6 октября на сайте ИА REGNUM под заглавием "Архангельские ученые" не компетентны в вопросах этничности поморов" была опубликована экспертная оценка доктора исторических наук Юрия Петровича Шабаева. Нам хотелось бы ответить профессору, разобрав по пунктам аргументы этого "федерального эксперта", как он сам себя называет.

"Наличие поморов есть статистический факт. Переписью населения 2002 г. зафиксировано 6,5 тысяч человек, которые назвали себя поморами. Материалы переписи - это государственный документ, документ, связанный с учетом населения" (Ю.П.Шабаев).

Как эксперт по этнологии, Юрий Петрович, вы не можете не знать, что перепись 2002 г. выявила в Российской Федерации граждан, этнически идентифицировавших себя, помимо поморов, еще и хоббитами, эльфами, скифами и т. п. А всего по Российской Федерации в 2002 г. 42.980 человек заявили о своей национальной принадлежности, в общей сложности, по 430 вымышленным или оставшимся в историческом прошлом этническим группам. В ряде случаев эти цифры превышали даже численность некоторых малочисленных коренных народностей Севера. Председатель Госкомстата России Владимир Соколин накануне переписи 2002 г. заявил, что "как гражданин назовет себя, так и будет записано в переписном листе - хоть казак, хоть помор, хоть марсианин". Так, наши архангелогородские "поморы" Иван Мосеев и др. оказались "в почете" между казаками и марсианами, хоббитами и эльфами, сибиряками и готами. По полной аналогии с творящимся в последние годы в Архангельске, - на Юге России в Ростове-на-Дону возникло отделение общественной организации "Скифский национальный конгресс". Ваше отношение к этой этнической общности, господин "федеральный эксперт"?

Разбираемся дальше конкретно. Оказывается, что 4 тыс. из 6.5 тыс. объявившихся "поморов" проживают в городском конгломерате Архангельска-Северодвинска. А в тех селах по Зимнему, Терскому и Поморскому берегу и на Соловках, где и проживают действительные, а не нынешние городские бутафорские поморы, перепись как раз и не выявила у тамошних жителей иной отличной от русской т. н. "поморской" этнической идентичности. Выясняем дальше, конкретно с вождями поморского движения, местными интеллигентами-"будителями" (а ведь нынешнее "поморское возрождение" в Архангельске изначально было интеллигентской провинциальной "затейкой"). Тут оказывается, что изучение их генеалогии по мужской линии доказывает, что конкретно предки этих людей проживали в волостях Архангелогородской губернии, население которых занималось сельским крестьянским трудом, на Мурмане не работало и поморами себя никогда не считало.

Итак, перепись 2002 г. выявила в общем по стране кризис русской этнической идентичности, а конкретно по Архангельску, еще и идущий в нем процесс нового этностроительства. И то и другое свидетельствует о существующей тенденции распада страны Российской Федерации и ухода с исторической арены русского этноса. Причиной этого является то состояние Смуты, в которое страна была ввергнута после 1986 года. Кстати, о тех же кризисных явлениях свидетельствует и предлагаемая вами, Юрий Петрович, как "федеральным экспертом" логика: признать государством Российским... скифов или поморов коренным этносом - только на основании личного изъявления граждан при переписи.

"Сегодня и большинство западных и отечественных исследователей признают особую значимость идентичности индивида, т. е. самовосприятия личности, осознания ею своего места в социальной структуре" (Ю.П.Шабаев)

По этой логике - любого шизофреника, вообразившего себя Наполеоном, обществу следует считать таковым. Так и рождаются Брейвики в мультикультурном сообществе. Место личности в обществе определяется отнюдь не самовосприятием личности, а обществом, которое и помещает эту личность в определенную "нишу". Не так ли? После этого и включается самовосприятие личности, часто адекватное, а иногда и нет. По этой реальной, а не выдуманной вами "федерально-экспертной" логике, места самозаписавшимся "поморам" в Архангельске - нет.

"В этой связи позиция тех, кто отрицает поморскую идентичность, есть позиция, сторонники которой хотели бы видеть в человеке культурного раба, не имеющего права на свободу выбора" (Ю.П.Шабаев)

Принятие поморской идентичности есть личный выбор. С этим мы согласны. Но вы, Юрий Петрович, как этнолог прекрасно должны знать, что любое этностроительство имеет, на самом деле, целью - навязывание другим культурно созданной своей этнической идентичности. Если бы архангельские "поморы" занимались профессионально фольклором, культурой, историей, проблемы бы не было, и мы только приветствовали бы их.

Но они на самом деле хотели бы навязать и агрессивно навязывают свою этничность другим местным русским, и, в частности, нашим детям. Здесь мы восстаем против этого - как нарушения нашей свободы, против стремления сделать нас и наших детей рабами. Рабами кого? Конкретное исследование ситуации с поморским этностроительством в Архангельске показывает, что оно осуществляется при помощи и на деньги наших злейших друзей - норвежцев и американцев. Цель поморского этностроительства - расколоть русских на Севере на две группы и на развалинах экономики стравить их между собой. Причем формула зарубежного участия такова, что не будь этой помощи, то и поморского этностроительства в Архангельске не было бы. Вот и мечутся ваши "поморы" в поисках защиты, помощи и поддержки между норвежским консульством, Баренцевым секретариатом, судом в Страсбурге и вами - господин "федеральный эксперт"!

"К настоящей научной дискуссии высказывания некоторых архангельских ученых отношения не имеют... Обычно научные дискуссии отталкиваются от фактов, а не от голословных "авторитетных заявлений" отдельных ученых мужей" (Ю.П.Шабаев)

Итак, в опубликованном ИА REGNUM экспертном заключении Ю.П.Шабаев хотел бы опираться на авторитет науки, что он блестяще демонстрирует нам далее. Но вот, что интересно - в другом своем экспертном заключении, опубликованном незадолго до рассматриваемого, он утверждает прямо противоположное: "Сегодня исходя из государственных интересов России оценивать ситуацию вокруг поморов только с позиций "чистой" науки нельзя" (http://patriot-pomor.ru/content/view/1066/1/)

Из "чего же изволите" исходить и на что опираться? И дальше наш "федеральный эксперт" поведал удивительную по саморазоблачительности историю. Цитирую Ю.П.Шабаева: "Ранее Институт этнологии и антропологии РАН занимал по поморам противоположную позицию, и именно его первоначальное экспертное заключение было поводом для отказа со стороны Минрегиона на неоднократные просьбы властей Архангельской области предоставить поморам статус коренного малочисленного народа... Обсудив проблему поморов на совещании в Женеве, директор ИЭА академик В.А. Тишков предложил мне написать докладную записку в Минрегион, с новым экспертным обоснованием необходимости предоставления поморам статуса коренного малочисленного народа. Такую докладную я подготовил, под ней поставлены все необходимые подписи ученых-экспертов: регионального исследователя, руководителя профильного московского института и ведущего специалиста в области этнологии... Надеюсь, уже в ближайшее время докладная будет рассмотрена Минрегионом". Итак, данные науки и научная совесть в одночасье изменились после совещания и личного указания руководящего лица.

Не кажется ли вам, Юрий Петрович, что государству Российскому как раз и следует отклонить подготовленное вами экспертное заключение, - лишь на том основании, что оно подписано теми же самыми учеными, которые совсем недавно перед этим занимали по "поморской" проблеме прямо противоположную позицию. Как быть с их научной принципиальностью, с отстаиванием своей точки зрения? И что такое случилось в Женеве, что академик В.А.Тишков вдруг кардинально изменил свое мнение по поморам на противоположное? И какое отношение происшедшее в Женеве имеет к "государственным интересам России"?

Поэтому, Юрий Петрович, в связи с этим случаем нам интересно было бы узнать, кто оплачивал конкретно ваши многочисленные командировки и суточные в Стокгольм, Женеву и др. подобные интересные места на различные мероприятия? И не окажется ли так, что за финансированием вашей научной карьеры стояли те самые центры, которые сейчас занимаются этностроительством в Архангельске и раскручивают финно-угорскую проблему на просторах Российской Федерации? И, наконец, хотелось бы узнать, сколько стоят экспертные оценки федеральных экспертов по национальному вопросу в России в известных центрах мирового глобализма, если эти оценки так легко меняются по личному указанию?

"Этнополитика опирается на право. Замечу, что этнополитика в демократическом обществе не может и не должна строиться на политической целесообразности и тем более - этноцентризме (или культурном расизме), а может опираться только на принципы права. и т. д. и т. п. (Ю.П.Шабаев)"

"Политика не может строиться на политической целесообразности"... Правильно! "Забыв", что политика (врачебное дело) - это прикладное рациональное управление (точность диагноза и лечения), а не набор благоглупостей (заклинания ясновидящих)... "Забыв" о собственной проповеди политической целесообразности и собственной научной "ультра-гибкости", вы за идеальными абстракциями пытаетесь скрыть то, что обязан знать каждый, даже самый бездарный, историк: право исторично. Нужно речь вести о том, как обстоит дело не в последней редакции пропагандистской прописи, а в актуальной истории, то есть на самом деле. Как дела обстоят при официальном заявленном мультикультурализме в современных США или в той же Швеции? А что происходит с таджиками в Москве? Иракцами, ливийцами и могиканами?

"Хотя, конечно, с помощью истории можно попытаться обосновать что угодно, поскольку история у нас постоянно переписывается и переосмысливается, а потому ясности в ней как не было, так и нет, что дает основание недоброжелателям называть историю не наукой, а ремеслом" (Ю.П.Шабаев).

Ценное, автобиографическое признание. Но странно слышать подобные вещи от вас, Юрий Петрович. Откуда такой нигилизм к истории конкретно у вас, доктора исторических наук? А как быть с комплексным источниковедением по проблеме? Не честнее ли вам в таком случае отказаться от ученой степени в этой отрасли знаний и положить диплом в ВАК на стол? Но на самом деле здесь вы лукавите. В поморском этностроительстве, осуществляемом сейчас в Архангельске по австрийским лекалам XIX в. американцами и норвежцами посредством местных ренегатов, как известно, ключевое место занимает исторический миф.

Вот поэтому мы и боремся с этим бесстыжим историческим мифотворчеством. И, если миф этот нами будет разрушен, то и весь проект этностроительства в Архангельске провалится. А Ивану Мосееву и др. предстоит сделать невозможное. Доказать существование этноса поморов в прошлом через доказательство наличия у них тогда особого отличного от русских и противостоящего русским этнического самосознания. А доказать его у поморов в XIX в. невозможно не из-за скудости источников, а как раз, наоборот, из-за колоссального их количества. Во второй половине XIX в. берега Белого моря стали Иерусалимом для фольклористов и этнографов. Здесь записаны тома. Многое еще не опубликовано. А о чем идет речь в былинах, спетых и записанных в Зимней Золотице, на Онеге, Мезени и Кулое? Да, о Святой Руси! Кто промышляет на Груманте в записанных здесь сказках? "Русачки", а никакие не поморы. И потом вы так верите нынешним переписям! А если мы вам положим на стол перепись конкретно по Поморскому берегу Белого моря 1498 г., вы в нее, Юрий Петрович, поверите? Нет там никаких поморов. А перепись Двинского уезда по 1622 г.? И, если Михайло Ломоносов ни в одном из сохранившихся от него многочисленных документов, не определяет себя помором, то какое основание у Мосеева и др. причислять его к таковым? Вот в чем проблема. Вот, где ложь и вот, где правда.

"А есть ли великороссы?" (Ю.П.Шабаев)

Наш ответ вам, Юрий Петрович, прост. Великороссов нет! Есть русские. Если не верите, то поезжайте в Троицу к гробу святого Сергия! И в тени икон письма Рублева понаблюдайте этак с часок. Если опять не верите, то поезжайте в Киев на горы в Печерский монастырь! Вы нас упрекаете в расизме, архангелогородские "поморы" жалуются, что их оскорбляют и т. д. В связи с этим мы хотели бы заявить, что у нас нет цели унизить этих людей. Отрекшиеся от своего, говоря старым языком, "чина", от Святой Руси, от Русского мира, они уже наказаны. Почему? Посмотрите на их жалкие труды. Они творчески бессильны! Но мы будем "биться" с ними за живших в начале ХVII века и даже в страшном сне не слыхавших ни про каких "поморов" православных русских крестьян: крестьянина деревни Перхачовой Заостровской волости Онофрейку Костянтинова сына Мосеева, крестьянина деревни Федотово той же волости Тараску Кондратьева сына Есипова и др., только потому, что живем мы по простому и ясному принципу: русские - русских не предают!