В руководстве Федерального агентства по делам Содружества Независимых Государств, соотечественников, проживающих за рубежом, и по международному гуманитарному сотрудничеству (Россотрудничество) грядут кадровые перемены. Возглавляющий ведомство с 2008 года Фарит Мухаметшин ожидает скорого назначения чрезвычайным и полномочным послом России в... Молдавии. То есть именно ему, помимо представления интересов России в кризисной Молдавии, предстоит решать судьбу интересов России в Приднестровье, самого Приднестровья и 160.000 российских граждан, живущих в Приднестровской Молдавской республике.

31 января 2012 года Фариту Мухаметшину исполняется 65 лет и логичнее, видимо, было бы отправить его на заслуженный отдых, а не в Кишинев, учитывая, что в Молдавии России нужен не "свадебный генерал", а активный, компетентный, а главное, принципиально отстаивающий российские интересы руководитель диппредставительства. Именно этих качеств, похоже, не хватало Фариту Мухаметшину в период его работы в Узбекистане в качестве чрезвычайного и полномочного посла России. Прорыва в отношениях тогда так и не произошло - прорыв произошёл в другом направлении: Узбекистан громко вышел из ЕврАзЭс, о чём Мухаметшин должен был бы хотя бы предупредить Москву, чтобы она не выглядела так бледно, как тогда, когда не Мухаметшин, а представители Казахстана (!!!) рассказали об этом прессе. Об улучшении же положения русскоязычного населения Узбекистана вообще можно молчать. Главное, что за все эти "прорывы" Мухаметшин был награждён повышением.

"Эффективным менеджером" Фарита Мухаметшина назвать сложно. Деятельность Россотрудничества вызывает массу нареканий - как в российских государственных структурах, так и в среде зарубежной диаспоры. Последствия тотальной кадровой чистки, инициированной Фаритом Мухаметшиным сразу после прихода в Россотрудничество в 2008 году, когда, по непонятным критериям, была уволена почти половина сотрудников центрального аппарата, так и не удалось преодолеть - в ведомстве сохраняется кадровая чехарда, профессионально подготовленные специалисты практически отсутствуют, в том числе, и на руководящих должностях. Как неоднократно отмечали лидеры организаций российских соотечественников за рубежом, нет прозрачности и в деятельности загранучреждений Россотрудничества - Российских центров науки и культуры. Прежде всего, не всегда понятны критерии выбора партнеров для реализации проектов. Но, главное, Россотрудничеству так и не удалось стать реальным инструментом "народной дипломатии". Не случайно Россотрудничество в экспертной среде окрестили "агентством упущенных возможностей".

Как уже отмечалось ранее в материалах ИА REGNUM, в ноябре состоится отчет руководителя Федерального агентства перед депутатами Государственной Думы, который обещает быть крайне непростым. Не исключено, что итогом деятельности Фарита Мухаметшина на посту руководителя Россотрудничества вполне может стать упразднение структуры. Не исключены и иные варианты.

Что же касается Молдавии, то хочется надеяться, что президент Российской Федерации Дмитрий Медведев в момент принятия решения о назначении посла России в Кишиневе более внимательно отнесется к выбору кандидатуры. Практика отправки в сложные, стратегически важные для интересов России, страны постсоветского пространства послами лиц, находящихся в пенсионном возрасте, которым безразличен и карьерный рост, и результат работы, уже привела к крайне негативным результатам и на Украине, и в Прибалтике. А посольский "дембельский аккорд" можно сыграть и где-нибудь на Коста-Рике.

Татьяна Полоскова - доктор политических наук, сопредседатель Московской региональной группы "Интернациональной России" Общероссийского народного фронта