В ходе состоявшихся 22 сентября в Москве очередных консультаций в формате "5+2" его участники объявили, что следующая встреча будет официальной, подписав соответствующее заявление.

Бессарабский премьер Владимир Филат уже поспешил объявить о "неоспоримой победе" и поблагодарить за нее бессарабскую дипломатию, зарубежных партнеров и лично Ангелу Меркель, представляющую страну, к молдавско-приднестровскому урегулированию никогда никакого отношения не имевшую и официально не имеющую до сих пор. О "ключевом шаге для достижения прогресса" заявил и глава МИД Литвы Аудронюс Ажубалис, председательство в ОБСЕ которого подходит к концу, поздравив в свою очередь с "достижением прогресса" министра иностранных дел РФ Сергея Лаврова. Остальные участники формата "5+2" пока куда более сдержанны в своих оценках и от оптимистических прогнозов воздерживаются. Что и не удивительно, поскольку "успех" на данный момент имеет чисто декларативный характер.

Самое же существенное в итогах этой встречи то, что, во-первых, не определены дата и повестка "официальных переговоров", а, во-вторых, как заявил специальный представитель председателя ОБСЕ по затяжным конфликтам Гедрюс Чякуолис, "параллельно с обсуждением политических вопросов в формате "5+2", жизненно необходимо продолжение решения неотложных реальных проблем, с которыми сталкиваются люди по обе стороны Днестра". Т.е. об официализации переговоров объявлено, но неизвестно, когда они состоятся и состоятся ли вообще, а, главное, нет самого предмета переговоров. И очевидно, что предмет этот может возникнуть только после решения "неотложных реальных проблем", иными словами - после выполнения условий Тирасполя по снятию осуществляемой Кишиневом и Киевом в нарушение ранее достигнутых договоренностей экономической и железнодорожной блокады Приднестровья и соблюдение юридического равноправия сторон переговоров. Это подтверждают и слова главы МИД ПМР Владимира Ястребчака, сообщившего, что "следующие консультации" (а не официальные переговоры) "предположительно могут состояться до конца текущего года", и на них приднестровская сторона предлагает выработать принципы и процедуру дальнейшей работы формата "5+2". Кроме того, Ястребчак пригласил участников формата посетить Приднестровье для обсуждения и формирования повестки предполагаемой официальной встречи.

Таким образом, Тирасполь, с одной стороны, не отказался от своей официальной позиции, с другой - принял ни к чему его не обязывающее компромиссное решение, дабы помочь остальным шести участникам формата, настаивавшим на официализации процесса, спасти лицо. В преддверии парламентских и президентских выборов в России официальная бумажка, фиксирующая, пусть призрачный, но "прогресс", очень нужна Кремлю. Нужна она и имеющему президентские амбиции Филату ввиду грядущих очередных внеочередных выборов в Бессарабии. И Литве, могущей теперь хвастаться "достижениями" своего председательства в ОБСЕ. Да и другим участникам формата надо хоть чем-то оправдывать свое многолетнее топтание на месте.

Однако, как видится, единственный, кто реально выигрывает от подписанного сегодня заявления, - это президент ПМР Игорь Смирнов, который на днях, вопреки всем увещеваниям и угрозам Москвы, сделавшей ставку на спикера Верховного совета Анатолия Каминского, объявил, наконец, о своем намерении участвовать в предстоящих в декабре президентских выборах. Согласившись на формальную официализацию переговоров, без определения их даты и повестки, Смирнов, по сути, дал аванс Кремлю, чересчур грубо, самоуверенно и неаккуратно включившемуся во внутреннюю - предвыборную - кампанию в Приднестровье.

Очевидно, что именно от дальнейшего поведения Москвы внутри Приднестровья теперь будет зависеть судьба официальной встречи - ее дата и конкретика. Думается, не случайно приднестровский официоз накануне сегодняшней встречи сообщил со ссылкой на свои источники, что ПМР может отказаться от официализации работы формата "5+2" в связи с предстоящими выборами. Укрепляет позиции Смирнова также и то обстоятельство, что ради его участия в предварявшей московскую встречу конференции под эгидой ОБСЕ в Германии ЕС закрыл глаза на собственный запрет на въезд для приднестровских официальных лиц. Пока Москва вовсю использовала кнут, Брюссель предложил бессменному приднестровскому лидеру пряник, по сути, признав его полномочия. Не исключено, что в случае, если конфронтация Москвы и Тирасполя продолжится, то за этим брюссельским пряником последуют и другие, куда более существенные.

Убедительные знаки такого сценария Запада в Приднестровье уже даны: пока действующие на подряде у московских интриганов российские телевещатели и американские искусствоведы притворно "вскрывают заговор" Запада среди кандидатов в президенты ПМР, настоящий Запад готов взять и признать ПМР целиком. С одним условием: России - как армии, государства, как выбора приднестровцев - в ПМР не будет. Именно поэтому российские телевещатели и их сценаристы, против воли абсолютного большинства приднестровцев, публично и бесстыдно сдающие ПМР на милость временно независимой Бессарабии, - делают это не в интересах чьей бы то ни было "территориальной целостности", а в интересах тех, кто начал пожирать наследие СССР - и уже не остановится.

Сергей Колеров - шеф-редактор Западной редакции ИА REGNUM.