Нагорно-карабахский конфликт является самым важным вызовом для безопасности и стабильности Закавказья, и угроза возобновления военных действий в этом регионе нарастает. Об этом в аналитической статье, опубликованной на интернет-странице Центра "Восточных исследований" 26 октября, пишут руководитель отдела Кавказа и Центральной Азии этого центра Кшиштоф Страхота и эксперт Центра Александра Ярошевич.

По их мнению, свидетельством наличия угрозы может считаться "навязанная Азербайджаном гонка вооружений и военная риторика". "Ключевым элементом, дестабилизирующим ситуацию вокруг Нагорного Карабаха, помимо увеличения потенциала и амбиций Азербайджана, похоже, является изменяющаяся геополитическая ситуация в регионе. Хотя возникновение новой войны за Карабах в перспективе ближайшего года кажется маловероятным (как слишком рискованная песрпкетива для всех вовлеченных сторон), но при условии сохранения существующих трендов, ее будет трудно избежать в будущем", - пишут авторы.

"Относительная стабильность в регионе конфликта с 1994 года опиралась на уважении обеими сторонами подписанного тогда соглашения о прекращении огня и принятии посредничества Минской группы ОБСЕ, а также на баланс сил (относительное равенство сил, отсутствие политических и военных средств для выхода из тупика) и геополитическую ситуацию (доминирующая позиция России). В тот период для каждой из сторон прекращение огня и начало переговоров было приемлемой ситуацией, но, по определению, временной. Для Азербайджана Карабах является символом отсутствия территориального суверенитета, а также ключевым элементом построения государственной и национальной идентичности (как один из колыбелей азербайджанской культуры) и общественной консолидации. С перспективы Баку, решение конфликта, бесспорно, предполагает восстановление контроля Азербайджана над спорными территориями.

Армяне считают Карабах одним из главных исторических центров, населенных армянами, а также олицетворением ключевой национальной идеи - борьбы за выживание перед лицом наступающей турецкой стихии. Победа в войне за Карабах является самым главным успехом современной Армении, спаянной с Карабахом в том числе и благодаря приходу к власти в Ереване карабахских героев в 1998 году. Хоть Армения (в отличие от самого Карабаха и значительной части диаспоры) не отвергает однозначно вероятный будущий формальный протекторат Баку над спорными территориями, определенно исключает реальный контроль Азербайджана над Карабахом, особенно в сфере безопасности", - говорится в статье.

Авторы отмечают, что у обеих сторон есть непоколебимое желание получить контроль над Карабахом, налицо отсутствие доверия сторон друг к другу, а в таких условиях деятельность Минской группы ОБСЕ является неэффективной. Эксперты считают, что реальной угрозой для status quo в регионе являются отнюдь не регулярные нарушения соглашения о прекращении огня, а изменение баланса сил между армянами и азербайджанцами и фундаментальное изменение геополитического контекста.

"Доминирующей стороной в конфликте являются армяне: они победители войны, контролируют спорные территории и занимают благоприятные оборонные позиции, а их военные силы считаются хорошо обученными и доблестными (до недавнего времени армия самопровозглашенной республики Нагорного Карабаха считалась самой сильной на всем Кавказе ). Карабахские армяне являются неотъемлемой частью системы безопасности Армении. Армения же является политическим и военным союзником России, местом размещения российских войск и единственным, кроме Абхазии и Южной Осетии, сильным пунктом опоры Москвы в Закавказье. Однако, одновременно с этим, Армения обладает намного меньшим, нежели Азербайджан, демографическим (слабеющим из-за эмиграции) и экономическим потенциалом, а также слабеющей политической позицией в регионе", - пишут эксперты.

По их оценкам, Армения хоть и занимает ключевое место в региональной политике России, но минимально может влиять на политику Москвы; Армения - не субъект, а объект в отношениях с Москвой. Экономическое положение Армении, оказавшейся в блокаде благодаря Турции и Азербайджану, по мнению авторов статьи, ухудшает переход ключевых экономических активов в руки российских компаний.

"Попытка укрепления российского зонта над Арменией показала растущие ограничения Еревана: русские получили возможность продления срока размещения своих военных баз до 2044 года, подтвердили оборонные обязательства в отношении Армении, но не в отношении Карабаха при одновременном продолжении военного сотрудничества с Азербайджаном. Минимальные эффекты принесло Еревану сближение с ЕС, что вытекает из отсутствия основ для стратегического сотрудничества с Западом, а также из неудачной, но отважной попытки Еревана нормализовать отношения с Турцией в 2009-2010 годах...

В отличие от Армении, сила и позиция Азербайджана постоянно растут. Прекращение огня 1994 года положило начало периоду организации политической сцены и консолидации власти в руках Гейдара Алиева, а потом и его сына Ильхама. Власть Алиевых остается непоколебимой в рамках существующей системы. Стабилизация сделала возможными реализацию серьезных инвестиций в нефтяной и газовый сектор и экспорт сырья в Европу, минуя Россию... Была создана рациональная экономическая база для политического союза Баку и Анкары. Азербайджан был в состоянии заставить Турцию разорвать процесс нормализации отношений с Арменией, а сегодня надеется навязать ЕС собственные предпочтения относительно формы Южного (энергетического) коридора", - отмечают эксперты.

По оценкам Александры Ярошевич и Кшиштофа Страхоты, Азербайджан усилил свои позиции и в отношениях с Россией таким образом, что "единственным инструментом давления Москвы на Баку остался замороженный конфликт в Карабахе".

"Со времен распада СССР каждый военный конфликт на Южном Кавказе возникал, протекал и замораживался при активном и решительном участии России. Доминирование в сфере безопасности является столпом политики Москвы в регионе, который никто еще серьезно не пошатнул. Также и карабахский конфликт протекал под диктовку России. Замораживание конфликта дало России сильнейшую позицию посредника в рамках Минской группы. Более того, Москва, как союзник Еревана, самый сильный военный игрок в регионе, имеет определенное влияние на ситуацию вокруг Карабаха. Такое стояние дел подтвердилось конфликтом с Грузией в 2008 году: Москва не признает никаких односторонних (тем более, поддерживаемых геополитическими соперниками) изменений в регионе конфликтов и в сфере региональной безопасности и готова применять силу для защиты собственных интересов. Этот сигнал был хорошо понят в Баку, поскольку после августа 2008 года Азербайджан значительно приглушил военную риторику", - говорится в статье.

Эксперты предполагают, что если Россия не откажется от доминирования в Закавказье, то она, как следует ожидать, примет активные меры против любой попытки изменения status quo вокруг Карабаха. В то же время они не исключают, что Москва вынуждена будет пойти на инициирование благоприятных для себя изменений, если посчитает, что Карабах перестал быть эффективным политическим инструментом, а время играет против интересов России.

Александра Ярошевич и Кшиштоф Страхота напоминают, что, вопреки амбициям, Турции, США и ЕС пришлось смириться с доминирующей ролью России в Закавказье. "Открытых попыток подорвать доминирующие позиции России не предпринималось, или они заканчивались неудачей. Ярким примером этого была неудача интеграции Грузии с НАТО, менее ярким - попытки Турции стать посредником в карабахском процессе, попытки институциализировать свое присутствие в регионе в виде Платформы стабильности и сотрудничества на Кавказе и др..", - отмечают они.

Эксперты польского Центра полагают, что в ближайшей перспективе - в течение года status quo сохранится, перелома в переговорах ожидать не стоит, переговорная активность снизится из-за ожидаемых в России и Армении выборов. США, ЕС и Турция поглощены собственной ситуацией и проблемами в других частях мира. "Правда, желание ускорить мирный процесс твердо декларирует Франция (что, видимо, вписывается в активную внешнюю политику Франции, как и в предвыборную кампанию Николя Саркози), но не думается, чтобы Париж обладал достаточным потенциалом, чтобы достигнуть реального прогресса в переговорах, особенно учитывая недоверие Азербайджана и напряженные отношения с Турцией... Мирного соглашения, завершающего конфликт в Карабахе, похоже, возможно будет достичь в случае радикального изменения ситуации в самом Карабахе (в частности, войны) или однозначном изменении геополитической ситуации. Сохранение нынешнего тренда растущего дисбаланса между Азербайджаном и армянами, отсутствие прогресса в мирных переговорах и постепенные изменения в геополитическом контексте увеличивают вероятность вооруженного конфликта в долгосрочной перспективе. При нынешнем положении сил война является наиболее рисованным вариантом как для Армении, так и для Азербайджана", - пишут польские эксперты.

В то же время они не исключают неконтролируемого или провокационного и ограниченного роста напряженности в конфликте, что могло бы привести к активному вовлечению России в него в качестве посредника. "В перспективе ближайших лет (особенно, в случае роста регионального значения Турции и одновременного ослабления России ) увеличивается угроза решимости Баку начать крупномасштабные военные действия. Возможный военный конфликт означал бы не только серьезные политические изменения на всем Южном Кавказе, но и вызвал бы глубокие изменения в политике России, Турции, Ирана и западных государств", - отмечают эксперты.