Многообразие арифметических комбинаций составления новой правящей коалиции в Латвии не должно нас вводить в заблуждение. Серьезно следует рассматривать только два варианта: "Единство" и Партия реформ Затлерса (ПРЗ) с "Центром согласия" (ЦС) без "Все - Латвии!"-ТБ/ДННЛ или с "Все - Латвии!"-ТБ/ДННЛ, но без "Центра согласия". И теоретически, и практически возможны оба, но, какой из них является более вероятным? На мой взгляд, 14 мандатов "висулатвияйцев" окажутся в глазах ПРЗ и "Единства" предпочтительнее 31 мандата "согласистов".

Не сомневаюсь, "Центр согласия" готов идти на уступки. Он уже пошел на попятное и в вопросе пенсий, и в вопросе обслуживания долга МВФ и Еврокомиссии, не говоря уже о признании "факта советской оккупации" Латвии. Избиратели ЦС хотят видеть "согласистов" в правительстве. Их воображение настолько распалено, что они проглотят любую, самую горькую пилюлю, лишь бы произнести заветную фразу: "Наши у власти". Со стороны избирателей в данный момент "Центру согласия" ничего не угрожает.

Но дело в том, что еще больше, чем электорат ЦС, хочет попадания во власть "своих" электорат ВЛ-ТБ/ДННЛ. И чтобы не утверждали на словах лидеры "Все - Латвии!"-ТБ/ДННЛ и "Единства" о неприемлемости разделения участвовавших в выборах граждан Латвии на сорта и категории, избиратели, голосующие за "висулатвияйцев" в глазах латышских партий обладают большей ценностью, чем сторонники "Центра согласия". Почему? Хотя бы потому, что потенциально "Единство" и ПРЗ может рассчитывать на поддержку избирателей ВЛ-ТБ/ДННЛ, а на поддержку электората "согласистов" - едва ли. Повторяю, пренебречь чаяниями почти 260 тысяч человек, проголосовавших за "Центр согласия" ПРЗ и "Единству" психологически и прагматически легче, чем обмануть надежды 127 тысяч сторонников ВЛ-ТБ/ДННЛ.

Программные расхождения и различия ментально-ценностного характера лишь дополняют картину. Проблема в том, что латвийский способ производства, присвоения, распределения и перераспределения материальных ценностей не допускает возможности бесконтрольно увеличивать численный состав правящей элиты. То есть включение в ее ряды новичков автоматически означает исключение из нее старичков. Не в смысле возраста, разумеется. Экономисты сравнивают экономику Латвии с театром, в котором имеется строго определенное количество мест, и если ты хочешь прийти в этот театр и занять себе место, то сперва нужно выпихнуть того, кто занимал его прежде. Ни новый ряд, ни даже приставной стул в таком заведении поставить невозможно. Между тем, "Центр согласия" уже потеснил латышских "театралов" в органах местного самоуправления, например, в Риге. И что прикажете, делить с ними еще и ложи госуправления со всеми вытекающими из них в карманы компаний, обслуживающих нужды госсектора, потоками госфинансирования? "Нет, нет! Соловей / Не поет для свиней! / Позови-ка ты лучше ворону!", - вспомнились мне тут бессмертные строки Корнея Ивановича Чуковского. И ее позовут. Вот увидите!

Соединенные Штаты уже сняли свое (если оно и существовало) вето на включение в состав коалиции неофашистов во главе с Райвисом Дзинтарсом. Свидетельство тому - заявление посла США в Латвии Джудит Гарбер, по мнению которой, выборы XI Сейма служат доказательством динамичности латвийской демократии. "Жители Латвии выбрали своих представителей, и мы готовы работать с любой коалицией, которая образует новое правительство", - сказала Гарбер.

В свою очередь, ПРЗ уже начала "лепить отмазки", почему невозможна коалиция на двоих с "Центром согласия", хотя чистая арифметика такой расклад допускает: в сумме 31 "согласист" и 22 затлериста составляют парламентское большинство. Но оказывается, "Центр согласия" и Партия реформ Затлерса в силу своей неопытности в делах госуправления не смогут выполнить своих предвыборных обещаний, а потому им необходим союз с опытным "Единством", заявил в интервью радио Baltkom автор экономической программы ПРЗ Вячеслав Домбровский.

"Две настолько неопытные партии, без опыта правления государством, не смогут выполнить свои предвыборные обещания. Со стороны ЦС это будут обещания о пенсиях, со стороны ПРЗ обещания о снижении налога на рабочую силу. Есть вещи, которые мы бы хотели сделать, но есть и те ограничения, которые на нас накладывают избиратели, голосующие за другие партии", - сообщил Домбровский, добавив, что определенная поспешность может свести на нет многие из данных обещаний.

Вы все поняли? Инициатор внеочередных парламентских выборов (ПРЗ основал и возглавил экс-президент Латвии Валдис Затлерс, инициировавший роспуск Х Сейма), пошедший на некоторое подобие государственного переворота ради проведения в стране коренных преобразований, отказывается от выпавшей на его долю редчайшей возможности: провести обещанные реформы без оглядки на тех, кто им препятствовал. Я всегда был невысокого мнения об умственных способностях г-на Домбровского (экономиста), но такой глупой откровенности от него, признаться, не ождал.

Кстати, о Затлерсе. Несомненно, он претендует на пост председателя вновь избранного парламента. Несомненно, он его получит. Также несомненно и то, что поста главы правительства для своей партии Затлерс требовать не станет. Во всяком случае, не станет требовать его на деле. Ответственность ему ни к чему. Выдвижение кандидатом в премьеры мало известного, не слишком удачливого и совсем необразованного Эдмунда Спруджа - лишнее тому доказательство. Рядом с "опытным" Валдисом Домбровскисом тот явно не смотрится.

Таким образом, мы имеем заведомый отказ ПРЗ от ведущей роли в будущих коалиции и правительстве (в лучшем случае, мы будем наблюдать малоуспешную попытку реализации на практике теории малых дел). Мы видим, что, вытащив счастливый билет, ПРЗ поспешила заявить экзаменатору-избирателю, что ничего не знает, все забыла и готова в панике сбежать с экзамена. Мы видим, что вопреки известной максиме "победителю достается все", ПРЗ с опаской оглядывается на "избирателей, голосующих за другие партии" и догадываемся, что это не избиратели "Центра согласия".

Но мы видим и кое-что другое: "Центр согласия" тоже не рвется к власти. Будучи формальными победителями выборов, "согласисты" бурно отмечают свой небывалый успех в ночь с субботы на воскресенье, а на другой день, когда их занявшие второе, третье и четвертое места коллеги во всю ведут переговоры о сотрудничестве, маются похмельем и не предпринимают решительно никаких действий. Некоторые видят в этом проявление расчетливости. Но если расчет здесь и присутствует, то несколько иного рода. "Центр согласия" стремится во власть только для виду. Предоставив инициативу формирования правящей коалиции, даже не Затлерсу, а действующему премьеру Валдису Домбровскису, руководство ЦС само признало вторичность своего политического предложения. А это только укрепляет сомнения в желании "согласистов" получить реальную возможность сдать экзамен на политическую зрелость. И, соответственно, увеличивает шансы "висулатвияйцев".

Дело для всех заинтересованных сторон остается за малым. Устроить так, чтобы переговоры об участии "Центра согласия" в правящей коалиции и правительстве провалились. Опыт в этой нехитрой игре у каждого из ее участников накоплен достаточный. И если в силу различных причин с первой попытки добиться этого не удастся, то между первой и второй, как известно, перерывчик небольшой.

Нож, которым зарежут "Центр согласия", уже изготовлен. На его рукоятке красуется надпись "Долой олигархов и их московских прихвостней!". Третьим в коалиции будет блок "Все - Латвии!"-ТБ/ДННЛ. И дай Бог, чтобы я ошибался.