Часть первая

В преддверие 20-летия независимости Азербайджана, отмечаемого 18 октября, хотелось бы бросить ретроспективный взгляд на весьма противоречивый и болезненный процесс поиска страной своей геополитической ниши в зоне сталкивающихся интересов основных субъектов мировой политики. По сути, новейшая история Азербайджана, с момента обретения независимости и по сей день, складывается на почве крайне сложных геополитических процессов, главным катализатором которых является динамика взаимоотношений с Россией и США (Западом). Ранее в цикле статей "Азербайджан в стратегии России" (см. ИА REGNUM, 07.09.2011, 09.09.2011, 16.09.2011) я рассмотрел основные вехи в новейшей истории взаимоотношений страны со своим влиятельным северным соседом. Теперь хотелось бы взглянуть на опыт взаимоотношений с США.

Уже на ранней стадии обретения независимости в сознании большинства азербайджанцев утвердилась идея неизбежности отхода страны от России и вхождение в сферу интересов США (Запада). Начало процесса дезинтеграции СССР почти во всех ННГ (новых независимых государствах) усилило тенденцию дисстанцирования от России. Устоявшееся негативное к ней отношение побуждало многие страны, в том числе и Азербайджан, к поиску иных ориентаций. Как следствие, вначале решали простую задачу: в какую сторону направить вектор дисстанцирования? В Баку искpенне полагали, что сближение с США - самая лучшая стратегия, которая позволит решить все проблемы страны. К тому же, эту прозападную эйфорию искусно "педалировал" и сам Вашингтон.

Последовательно наращивая с 1992 года прозападный дрейф и активно разыгрывая энергетическую карту, Азербайджан вроде бы добился желанной цели и завоевал право считаться надежным сателлитом геополитического курса США. Уже почти не подлежит сомнению, что ближайшие перспективы страны во многом будут предопределяться ходом реализации планов Запада в регионе и потому важно уяснить для себя "какой Азербайджан приемлем для США?" Все эти годы сознание общества было затуманено эйфорией независимости и прозападными иллюзиями, все эти годы Азербайджан, казалось бы, являлся составной частью каспийско-кавказских планов США (Запада) и теперь настало время подумать над тем "что выигрывает и что теряет страна от такого неравноценного партнерства?"

Негативный имперский имидж России, закрепленный царской и советской историей, а также постсоветскими ее деструктивными акциями, изначально резко контрастировал с позитивным образом США. Хотя было бы уместно говорить о позитиве как об условном авансе, выдаваемом США за реализацию обещаний. В итоге поведение Азербайджана в первые годы независимости регулировалось негативной установкой на Россию и позитивной - на США. При этом негативизм был достаточно обоснован, а позитивизм базировался на предполагаемых плюсах: стратегия страны строилась на отождествлении реального опыта (негативизма) с иллюзией предстоящих позитивов. В дальнейшем, по мере практического "тестирования" намерений США, явно обнаруживалась шаткость такой стратегии. Позитивная установка на США постепенно стала обретать некоторый негативный оттенок. В Баку со временем, кажется, начали осознавать иллюзорность многих прозападных ожиданий: вместо "пряников" от США последовали неприятные сюрпризы (907 поправка, затягивание карабахской проблемы, нефтяная экспансия, забвение демократии и т.д.).

На волне дальнейшей девальвации прозападных ожиданий и при наличии соответствующего внешнеполитического и внутриполитического фона прежний курс страны на стратегическое партнерство с США (Западом) вполне может подвергнуться реальному переосмыслению. Подобный акт "геополитического прозрения" способен обусловить естественный поиску иных стратегических партнеров. Определенные контуры такого переориентационного поведения уже просматриваются в политике официального Баку, откровенно декларирующего и реально демонстрирующего в последние годы сбалансированность внешнеполитического курса и "прощупывание" иных альтернатив.

Вместе с тем, не так легко найти оптимальную для страны стратегию, когда ее настоящее и будущее в основном зависит от коллизий геополитики супердержав - ранее России, затем США. Такая ситуация вынуждает решать архисложную задачу - своевременно предугадывать планы и намерения этих супердержав (в данном случае США), чтобы найти оптимальную модель адаптации к реалиям. В противном случае Азербайджан может надолго остаться маpионеткой США и блуждать в лабиринте прозападных иллюзий. Многие ошибочно полагают, что планы США должны строиться на основе учета наших интересов: обнаружив неадекватность поведения США, искpенне возмущаются и обвиняют США в проведении политики "двойных стандартов". На самом деле "раздвоение образа США" происходит в нашем иллюзорном сознании, которое игнорирует простую истину: стратегия США ориентирована главным образом на защиту собственных национальных интересов. И наша задача сводится к пониманию того, каким образом США использует интересы Азербайджана для успешной реализации своих стратегических планов. Для этого предстоит, прежде всего, понять интересы США, предусматривающие определенные планы манипуляции Азербайджаном.

Начнем с рассмотрения очевидных (аксиоматичных) тезисов:

1. Современные интересы США простираются почти на все геополитическое пространство и в особенности на приоритетные "геополитические зоны", включая ЮК и Каспий. Нынешний миропорядок конструируется в соответствии со стратегическими планами США и для каждой маленькой страны отводится в ее планах определенное "сателлитное место". Азербайджан в силу ряда объективных факторов относится к числу таких стран и потому его ближайшие перспективы в основном предопределяются коллизиями планов США.

2. Азербайджан манипулируется предписаниями кавказско-каспийской стратегии Вашингтона, в соответствии с которой целенаправленно формируется приемлемая для США политическая система и ситуация в Азербайджане. Стратегические планы США предполагают своевременное блокирование тех возможностей Азербайджана, которые могут вывести страну из сферы американского влияния.

3. Азербайджану уже достаточно сложно полностью выйти из сферы контроля США - в силу объективного накопления необратимых геополитических тенденций и реалий. Тем не менее, у Азербайджана еще остается возможность противопоставить тотальной "американизации" альтернативную стратегию развития. Для этого необходимо осознать подлинные намерения США, суть которых преимущественно сводится к удержанию страны в марионеточном и вестернизированном состоянии до полного исчерпания ее ресурсных и геополитических возможностей. Подобное осознание открывает возможности для обеспечения оптимальной для страны модели адаптации к изменчивой геополитической ситуации. Понимание планов США и неизбежных перспектив их осуществления позволит избавиться от иллюзий и отважиться на поиск иной стратегии.

Вопрос "какой Азербайджан приемлем для США?" предполагает анализ спектра возможных стратегий. Понятно, что для США приемлемы лишь некоторые из них. Что же касается самого Азербайджан, то, несмотря на явную "американизацию", он в принципе сохраняет достаточно широкий спектр неравноценных стратегических возможностей:

Активная интеграция в евроструктуры, с явным усилением европейского акцента в стратегическом прозападном векторе развития,

формирование "левой" политической системы, с ориентацией на Россию,

исламизация общества, с возможным вхождением в сферу влияния Ирана,

варианты "автономизации" курса в рамках тюркского геопространства, с усилением интеграционного союза с Турцией,

выбор региональной суверенной стратегии, в рамках некоего Кавказского дома,

политика нейтралитета и неприсоединения, с поиском оптимальной сбалансированной стратегии поведения в системе доминирующих геополитических потоков, идущих от США, России, Европы, Турции, Ирана, Китая и т.д.

Все указанные варианты (отчасти кроме первого и последнего) не отвечают в полной мере интересам США и потому зачастую успешно блокируются. Некоторые варианты (явно неприемлемые) США блокирует интенсивно, другие она пытается тактически адаптировать к своим планам: например, общий прозападный дрейф Азербайджана постепенно был трансформирован в проамериканский. Ныне Вашингтон предоставляет Азербайджану простор для реализации тех возможностей, которые оптимально вписываются в его планы. Для успешной реализации своих планов Вашингтон заинтересован в сохранении приемлемой политической системы в Азербайджане. До последнего времени главными субъектами этой системы были действующая авторитарная власть и "правая" оппозиция, а "левые" и "исламисты", по сути, не представляли значимого интереса, хотя официальный Баку в своих собственных политических играх нередко использует и эти карты.

В целом, недолгий опыт "дружбы" с США, возможно, еще недостаточен для основательной ревизии или радикального пересмотра стратегии - в особенности, когда пока не видно более притягательной альтернативы. Но этот опыт вполне достаточно для скепсиса и критического анализа. Азербайджану, видимо, еще не резон убегать от США, но в равной мере уже не резон убегать от всех в объятия США. На этом пути, как это ранее было в сближении с Ираном и Россией, также есть реальная угроза диктата с минимальными шансами на позитивы. Процесс возможного отрезвления Баку от прозападной эйфории, несомненно, скажется (и уже сказывается) на поведении России и Ирана, кровно заинтересованных в "выдавливании" США из региона. Если партнерство с США и далее будет работать только на нефть и авторитаризм, приносить "пустоцветы" обществу и порождать скепсис у граждан, то необходимость определенной корректировки стратегии может обрести реальные очертания, что, в свою очередь, катализирует непредсказуемые изменения ситуации в регионе и в самой стране. Вопрос лишь в том, будут ли эти изменения драматичнее многолетних пустых прозападных ожиданий?