В ближайшее время в Госдуме РФ будет рассмотрен проект закона "Об использовании газомоторного топлива". Об этом, как сообщает корреспондент ИА REGNUM, говорилось на круглом столе, который прошел 17 октября в Государственной думе РФ и был посвящен развитию экологичного транспорта. Если закон будет принят, даже с поправками и усечениями, на которых настаивают его критики, рынок газового топлива в России получит хороший импульс, а этого ждут не только экологи, но и "Газпром", автозаводы, "Российские железные дороги", многие НИИ и т.д.

"Каждая новая газовая автозаправка создает сотни новых - инновационных! - рабочих мест, - сказал журналистам начальник управления по использованию газа в качестве моторного топлива ОАО "Газпром" Евгений Пронин на 9-ой международной газовой выставке технологий переработки и использования газа "GasSuf-2011", которая прошла в Москве. - Сама-то заправка, скорее всего, будет максимально автоматизирована, и там будут работать лишь несколько человек, но заправляться приедут тысячи газовых автомобилей, которые построят на российских автозаводах, газовые балоны будут усовершенствованы нашими учеными, автоматизацию заправки проведут российские инженеры и так далее". По его словам, специалисты разных профилей полностью готовы к развитию газомоторики в России. "В РЖД, при поддержке научного института ООО "Газпром ВНИИГАЗ" разработаны 6 моделей локомотивов, использующих природный газ, на КАМАЗе также при поддержке научного института "Газпрома" было создано более 16 моделей автобусов и коммунальной техники, использующих в качестве моторного топлива природный газ, - начал перечислять Пронин. - В Петербурге, Екатеринбурге, в нескольких других регионах разработаны модели автоматизированных систем управления газовыми заправками, когда для управления достаточно нажимать на пару кнопок... Все это уже внедряется, но пока очень медленно - нет соответствующей инфраструктуры, которая и не появится без поддержки государства. А разведанных запасов "Газпрома" хватит, чтобы обеспечить потребности газомоторного рынка на десятки лет вперед".

Скептики критикуют проект внесенного в Госдуму РФ закона за излишнюю жесткость. В частности, предусматривается полный запрет на строительство и реконструкцию АЗС без установки на них оборудования для заправки различными видами жидкого моторного и газомоторного топлива. Кроме того, для газозаправочных и многотопливных АЗС планируется ввести упрощенный порядок предварительного согласования места при выделении земельных участков для их строительства. Госструктурам предложено размещать заказы на поставки газотопливных транспортных средств для государственных и муниципальных нужд. Лоббисты нефтяных компаний, естестсвенно, - не в восторге от таких предложений, но экологи, напротив, утверждают, что только такая жесткость и спасет здоровье россиян, особенно в крупных городах.

По данным члена комитета Госдумы РФ по природным ресурсам, природопользованию и экологии Виктора Зубарева, "вредные выбросы от автомобильного транспорта в российских городах составляют сейчас 80% от общего объема, а в масштабах страны - 40%". Директор департамента автомобильной промышленности Минпромторга РФ Алексей Рахманов заявил на заседании круглого стола в Госдуме РФ, что "нефтяные компании не выполнили взятые на себя обязательства, и Россия не успевает перейти на новые стандарты бензина. Большинство автомобилей работает на бензине Евро-2, тогда как Европа переходит уже на Евро-6!"

Любопытно, что Россия не первый раз вспоминает про газомоторное топливо. Первый грузовик на природном газе появился в Советском Союзе еще в 1936 году, а потом - в разгар Великой Отечественной войны - прифронтовой Саратов активно осваивал газовое топливо, экономя бензин для боевых действий. В следующий раз про газомоторику вспомнили уже в 80-ые годы, и заводы в разных частях СССР перешли на производство газовых балонов и аппаратуры, а в центральной части страны - в основном, территории теперешней Российской Федерации - к 1991 году были построены около 400 газовых АЗС и произведено 300 тысяч автомобилей с газовыми двигателями. И снова все остановилось на 20 лет, чтобы возродиться уже в 2011 году.

В настоящее время в России действуют около 200 газозаправочных станций. Этого хватает, чтобы переводить на газ автобусы в Великом Новгороде и в Москве, агрофирмы в Ставропольском крае и сотни личных машин в Томске. Но только в одном Иране сегодня на газовом топливе ездят 2,5 млн. машин...

До 2015 года "Газпром" в рамках собственной "Целевой комплексной программы развития газозаправочной сети и парка техники, работающей на природном газе, на 2007-2015 годы" планирует построить еще 200 газовых АЭС. Федеральная поддержка подтолкнет начавшийся расцвет газомоторики в России, тем более, что газ как моторное топливо не только экологичнее, но и дешевле бензина: с января 1993 года, согласно постановлению правительства РФ № 31 "О неотложных мерах по расширению замещения моторных топлив природным газом", предельная отпускная цена на компримированный (сжатый) природный газ установлена в размере не более 50% от цены бензина А-76, включая НДС.