После военного парада в Армении 21 сентября официальный Баку вновь увеличил свои расходы на вооружение. То есть, с одной стороны, идет постоянная милитаристская риторика, с обратной стороны - дипломатия парадов, соответственно. В связи с этим возникает очень любопытная дилемма. Если государство стремится интегрироваться в европейские структуры, а при этом хвастает и гордится тем, что наращивает свой вооруженный потенциал, то это заставляет задуматься о всех тех, кто собирается сотрудничать с таким государством. Об этом в беседе с корреспондентом ИА REGNUM заявил директор армянского филиала Института СНГ, доктор политических наук Александр Маркаров.

ИА REGNUM: Буквально вчера в азербайджанских СМИ появилась информация о намечающемся визите официальных лиц Соединенных Штатов в регион для активизации переговорного процесса по нагорно-карабахскому урегулированию. При этом акцентируется, что в процессе "больше всего ощущаются усилия США". Можно ли это воспринимать так, что страны-участники Минской группы ОБСЕ заняты "перетягиванием одеяла на себя"?

Нет, это так воспринимать нельзя. Минская группа ОБСЕ действует более или менее консолидировано, и решения, которые согласовываются между всеми сопредседателями, принимаются в рамках переговорного процесса. Периодически та или иная сторона, а в настоящее время речь идет о России, пытается взять на себя роль некоего паровоза в этой посреднической миссии. В последний период почему-то заговорили о Франции, сегодня - о США. Однако, вне зависимости от того, какие усилия будут предприняты самими сопредседателями, подписи под документами должны быть тех сторон, которые непосредственно вовлечены в конфликт. Иными словами, какую бы красивую и утопичную модель не предложили посредники, речь, в первую очередь, идет о живых людях, которые живут на конкретной территории. А что может быть ценнее человеческого фактора, которого непосредственно касается принятое решение?

Роль американцев в процессе понятна. США, можно сказать, активно заинтересованы в активизации переговорного процесса. Как, впрочем, и любая другая сторона, у которой есть интересы на Южном Кавказе. В частности, та же Россия имеет совершенно конкретные интересы, связанные с Азербайджаном. Или же - Евросоюз, который имеет заинтересованность в плане энергоресурсов и их транзита. Так что все это накладывает отпечаток на процесс. Опять же, возвращаясь к американской миссии, мы понимаем, что подобное периодически будет происходить - будут проходить консультации, будет происходить своеобразная сверка часов. Но это процесс, который укладывается в определенные и достаточно уже долгие временные рамки. Главный вопрос, на мой взгляд, заключается в том, что, с одной стороны, идет обычный переговорный процесс, а с другой - звучит постоянный мессидж о том, что неприемлема любая попытка урегулировать конфликт силой. Подобная попытка обречена на применение санкций со стороны международного сообщества. Это послание постоянно накладывает ограничения на возможные попытки разрешения конфликта иным, а не мирным путем. То есть, говоря о посреднической миссии Минской группы ОБСЕ, можно отметить, что ее достижение только то, что горячей фазы конфликта не происходит.

ИА REGNUM: Согласно этой же информации, американская сторона будет стараться заручиться согласием Азербайджана и Армении на проведение встречи на высоком уровне. Можно понимать, что после личной инициативы российского президента по организации встреч глав двух стран, и в частности - казанской, теперь уже и президент США выступит в роли медиатора подобного рандеву?

Вот и прекрасно. Любая посредническая миссия, любое предложение - с учетом высоких заинтересованных сторон, представляет точку для возможного сближения позиций. Однако подобные предложения представляют лишь фон, а помимо этого, необходимо услышать голоса реальных, скажем так, солистов. Основное и главное - это то, что должно произойти именно при сближении позиций президентов Армении и Азербайджана.

ИА REGNUM: Баку очень болезненно воспринял тот факт, что президент Франции пробыл в Азербайджане всего 2,5 часа, тогда как в Армении его визит продлился почти два дня. Некоторые азербайджанские журналисты поспешили записать визит в разряд самых краткосрочных и даже оскорбительных, если не унизительных.

Статус этого визита имел совершенно иной характер - государственный визит состоялся именно в Армению. Все остальное имело совершенно иной статус. Не надо приписывать себе те заслуги, которых не существует.

ИА REGNUM: Следует ли расценивать заявления Саркози, которые он сделал в Армении, как изменение позиции Франции - участницы Минской группы ОБСЕ относительно сложившегося в регионе конфликта статуса-кво?

Статус-кво уже существует. Стратегическая позиция всех сопредседателей естественно заключается в том, что данный конфликт необходимо разрешить. Сохранение статуса-кво для сопредседателей не является тем состоянием, который для них приемлем. Однако с учетом того, что стороны проявляют неготовность и невозможность нахождения решения этой проблемы, сопредседатели лишь декларируют свою главную цель - разрешение конфликта в качестве окончательной цели посреднической миссии. Иными словами, статус-кво является тем предпромежуточным статусом, который мы имеем де-факто.

ИА REGNUM: Вместе с тем со стороны официального Баку, правда, в последнее время уже не на уровне первых лиц, но постоянно озвучивается мысль о том, что терпение Азербайджана не бесконечно и может наступить момент решения карабахского конфликта силовым путем. При этом все чаще говорится о так называемой антитеррористической акции или операции.

И где же они видят террористов?! Те, кто об этом говорит...

ИА REGNUM: В том смысле, что проводятся параллели и сравнения с действиями официальной Москвы, которая проводит антитеррористические акции в Чечне и в других республиках Северного Кавказа.

Тогда пусть проведут аналогию с августовской войной 2008 года, в результате которой часть международного сообщества - некоторые государства признали ранее непризнанные республики. Если кого-то устраивает такой сценарий, то пусть пробуют его претворить в жизнь. Потенциальная угроза по отношению к Нагорно-Карабахской Республике и дальнейшее признание НКР со стороны международного сообщества - будет ли это выгодно, в первую очередь, для Азербайджана? Этот вопрос требует осознания. Я предполагаю, что и официальный Баку прекрасно понимает - вооруженная фаза конфликта может привести к непредсказуемым последствиям в том же Азербайджане.

ИА REGNUM: Когда мы говорим о мире, то готовимся к войне? Как вы оцениваете возможность начала военных действий в Нагорном Карабахе?

В ближайшие год-полтора, скорее всего, ничего не произойдет. После этого некая вероятность существует. Но вопрос в том, что все об этом не только говорят, но и готовятся. Не исключается, что через полтора - два года какая-то интенсификация и вооруженные действия, скажем так, на уровне средней интенсивности могут произойти. Как сказал классик, если на стене висит ружье, то в третьем акте оно должно выстрелить. Но особенно с учетом того, что оборонные, а на самом деле, наступательные расходы, которые осуществляет Азербайджан, постоянно растут.

После последнего парада в Армении Баку вновь увеличил свои расходы на вооружение. То есть, с одной стороны, идет постоянная милитаристская риторика, с обратной стороны - дипломатия парадов, соответственно. Это то, что происходит на данный момент. А в связи с этим возникает очень любопытный вопрос. Если государство стремится интегрироваться в европейские структуры, а при этом хвастает и гордится тем, что наращивает свой вооруженный потенциал, то это заставляет задуматься о всех тех, кто собирается сотрудничать с таким государством.

Беседовал Валерий Гаспарян