Крайне напряженное противостояние между Турцией и Сирией не следует рассматривать лишь в формате взаимоотношений этих двух стран. Немаловажное значение в этом конфликте имеет стремление официальной Анкары играть в регионе Ближнего Востока роль сверхдержавы, которая вправе "решать вопросы и диктовать арабским странам свою политику поведения".

Как передает корреспондент ИА REGNUM, об этом заявил 8 октября на встрече с журналистами тюрколог Левон Овсепян. По его словам, вовлеченность официальной Анкары в события "арабской весны" и все последующие развития в регионе следует прежде всего рассматривать в контексте "державных амбиций" турецкого государства. Как утверждает тюрколог, Турция, используя выгодное геополитическое положение, "вступила в сделку с США и НАТО по выдвижению на первый план стратегических интересов Запада".

"Параллельно с этим официальная Анкара, заручившись содействием и поддержкой США, ведет и свою амбициозную игру по укреплению позиций лидера в регионе Ближнего Востока. Этим и объясняется гиперактивность Турции в последнее время", - отметил Овсепян. Он также добавил, что вопреки заявленной турецким правительством концептуальной позиции "ноль проблем с соседями", страна фактически не только не улучшила взаимоотношений ни с одним из соседних государств, а наоборот - оказалась во враждебных отношениях со многими из них.

Эксперт провел параллели с первой половиной 90-х, когда Турция, получив разрешение и поддержку Запада, занялась экспортом турецкой политики в образовавшиеся после развала Советского Союза "тюркоязычные независимые государства Южного Кавказа и Центральной Азии" - постсоветские закавказские и среднеазиатские республики.

"Экспорт этой модели в научной и аналитической литературе получил название пантюркизма. В этом контексте можно рассматривать сегодня и турецко-сирийские взаимоотношения, но только лишь с той поправкой, что в настоящее время внимание Турции полностью сконцентрировано на том, чтобы экспортировать собственную политику светского демократического государства в арабские страны", - указал тюрколог.

По его мнению, при осложнении ситуации в турецко-сирийских отношениях не исключена возможность начала военных действий, а "также создания на территории Сирии так называемой буферной зоны". "Официальная Анкара предпочитает рассматривать внутренние тенденции в Сирии как угрозу собственной национальной безопасности. В качестве аргумента такой позиции Турция акцентирует курдский фактор", - указал Овсепян.

Вместе с тем, как он пояснил, Турция изначально была вовлечена во все "оппозиционные процессы", происходящие в арабских странах. "Со стороны Башара Асада в адрес Анкары прозвучало прямое обвинение в том, что Турция снабжает оружием сирийских повстанцев. То же самое было отмечено и в случае с событиями в Ливии. Более того, по сообщению именно турецких источников, выяснилось, что оппозиция страны не только снабжается оружием из Турции, но и военными инструкторами. Примечательно то, что еще до начала событий в Анкаре и Стамбуле проходили различного рода форумы и собрания оппозиционных партий и движений из соседних стран", - сказал тюрколог.

В контексте проекции ближневосточных событий на Армению и выявления возможных "плюсов" и "минусов" Овсепян затруднился что-либо сказать, "поскольку наша страна не вступила в игру и поэтому трудно давать прогноз относительно позитивных и негативных отражений".

"Даже оказавшиеся в эпицентре событий страны-игроки сегодня ничего не заявляют о своих приобретениях и потерях. Даже сверхдержавы, участвующие и контролирующие развитие ситуации, не определились с возможным стратегическим балансом дивидендов и убытков. Сама Турция также не знает, с чем она выйдет из всей этой истории. Главная же причина - в спонтанном, непредсказуемом и стремительном развитии событий", - подчеркнул эксперт.

Он лишь выразил уверенность в том, что в ближайшей перспективе вряд ли стоит надеяться на серьезные подвижки в армяно-турецких отношениях, "поскольку как внешнеполитическая, так и внутриполитическая повестки турецкого правительства очень насыщенны". "Просто Турция озвучила мессидж о том, что армяно-турецкие протоколы вероятно будут включены в повестку комиссии по внешней политике турецкого парламента, но это ничего не значит. Иными словами, Турция создает поле для маневрирования. В любое время она может создать повод для затягивания этого процесса, для смещения армяно-турецких отношений на задний план - например, курдский фактор внутри страны, развития на Ближнем Востоке, или еще какие-либо и более приоритетные для официальной Анкары проблемы", - отметил Овсепян.

Прокомментировал эксперт и вопрос корреспондента ИА REGNUM о "возможных мотивах и степени преднамеренности высказываний в адрес Турции президента Франции - страны, которая также представляет Запад, выдавший карт-бланш для действий официальной Анкары на Ближнем Востоке".

Напомним, что 6 октября состоялся визит президента Франции Николя Саркози в Армению. В ходе визита глава французского государства подчеркнул в своей речи: "Турция - крупная страна, и должна уметь правильно смотреть на свое прошлое, должна уметь прямо смотреть как на светлые, так и на темные страницы своей истории.Точно так, как это сделали другие крупные государства, как, например, Германия. Государства набирают силу, когда признают и принимают свою историю". По словам президента Франции, если Турция признает факт Геноцида армян, то Франция останется при своей нынешней позиции, в противном случае - она пойдет дальше.

Как сообщил тюрколог, все развития на Ближнем Востоке находятся в зоне контроля США как главного игрока и координатора событий в регионе. "Поэтому действия Турции обусловлены достигнутыми договоренностями с Соединенными Штатами и НАТО. Конечно, есть еще и Евросоюз, в отношениях с которым у турецкого государства существует масса проблем, особенно - с Францией. Европа очень серьезно озабочена проблемой сдерживания лидерских амбиций и притязаний Турции. В данном случае, Николя Саркози воспользовался удобным поводом и направил официальной Анкаре мессидж о том, что Франция будет ужесточать свою политику в отношении Турции", - заключил Овсепян.