Интервью ИА REGNUM с руководителем Центра нефтяных исследований Азербайджана (Баку) Ильхамом Шабаном.

ИА REGNUM: Азербайджан менее, чем за год открыл ещё два крупных месторождения на Каспии, увеличив, тем самым, свои газовые запасы более, чем на 500 млрд кубометров. Насколько эти запасы повышают шансы реализации NABUCCO?

К сожалению, в краткосрочной перспективе фактически никак не повлияют. Так как, акционеры NABUCCO уже заявили, что собираются сдать в эксплуатацию газопровод в 2017 году, то есть они нацелены на газ, добыча которого ожидается в рамках проекта "Стадия-2" разработки месторождении "Шах-дениз". Новооткрытые газовые месторождения же планируется разрабатывать лишь во втором десятилетии. Это не желание Азербайджана, а связано с соблюдением всего цикла технологической цепочки разработки глубоководных месторождений. Месторождение "Умид", открытое Госнефтекомпанией Азербайджана, можно разрабатывать уже к 2021 году, а недавно открытое "Абшерон" - где-то к 2022 году.

Азербайджан же к концу этого года после оценки трубопроводных компаний (NABUCCO, ITGI и TAP) примет решение об экспорте своего свободного газа в объеме 10 млрд кубометров в рамках "Стадия-2" начиная с 2017 года. Поэтому от увеличения запасов голубого топлива Азербайджана шансы NABUCCO получить путевку в жизнь особо не повысились.

ИА REGNUM: Кстати, в проекте "Абшерон" принимают участие гиганты европейского энергетического сектора: Total (40% - оператор проекта) и Gaz de France SUEZ (20%). Это первый контракт, где иностранными партнерами Госнефтекомпании Азербайджана выступают только французские компании. Как Вы считаете, при реализации газа с этого месторождения возможна ли конкуренция или конфликт с ВР?

Сложный и очень интересный вопрос. Действительно, в Азербайджане за последние 17 лет все продуктивные проекты оказывались под руководством компании British Petroleum. Oна - главная фигура и в нефтедобыче ("Азери-Чыраг-Гюнешли"), и газодобыче ("Шах-дениз"). Она также оператор двух региональных инфраструктурных проектов: нефтепровода Баку-Тбилиси-Джейхан (ВТС) и газопровода Баку-Тбилиси-Эрзурум. И вдруг открывается месторождение, где нет британского гиганта. Мы из практики уже знаем, что с ВР в коммерческих вопросах нельзя "шутить". Даже мировой гигант ExxonMobil, партнер ВР в проекте "Азери-Чыраг-Гюнешли", в свое время не захотел принять участие в финансировании проекта нефтепровода ВТС. Однако после его запуска американская компания не смогла получить доступ в трубопровод - предложенные тарифы не устроили ExxonMobil, и она до сих пор свою долю вынуждена транспортировать на мировые рынки посредством железной дороги по маршруту Баку-Батуми.

Поэтому Азербайджан в настоящее время рассматривает вариант строительства нового газопровода, с пропускной способностью 20 млрд кубометров. Этот трубопровод будет фактически параллельным Баку-Тбилиси-Эрзурум. Если это произойдет, то будет создана новая газотранспортная компания, с новыми участниками, в том числе с французскими добывающими компаниями. По всей вероятности, в этой компании оператором станет уже Госнефтекомпания Азербайджана. Потому, что она к этому времени увеличит свое присутствие как на рынке Грузии, так и Турции и ей необходимо будет надежная современная инфраструктура.

ИА REGNUM: Как известно ЕС дал мандат Еврокомиссии по энергетике на ведение переговоров по Транскаспийскому газопроводу с правительствами Туркменистана и Азербайджана. Как Вы оцениваете шансы реализации данного проекта, план которого существовал еще с 1996 года?

Считаю, что проект Транскаспийского газопровода в середине 90-х годах был более реалистичен, чем сейчас. Потому что тогда был реальный покупатель в качестве Турции. Причем она зарезервировала из Туркменистана 30 млрд кубометров ежегодно. А сейчас Туркменистан готов представить для нужд европейского рынка всего лишь 10 млрд кубометров. Причем на своей сухопутной границе, не неся никакой ответственности за охрану и безопасность подводного трубопровода.

Что же касается реализации проекта, то в Европе заявление официального ЕС по Транскаспийскому газопроводу вызвало у многих эйфорию. Меня особенно удивила реакция представителей компаний, входящих в состав проектируемого NABUCCO. Мне не понятна суть эйфории представителей бизнеса: после решения ЕС стоимость акций их компаний так и не повысилась, Еврокомиссариат по энергетике им проектные заказы не сделал и т.д. Надо учесть, что ЕС - это политическая организация, он не будет строить Транскаспийский газопровод. Даже у Еврокомиссариата по энергетике нет специального Треста по сооружению трубопроводов. То есть, для реализации проекта есть два варианта: либо создается TransCaspian Pipeline Co, которая отвечает за доставку туркменского газа с туркменского берега в Баку и далее, или же NABUCCO продлевается с Эрзурума до Туркменбаши. Естественно, что эти компании будут частными и проект должен функционировать как прибыльная бизнес-структура. В противном случае, проект останется на бумаге, как это сейчас происходит с NABUCCO.

ИА REGNUM: А Вы не допускаете, что ЕС окажет изначальную финансовую поддержку проекту, чтобы процесс пошел?

Возможно, но инфраструктурные проекты рассчитаны на долгосрочные периоды и здесь невозможно подпитывать проект только стимулирующими взносами. Я подсчитал, что в любом случае ЕС придется выделить миллиардные гранты. Почему? Главный тезис ЕС при реализации Транскаспийского газопровода - доставить в европейский рынок альтернативное российскому газу топливо. Полагают, что наличие такой альтернативы позволит обеспечить конкурирующее ценообразование. Однако только строительство NABUCCO из Эрзурума до восточных границ Австрии обойдется в 15 млрд евро (расчет - ВР), до Туркменистана - еще 5 млрд евро, если не больше. Всем известно, что Туркменистан свою инфраструктуру создает, чтобы доставить газ с востока к берегам Каспия. То есть все это немалые деньги. К тому же, по вопросу транзита туркменского газа по территории Азербайджана, Грузии, Турции необходимо будет вести новые переговоры. То, что Азербайджан сейчас ведет переговоры с Турцией о транзите газа - это относится только к азербайджанским энергоресурсам. Для доставки туркменского газа в центр Европы необходимо будет преодолевать 5000 км пути. В итоге туркменский газ будет очень дорогим для распределительных компаний. В то время как у России будет очень хорошая инфраструктура для поставок газа в Европу. Причем заработает также "Штокман". Чтобы конкурировать на рынке с ценами "Газпрома", ЕС тогда придется из своих резервов поддержать газораспределительные компании, работающие на туркменском газе, в противном случае последствия будут еще хуже.

Поэтому, без проведения первичного технико-экономического обоснования, будущее Транскаспийского газопровода выглядит туманно. О проекте пока говорят лишь политики.