Общественность Армении потеряла отличную возможность формирования принципиально новой культуры общения - диалог. В результате развития общепринятого в цивилизованных государствах средства из арсенала политической жизни в общественном сознании мог бы сформироваться принципиально новый образ оппозиции. А именно - не тот оппозиционер, кто кроет соперников матом. Однако, к сожалению, оппозиционный Армянский национальный конгресс (АНК) отнесся к протянутому властями спасательному кругу по сохранению политического лица и рейтинга менее ответственно, чем сама коалиция. Подарок общественности так и не состоялся. Об этом в беседе с корреспондентом ИА REGNUM заявил председатель Христианско-демократического союза Армении (ХДСА) Хосров Арутюнян.

ИА REGNUM: Господин Арутюнян, как вы оцените внутриполитическую ситуацию в Армении - в преддверии приближающих парламентских выборов?

На мой взгляд, между оказавшимися на политическом Олимпе партиями и силами разворачивается очень естественная конкурентная борьба, которая ближе к парламентским выборам может усилиться. Я это считаю очень естественным процессом - даже при наличии диаметрально полярных позиций в отношении оценок реалий и перспектив Армении. Необходимо также зафиксировать, что в борьбе подчас отсутствует необходимая политическая культуры. Однако, даже с учетом некоторых негативных моментов в процессе, хотел бы сказать, что политическая конкуренция в целом проходит корректно, и мы становимся очевидцами очень естественного процесса оздоровления общественного организма.

ИА REGNUM: Вы считаете естественными круглосуточные митинги, прерванный диалог власть-оппозиция?

Диалог представителей АНК с делегатами правящей коалиции нужен был не только и не столько самим участникам переговорного процесса, а прежде всего - общественности страны. Если бы диалог продолжился, то с течением времени в общественном сознании сформировался бы принципиально новый портрет оппозиции, совершенно иной образ оппозиционера. То есть оппозиционер - это не тот, кто только и кроет соперников матом. Оппозицией является та политическая сила, которая в состоянии не только вскрывать недостатки и язвы в государственном обустройстве, но и вести предметное и конструктивное обсуждение подобных просчетов и упущений на уровне власти. У АНК была отличная возможность продемонстрировать все это и преподнести обществу отличный подарок, но, к сожалению, все это уже потеряно.

ИА REGNUM: Извечный вопрос - кто же виноват, кому было более выгодно оставить армянское общество без "культурного подарка"?

Могу лишь сказать, что, несомненно, власти подошли к вопросу диалога более ответственно, чем все время твердящий об этом АНК. Для меня совершенно очевидно, что диалог оппозиции был нужен как некое политическое шоу, спектакль, сверхзадача которого предстать перед всеми и заявить: "Смотрите, я с властью вступил в диалог, а следовательно, лишь я - единственная оппозиционная политическая сила". В попытке предстать перед миром единственным лидером протестного электората нет ничего предосудительного. Это - тактический прием из арсенала политических средств, который АНК использует для утверждения собственных позиций. Сожаление лишь об упущенной возможности - как общества, так и оппозиции. Мы знаем, что электорат АНК, можно сказать, сокращается с каждым днем, он теряет своих сторонников, падает рейтинг. Все это порождает глубокое разочарование, поскольку было очевидно, что выдвигаемые с его стороны радикальные лозунги не только не полезны для оздоровления общественной жизни, но и попросту неосуществимы - как по объективным, так и по субъективным причинам.

Между тем власти, пойдя на диалог, предложили АНК спасательный круг по сохранению политического лица и рейтинга. По существу, власти, сев за стол переговоров с внепарламентской политической силой, тем самым подняли АНК до уровня парламентской оппозиции, поскольку конгресс был практически лишен этих возможностей. Прекращение диалога свидетельствует о том, что АНК не готов к серьезным политическим процессам. Самое худшее - потеря доверия общества. Даже если стороны придут к согласию и решат продолжить переговоры, то вряд ли общество отреагирует на это должным образом.

ИА REGNUM: То есть вы не исключаете возможности продолжения диалога?

Какие-то новые развития могут иметь место. Иными словами, АНК попытается вновь оказать за столом переговоров с властью, но вряд ли кто-либо, в том числе и власти, отнесутся к этому серьезно. Все, эту страницу можно смело считать перевернутой.

ИА REGNUM: А как же больше недели длившиеся круглосуточные митинги и протестные акции? Если следовать логике вашего комментария, то они увеличили число сторонников АНК или же уменьшили?

Это тактический ход, который я даже оценивать не хочу. Если бы произошло что-нибудь значимое, то это имело бы широкий общественный резонанс, а не только лишь публикации в подведомственной АНК прессе. Но кроме них, никто об этом не упоминает даже. По-моему, этот тактический прием ничего интересного не привнес в общественную жизнь страны, да и самим инициаторам он ничего не дал.

ИА REGNUM: На днях в СМИ появилась информация о том, что ХДСА в вашем лице и партия партия "Национальное единение" в лице Арташеса Гегамяна встречались с президентом Армении и попросили его включить вас в предвыборный список Республиканской партии Армении (РПА). Правда, Гегамян уже выступил с опровержением и назвал публикацию "ерундой", а что вы думаете по этому поводу?

Знаком с этой публикацией. Могу сказать, что это полнейшая дезинформация. Действительность такова, что как я, так и наша партия на президентских выборах в 2008 году поддержали кандидатуру Сержа Саргсяна. В дальнейшем, мы всегда выступали с одобрением и поддержкой как его внешнеполитических, так и внутриполитических инициатив. Думаю, сегодня между РПА и ХДСА сформировались партнерские и деловые взаимоотношения и сотрудничество, которое проявляется во время самых различных совместных мероприятий. И мы предполагаем, что это сотрудничество может получить некую конкретику также и во время этих парламентских выборов. Мне кажется, что состоятся конкретные переговоры относительно сотрудничества РПА и ХДСА по выработке формата и формулы будущих выборов. И это очень логично. Вот и все, не меньше и не более того.

ИА REGNUM: Теперь можно с уверенностью спрогнозировать, чью кандидатуру вы поддержите на президентских выборах в 2013 году.

Когда говорят о возможных кандидатах, то все подразумевают первого и второго президентов Армении - Левона Тер-Петросяна и Роберта Кочаряна, а также ныне действующего главу государства Сержа Саргсяна. Поскольку общался со всеми возможным кандидатам в президенты, скажу, что не только вполне нормально отношусь к ним, но ко всем питаю глубочайшее уважение. Скажу как человек, который прекрасно представляет, что значит принимать важные решения и нести ответственность за них. По моему убеждению, за прошедшие двадцать лет нашему народу с первыми лицами государства повезло. По большому счету, думаю, все три президента с успехом выполнили ту историческую миссию, которую, по стечению обстоятельств, приняли на себя. Главная функция Левона Тер-Петросяна заключалась, в частности, в создании фундамента государства. На мой взгляд, он справился с этой задачей - это была и победа в войне, принятие конституции, формирование адекватных времени институтов государственного управления и многое другое. На долю целеустремленного и волевого Роберта Кочаряна выпала обязанность укрепления основ государственности и возведения каркаса будущего здания. В это время мы стали свидетелями беспрецедентного развития инфраструктур государства - огромное количество линий водоснабжения, строительство дорог, качественное изменение всей энергетики, подъем уровня Севана - кто бы мог об этом мечтать. И еще очень важное обстоятельство - при завидной последовательности и упорстве Кочаряна международное сообщество в вопросе урегулировании карабахского конфликта стало осознавать, что без учета интересов народа Карабаха не может быть решения проблемы. Серж Саргсян пришел, можно сказать, чтобы провести евроремонт в построенном здании, а это требует особых навыков и умения. Следует отметить, что такого критического и тяжелого старта не было ни у одного из президентов - речь о событиях 1 марта 2008 года. Но именно благодаря его умению искать новые решения и идти на компромиссы, быть толерантным и инициативным, удалось смягчить крайнюю напряженность как в обществе, так и во внешней политике, а в результате добиться того, что международные структуры уже считают страницу 1 марта, можно сказать, перевернутой. При всем этом, как я уже говорил, мы сотрудничаем с РПА, а наш кандидат - Серж Саргсян. Надеюсь, что останемся преданными нашему сотрудничеству, независимо от формата и результатов нашего сотрудничества на парламентских выборах.

ИА REGNUM: А вы можете представить в Армении ситуацию, аналогичную той, которая произошла на съезде "Единой России", когда действующий президент Дмитрий Медведев предложил кандидатуру Владимира Путина на предстоящих президентских выборах?

Для проведения аналогии следует отметить, что Медведев, представляя кандидатуру Путина, особо подчеркнул - "он обладает большим авторитетом, чем я". Можно эту формулировку объяснить форматом их политической договоренности. Но в ней содержится зерно истины, поскольку в ином случае, не имея в основе элемента реальности, подобная формулировка не была бы озвучена. В Армении это не так. Я не думаю, что авторитет Кочаряна дискредитирован, но и ситуация не такова, что у действующего президента более низкий рейтинг. Серж Саргсян полностью контролирует ситуацию как во внешней, так и во внутренней политике. Так что не вижу необходимости в подобных перестановках, и такая параллель вряд ли уместна. Конечно же, это не значит, что у Кочаряна нет права претендовать на пост президента. Отнюдь. Но мне лично ситуация видится такой, какой я ее представил.

ИА REGNUM: Вы допускаете появления четвертой кандидатуры на президентских выборах в Армении?

Политическая реальность Армении удивительна и парадоксальна. На днях по этому поводу прочитал в одном из изданий любопытную постановку вопроса: "Неужели чрево этого государства более не в состоянии народить нового президента?". Вполне возможно, что есть такая кандидатура. Я лично о ней не знаю и лично для меня в данном вопросе нет проблемы выбора. Могу лишь добавить, что наша политическая элита, да и не только элита имеет довольно серьезный потенциал. И ситуация не такова, чтобы наше общество вконец было лишено выбора. Другой вопрос, что во многих случаях будут вынуждены сравнивать опытного с неопытным. Это очень тяжелый выбор.

Беседовал Валерий Гаспарян