки на арктическом шельфе - порядка 10 млн. долларов". Эксперт отметил, что проведена работа большого масштаба, "собрана ценнейшая и наверняка востребованная информация, которая могла бы найти своего покупателя".

Однако относительно влияния этой работы на прохождение заявки в Комиссии ООН по границам континентального шельфа существуют различные мнения. Многие учёные-геологи и политологи выражают обоснованное сомнение в том, что даже столь масштабное предприятие снимет все вопросы и обеспечит гарантированное продвижение российской заявки, поспешно поданной в 2001г. "Сомнения эти двоякого рода, - пояснил Геннадий Чумаченко. - Во-первых, есть достаточно много серьёзных, в основном зарубежных, научных работ, в которых обосновывается тезис об структурно-геологической связи шельфа с Канадско-гренландским щитом, а то и вовсе опровергается его континентальная природа. Поэтому многие видные специалисты уверены, что неопровержимые и окончательные данные о геологической природе подводных хребтов могут дать только изучение донных пород, извлечённых при глубоководном бурении. Однако техники для этого у нас сейчас нет, к тому же Россия не участвует в подобной международной программе арктического бурения.

Во-вторых, заявка может быть утверждена Комиссией ООН только при консенсусе всех пяти приактических стран, и многие эксперты считают, что под любым предлогом Запад никогда не пойдёт на это: слишком велики ставки, слишком слаба сейчас Россия. Как вариант: Россия получит согласие запада только ценой больших уступок соседям. Одна из таких уступок - только что вступивший в силу договор с Норвегией о разграничении Баренцева моря. По мнению некоторых экспертов, Россия, по существу, отдала норвежцам крупнейшие нефтегазовые месторождения Свода Федынского, а также значительные рыболовные угодья. За этот договор, несмотря на активные протесты, ратовало Министерство природных ресурсов".

Более того, по мнению эксперта, ряд ведущих специалистов по международному морскому праву считают, что России вообще ничего не надо доказывать, ибо её права на шельф сложились исторически, существуют изначально, признаны мировым сообществом де-факто и не отменены ни одним внутригосударственным законодательным актом. Достаточно самим исполнять положения этих документов и последовательно добиваться этого от других стран. Вместо этого Россия уже своей заявкой сама отказалась от 310 тыс. кв. км Арктики, традиционно входивших в зону её интересов и ответственности.

Напомним, Россия подала заявку в Комиссию ООН, претендуя на расширение границ России в Арктике. Цель Российской Федерации - доказать, что Хребет Ломоносова в Северном ледовитом океане является продолжением российского континентального шельфа.