Ануш Левонян в статье "Признание независимости Нагорного Карабаха: уругвайский казус" ошибочно трактует суть Мадридских предложений. "Оккупированные районы должны быть поэтапно освобождены, а в самом Карабахе в будущем проведен имеющий обязательную юридическую силу референдум по вопросу о статусе края" - полагает она.

Между тем, это вольная трактовка документа. Мадридские принципы не конкретизируют временные и, самое главное, географические рамки проведения голосования. В документе не говорится, что голосование должно быть проведено именно в Карабахе. Возможно, поэтому в опубликованном документе, к сожалению, не использовано слово "референдум". "К сожалению", так как использование этого слова означало бы, что референдум должен быть проведен на всей территории Азербайджана согласно Конституции последнего. В этом, возможно, заключается причина, по которой посредники решили выразиться как можно обобщённее.

Кстати, Баку был бы не против использования слова "референдум" по известной причине.

Другая ошибка, впрочем довольно распространенная, заключается в том, что якобы территориальная целостность восстановится с возвращением Азербайджану семи районов, а вопрос Нагорного Карабаха, дескать, относится уже к сфере самоопределения народов. Неизвестно, на основе чего Левонян делает такие смелые заключения. Как известно, международное сообщество признало Азербайджан и приняло в состав ООН и других международных организаций с территорией 86.600 кв.км, то есть вместе с Нагорным Карабахом. Как ни крути, факт остается фактом. И поэтому освобождение всего лишь 7 районов не поставит точку в восстановлении территориальной целостности Азербайджана.

Мадридские принципы сформулированы предельно четко и основаны на трех постулатах - неприменение силы, территориальная целостность и самоопределение. Это означает, что урегулирование возможно только политическим путем, территориальная целостность должна быть восстановлена полностью (а не частично) путем безусловного освобождения семи районов и предоставления Лачинскому коридору и Нагорному Карабаху некоего неопределенного временного статуса (впрочем, не нарушающего, разумеется, территориальную целостность Азербайджана - то бишь на этом этапе НК и коридор по-прежнему де-юре останутся частью Азербайджана), после чего возможна реализация права на самоопределение посредством юридически обязывающего голосования (не уточняется где конкретно) с целью определения окончательного ПРАВОВОГО статуса Нагорного Карабаха, но, опять же, не нарушающего территорильную целостность, как того требует Хельсинкский Акт 1975 года.

Армянские эксперты все как один игнорируют выделенное выше слово "правовой". А ведь оно является ключевым. Речь идет о выработке именно ПРАВОВОГО статуса, то есть легального, законного, конституционного, а не провозглашенного в одностороннем порядке. Это означает, что нынешний односторонне объявленный статус не является правовым (незаконный "референдум" 1991 года в нарушение Конституции Азербайджана). А будущий окончательный статус обретет правовую окраску только в случае соответствия его закону. Закону какого государства - вопрос риторический.

В этой связи совершенно неслучайно было раскрытие Президентом Ильхамом Алиевым важнейшей детали из держащегося в условиях конфиденциальности полного текста Мадридского документа, которая прошла мимо внимания многих экспертов. В своем выступлении 12 июля на заседании Кабинета министров, посвященном итогам социально-экономического развития Азербайджана в первом полугодии, Президент Ильхам Алиев сказал: "Что касается определения правового статуса Нагорного Карабаха, то в принципах 2009 года было указано, что это вопрос будущего, и, в случае согласия сторон, он может найти свое решение. То есть без согласия Азербайджана у Нагорного Карабаха не может быть никакого правового статуса".

В случае согласия сторон! Вот наиглавнейшее ключевое слово из того, что не было до сих пор опубликовано. Как писало в июле этого года азербайджанское издание aze.az, "даже если слов "в случае согласия сторон" и нет в неопубликованной части Мадридского документа, все равно опубликованное слово "правовой" применительно к окончательному статусу означает согласие сторон. Если не будет согласия Баку, то, стало быть, не будет и самого обсуждения вопроса о выработке окончательного статуса (однако это никак не задерживает освобождение территорий и возвращение беженцев). Уже сегодня Президент заявил, что независимости не будет, согласия Азербайджан, как это имело место в Судане, не даст. А стало быть и окончательного правового статуса достичь будет трудно, если, разумеется, армянская община не согласится на реинтеграцию Карабаха в состав Азербайджана (азербайджанская община всегда на это готова). Вот почему армянская сторона на переговорах все время пытается добиться определения точной даты голосования, в то время как без согласия Баку оно невозможно или же оно рискует вновь оказаться неправовым, как это уже однажды было в декабре 1991 года. И вот почему Баку против точной даты, так как ее установление означало бы, во-первых, согласие Баку на южно-суданский сценарий, а во-вторых - лишение козырной карты неопределенности, которую создает слово "в будущем". В то же время, в документе по части освобождения территорий не говорится "о согласии сторон" или прочих предусловиях для реализации данного пункта. Мадридские принципы содержат недвусмысленное ТРЕБОВАНИЕ об освобождении районов, а не достижение какого-то "согласия сторон" по этому поводу. То же самое относится и к вопросу о возвращении беженцев".

Таким образом, согласно Мадридским предложениям территориальная целостность Азербайджана должна быть восстановлена не частично, а полностью, т.е. на всех 86.600 кв.км (иначе это уже не "целостность"), самоопределение возможно в тех лимитах, которые определены международным правом для каждого контекста (колониальный контекст, несамоуправляющиеся территории, национальные меньшинства и др. контексты), а голосование возможно при согласии сторон.