Участвовавший в работе съезда "Единой России" мэр Таллина и председатель дружественной "единороссам" Центристской партии Эстонии Эдгар Сависаар приезжал в Москву с очередной "фигой" в кармане.

За день до начала съезда "Единой России" Городское собрание столицы Эстонии проголосовало за поручение мэрии - обеспечить финансирование за счет бюджета будущего года и установить в Старом городе памятный знак, говорящий о бомбардировке советской авиацией Таллина 9 марта 1944 года.

Воевали лишь 9 марта 1944 года?

В пояснительной записке к проекту постановления горсобрания, которые представил его член от оппозиционной Реформистской партии Калев Кукк (Kalev Kukk), написано: "Вечером 9 марта 1944 года и последующей ночью авиация Советского Союза сбросила на Таллин примерно 1700 разрывных снарядов и 1300 зажигательных бомб. Было убито 554 гражданских лица, память о которых была несколько лет назад увековечена на столичном кладбище "Сиселинна" (Siselinna - прим.автора) сооружением памятного знака. Еще в этих бомбардировках погиб 171 военнослужащий и военнопленный... В ходе двух волн налета авиации было уничтожено 1549 зданий и 3350 получило повреждения, что составило приблизительно 30% жилой площади города. 20.000 жителей остались без крова. Были уничтожены полностью отдельные районы города, которые не имели никакого военного значения. Сгорел театр "Эстония", разрушена средневековая башня на Ратушной площади, и здание Городского архива на улице Рюйтли (Rüütli), вместе с которым сгорела большая часть письменного наследия об истории города, от церкви Нигулисте (Niguliste) остались лишь стены. Массовой бомбардировкой было уничтожено и 11 школ, детских домов и для престарелых, из восьми таллинских больниц три были уничтожены полностью".

Конечно, это - мизер. Приведенные данные на фоне потерь, понесенных Россией, на которую 22 июня 1941 года вероломно напал союзник Эстонии (до "июньского переворота" 21 июня 1940 года) - гитлеровская Германия. Они просто несопоставимы с уроном, нанесенным России и другим республикам СССР в ходе Великой Отечественной войны 1941-1945 годы. Но и в Эстонии за время немецкой оккупации по данным Сообщения Чрезвычайной государственной комиссии о злодеяниях фашистов и их пособников от 29 ноября 1944 года значится: "За три года разрушено 63 тысячи строений, в том числе 2699 промышленных зданий, 21000 жилых домов, 76 больниц и поликлиник, 400 школ, 86 клубов и кинотеатров, 6 театров. У крестьян забрали 322 тысяч голов крупного рогатого скота, 107 тысяч лошадей. Общий экономический ущерб превысил 16 миллиардов полновесных тогда рублей. Самые тяжелые и невосполнимые потери - в концлагерях и тюрьмах замучено, убито 125.307 человек. Угнано (по немецкому оригиналу "отгружено") в Германию 132 тысячи человек".

И это - в маленькой Эстонии, где тогда проживало чуть более миллиона человек. Примечательна избирательность: эти, куда более значительные, потери сегодня в Таллине никого не интересуют. Впечатление, будто война в Эстонии была только 9 марта 1944 года. И все же, с позиции обывателя, да и элементарной человечности, забота о памяти невинно погибших 9 марта 1944 года естественна.

"Оправдание" своего варварства?

Однако решение таллинского Горсобрания вызвало взрыв недовольства в эстонском русскоязычном интернет-сообществе. И не стоит забывать, что снос "Бронзового солдата" осудило 94% русских и русскоязычных жителей Таллина. Все это говорит о том, что очередная политическая инициатива правящей в Эстонии элиты - это провокация в цепи многих в хорошо продуманной русофобской кампании Эстонского государства для разыгрывания "русской карты" с целью нейтрализовать недовольство всего населения, как русского, так и эстонского. Разделяй и властвуй! И доказательств в пользу провокационности решения таллинских депутатов - хоть отбавляй!

Примечательно, что постановление Горсобрания принято 22 сентября. То есть в 67-ую годовщину освобождения Таллина от немецко-фашистских оккупантов. В апреле 2007 года был снесен памятник Солдату-Освободителю ("Бронзовый солдат"), который был посвящен как раз тем советским воинам, которые отдали жизнь при наступлении на Таллин. Выходит новой акцией оправдывается снос "Бронзового солдата": видите, какие злодеяния творили советские "освободители" еще до прихода в Таллин.

А еще ранее, в поисках морального оправдания своей новой пошлой задумки, эстонские власти переименовали день освобождения Таллина от фашистов (22 сентября), в "День сопротивления" (Vastupanuvõitluse päev). И опять - миф, поскольку никакого сопротивления эстонцев, пытавшихся восстановить довоенную независимость Эстонии, не было. За исключением одного инцидента, когда в Козе-Ристи (Kose-Risti) под Таллином, группа "сопротивления" выкатила пушку, которую тут же придавила советская САУ - тяжелая самоходная артиллерийская установка.

Конечно, не все были рады возвращению советской власти, причем большинство из них (более ста тысяч человек, сотрудничавших с гитлеровскими оккупантами) заблаговременно убежало на Запад вместе с немцами, но были и цветы, и полные людей тротуары, когда в Таллин вошли воины Эстонского корпуса Советской Армии. Все было! Но нынешние эстонские власти и ее пропаганда хотят видеть только, то, что вписывается в оправдание их местечкового реваншизма.

Не зря в эти же дни по Эстонскому телевидению (ETV) теле- и радиовещательной корпорации ERR показали фильм "Солдаты забытой армии", с умилением рассказывающий об эстонцах, служивших во время той войны немцам, но попавшим в Нюрнберге в конвойную службу американских оккупационных войск. Трогательно рассказывают авторы фильма о ветеранах и их контактах с обвиняемыми в преступлениях против человечества, которых судил Нюрнбергский трибунал. Оказывается, в Канаде даже хранится сборник автографов с посвящениями, полученными от всех военных преступников, часть которых с теплотой вспоминает о посещении Эстонии и даже советует эстонцам "не сдаваться"!

Так кто бомбил Таллин?

Теперь, что касается самой бомбардировки 9 марта 1944 года. Прежде всего, есть версия о том, что в тот день столицу Эстонии бомбил не только авиаполк под командованием Марины Расковой. Не зря и в пояснительной записке к проекту Таллинского горсобрания говорится о двух бомбежках. Эстонский писатель Уно Лахт (Uno Laht) показывал мне раздобытые им где-то зарубежные публикации и копии документов, свидетельствовавшие в пользу этой версии. Но факт, что среди подбитых в ту ночь летчиков оказался англичанин! Потому крайне некорректно ставить вопрос о памятнике жертвам советской "мартовской бомбежки" до выяснения полной картины происшедшего.

Трудно понять инициаторов усиления народной памяти об этой бомбардировке Таллина потому, что речь идет о войне, когда советская авиация сбрасывала бомбы и на занятые немцами другие, уж, всяко, "свои", русские города. Не ясно, отчего в Эстонии эту бомбежку считают исключительной и "варварской", полагают, что Москва-де мстила Эстонии за предательство (массовый переход на сторону немцев) в 1941 году под Порховом Эстонского территориального корпуса, сформированного во многом на базе военнослужащих довоенной эстонской армии.

Так кто кому мстил?

Месть не месть, но кровавые расправы над мирным населением на совести возникших с приходом немцев добровольческих карательных батальонов (полицейские и восточные), из личного состава которых в 1944 года большей частью была сформирована Эстонская 20-я дивизия Ваффен СС. С их кровавыми преступными деяниями, и только на территории России, можно познакомиться на сайте МИД РФ. Документ № 291-12-02-2004 называется "Об участии эстонского легиона СС в военных преступлениях в 1941-1945 гг. и попытках пересмотра в Эстонии приговора Нюрнбергского трибунала (Справочная информация)". Поражает воображение само число этих эстонских "батальонов смерти" - вот их названия и номер: №№ 181-186, переформированные в восточные батальоны 645, 659, 660 и 657 (рота), 26 батальонов вспомогательной полиции, т.н. батальоны "шума" (№№ 29-45, № 50 и №№ 286-293). О степени доверия к эстонским добровольцам-головорезам говорит то, что все эти подразделения были укомплектованы из числа эстонцев, во главе которых был только один немец - офицер-наблюдатель.

И еще выдержка из этого мидовского документа № 291-12-02-2004: "658-й восточный батальон под командованием А.Ребане проводил карательные операции против мирного населения в районе г.Кингисепп и дер. Керстово (Ленинградская область), совершал зверские убийства и в целях устрашения партизан, сжигал целые деревни (Бабино, Хабалово, Чигиринка и др.) Из показаний свидетелей - очевидцев и участников карательных операций известно, что в ноябре 1941 года подразделением А.Ребане и др. в дер.Чигиринка были задержаны 5-6 советских партизан. Во время операции деревня была сожжена, при этом сгорели 3 жителя деревни. РГВА. Ф.451п. Оп.5 Д.149. Л.144-145".

И вот, при всем этом несколько лет назад таллинская мэрия, которую и тогда возглавлял лидер центристов Эстонии Эдгар Сависаар (вице-мэр - реформистка Татьяна Муравьева), финансирует сооружение на Маарьямяги, недалеко от монумента "Русалка" в Кадриорге, памятника трем самым "прославленным" из названных выше батальонов. Ну, а "доблестного" полковника Waffen SS Альфонса Ребане (Alfons Rebane), которому сам Гитлер вручил Рыцарский Крест с дубовыми листьями, и служившему после войны в английской и западногерманской разведке, общественные организации и СМИ открыто ставят в пример подрастающему поколению эстонцев. С государственными почестями, и снова, на деньги правительства Эстонии, прах Альфонса Ребане был доставлен из Германии и перезахоронен на самом престижном в Таллине, мемориальном кладбище Метсакальмисту (Metsakalmistu).

Когда жертва, когда герои

Далее. Многие годы после восстановления независимости Эстонии местная пропаганда внушала одну мысль: Эстония не участвовала во Второй мировой войне и потому ее не за что было наказывать бомбардировкой. Странная логика. Тем более, что в последние годы та же пропаганда внушает, что, отстаивая независимость Эстонского государства, составленная из десятков тысяч добровольцев и мобилизованных эстонцев 20-ая Гренадерская дивизия СС вела летом 1944 года "величайшее" и чуть ли не "самое упорное и кровопролитное в той войне сражение с Советской Армией".

То есть, когда выгодно - Эстония воевала, когда нет - была мирной страной. Удобная позиция иждивенца Истории, прикидывающегося то жертвой, то героем. Известно, что у немцев служило около 70 тысяч эстонцев, в советской армии - 50 тысяч. Но впечатление сегодня такое, что эстонские мужчины воевали только на стороне немцев. То есть позиция "неправильных" эстонцев - не в счет.

Остается непонятным и стремление установить в центре Таллина еще один памятник жертвам "мартовской" бомбардировки - ведь автор пояснительной записки, реформист Калев Кукк пишет, что один памятный знак уже установлен на таллинском кладбище. Если так пойдет и дальше, то скоро кто-то потребует установить доску и на зданиях театра оперы и балета "Эстония", церкви Нигулисте, городского архива, ресторанах, школах и больницах, которые после войны советская власть восстановила полностью и восполнила потери сторицей. А жемчужину средневековья - церковь Нигулисте, "проклятая" Москва восстанавливала даже дважды, выделяя из государственного резерва стратегическую медь. За деньги из союзного бюджета, в частности, польская фирма PKZ отреставрировала к таллинской парусной регате московской Олимпиады 1980 и весь Старый город. Сегодня, за счет туризма, столица Эстонии зарабатывает миллионы и миллионы. Причем все больше за счет гостей из России.

Так зачем эстонские политиканы и СМИ лижут старые раны, посыпают их солью? Почему видят только плохое, когда речь идет о России и русских, но с пиететом относятся к той же Германии и немцам, которые еще в XII веке поработили эстонскую землю и веками эксплуатировали эстонских крепостных крестьян? Со временем стало ясно, что лай в сторону русских и на Россию - далеко не только местная инициатива. В результате покровительства Запада прославление и даже героизация нацистских преступников и пособников гитлеровской Германии стали в Эстонии составной государственной политики. Но с не меньшим рвением осуществляется фальсификация Истории с целью представить Россию и русских извергами человечества. Делается это и открыто, но и все чаще тихой сапой, "под дурачка" и мелкими шажками. Это давно уже не смешно. И если Запад этому покровительствует, то очевидно: делается это - сознательно и преднамеренно. И не только для науськивания Эстонии на Россию, а для проработки в порядке опыта и в условиях глобального кризиса нового мирового порядка неонацистского толка.

"Перезагрузка" в действии

Особо стараются США. Уже стало традицией, что эстонские реваншисты и переписчики Истории поют главным образом с подачи американского посольства (это и Викиликс показал). Или, проявляя самостоятельное рвение, получают вслед одобрение в виде одобрительных заявлений американского посольства. И ведь, что было ожидаемо и 22 сентября - с очередным пассажем выступило американское посольство в Таллине, разместив на сайте сообщение о том, что 22 сентября Таллин не мог быть освобожден от немцев, так как те, мол, успели убежать из столицы Эстонии. И вывод, а потому советские войска оккупировали Таллин. То есть в город вошли оккупанты, которые предварительно жестко отбомбились 9 марта 1944 года. Кстати, хочется узнать от посольства США, которое ранее сравнило "мартовскую бомбардировку" Таллина с терактом 11 сентября 2011 года, что побудило союзную авиацию бомбить Дрезден, почти стерев его с лица земли? Или американские дипломаты и Воннегута не читали?

Итак, во-первых, заявление посольства лживо. Да, основные части немецких оккупантов бежали на юг, было бы глупо с военной точки зрения оставлять последние боеспособные части загнанными в тупик на северо-западе Эстонии (надо бы посольству США взглянуть на карту). Но достоверный факт тот, что 22 сентября в Таллине были стычки с немцами, особенно в морском порту. Во-вторых, о какой оккупации Эстонии в связи с этим можно говорить, когда на островах продолжались тяжелые бои, а вся территория Эстонии была очищена от немцев только в ноябре 1944 года?! В-третьих, как тогда быть с ялтинскими договоренностями, советско-американским братанием на Эльбе, да и с пребыванием на территории Германии, оставшихся там американских войск?

На "сколько" купились?

Но сверхпикантность принятого Таллинском горсобранием во главе с центристами заключается в том, что абсолютное большинство голосов в столичном Горсобрании принадлежит им и ни один проект в столичном "парламенте" не может пройти без согласия фракции Центристской партии. Той самой, которой и раньше удавалось наводить тень на плетень - центристы умело создавали впечатление, что активно боролись против сноса "Бронзового солдата", хотя на самом деле реально боролись как раз против "Ночного дозора", охранявшего памятник. А в сговоре с правящей Реформистской партией премьер-министра Андруса Ансипа центристы с Эдгаром Сависааром убаюкивали словесным блудом и имитировавшим диалог Круглым столом, возмущенное русское и русскоязычное население Таллина.

Имитация и теперь, когда было принято решение о сооружении памятника жертвам "мартовской бомбардировки". Название пункта повестки дня было призвано отвлечь внимание русскоязычной общественности и прессы: "Поручение Горсобрания мэрии". Но какое поручение? Что касается стенографической записи обсуждения, то на интернет-страничке горсобрания указано, что решено ее не производить. ИА REGNUM стало известно, что на фракционном совещании центристов им было рекомендовано голосовать "за", в поддержку реформистов (заклятых врагов). Интересно, в обмен на что? Это, естественно никому кроме руководства неведомо. Но главное не в этом, а в традиции центристов заключать компромиссы за счет интересов русских избирателей, голоса которых составляют львиную долю из тех, что отдаются центристам на выборах.

Туманно и само поручение. Депутаты не знали, о чем идет речь: о памятнике или памятной доске, сколько это будет стоить, какая предполагается надпись? Депутаты-центристы (их в горсобрании 43 из 79 депутатов), которые проголосовали за проект постановления (их набралось 35 из 56 одобривших проект), голосовали за памятный знак, который призван, как сказано в пояснительной записке, сохранить память о... "культурном геноциде против Таллина". Тут известный российский юморист попросил бы аудиторию набрать в легкие больше воздуха. Но за это же проголосовала практически вся фракция социал-демократов. Среди них - и бывший министр внутренних дел Юри Пихль (Jüri Pihl), жестко подавивший массовые апрельские беспорядки в Таллине, а позже трудоустроенный российским бизнесом. Даже по этому факту можно представить, сколь силен реваншистский дух правящих в Эстонии либералов из Реформистской партии и националистов из партии IRL.

Податель проекта постановления Горсобрания реформист Калев Кукк аргументировал свою позицию тем, что потребность в памятном знаке вызвана и позицией, которую изложил 11 сентября этого года на концерте-поминальной службе в церкви Нигулисте бывший старейшина части города Кесклинн (Kesklinn) Айни Хярм (Aini Härm). Вот она: "Зло нельзя забывать". Странно только, что реформист Кукк не сослался и на высказывание Посла США в Эстонии Микаэла К.Полта (Michael C. Polt), которое он позволил себе там же, в церкви Нигулисте, 11 сентября, где отмечалась годовщина теракта Нью-Йорке: "Я не мог бы представить лучшего места, чтобы склонить головы сегодня, чем здесь - в церкви Нигулисте. Церковь, почти уничтоженная в 1944 году воздушной бомбардировкой Таллина - это знаковое место", упорно восстанавливалось эстонцами, и было возрождено к жизни". Стоило бы напомнить забывчивому послу и эстонской элите, что и это произошло во время злосчастной "советской оккупации".

Хороши у единороссов союзники

В очередной раз русские-центристы предстали в облике двуликого Януса перед своим электоратом, который ощущая себя брошенной Россией и свое отторжение Эстонией, очередной раз проглатывает унижение. Ну, а как с "Единой Россией"? В материале, опубликованном на таллинском сайте Baltija.eu, известный российский политик, депутат Государственной Думы РФ, "единоросс" Сергей Марков в очередной раз излагает оправдательный мотив - это-де связано с тем, что Центристская партия "не может быть свободна от той антидемократической конституционной системы, существующей в современной Эстонии". То же самое говорил Смольный после визита в этом году в Таллин тогда - губернатора Санкт-Петербурга, ныне - спикера Совета Федерации Федерального Собрания Валентины Матвиенко.

Правда Сергей Марков обещал порталу, что во время съезда с инцидентом обязательно разберутся и добавил: "Объяснять - не значит оправдывать. И я вижу, что тут есть проблема. Союзники союзниками, но поддержка ими такого решения даёт нам повод задуматься и задать неприятные вопросы нашим союзникам".

Что ж, придется снова ждать. Но сколько еще? Это не праздный вопрос для русских и русскоязычных жителей Эстонии, российских соотечественников, наконец, около ста тысяч граждан РФ, проживающих в Эстонии на постоянной основе. Но также и для самой России, интересы которой для российского бизнеса, в том числе и в Эстонии, пока часто уходят на задний план.