В январе-августе в Чувашии среднемесячная заработная плата учителей возросла на 24,2%, достигнув к сентябрю 13.108 рублей (среднемесячная зарплата по экономике в первом квартале - 13095,5 рублей). Хотя "рядовой учитель" почувствовал повышение зарплаты, но при этом не всём "сёстрам досталось по серьгам". Как передаёт корреспондент ИА REGNUM, к этому мнению пришли участники круглого стола, где были обсуждены вопросы повышения заработной платы педагогическим работникам.

Напомним, повышение заработной платы происходит в рамках модернизации региональных систем школьного образования России. Из федерального бюджета в регионы направляются средства на приобретение оборудования, транспорта, на развитие школьной инфраструктуры, пополнение школьных библиотек, дистанционное обучение, реализацию мер по программе энергосбережения. Чувашия на эти цели получила около 260,36 млн рублей. В качестве софинансирования республика взяла на себя обязательства по повышению зарплаты учителей до среднего уровня по экономике. Повышение - поэтапное: с 1 сентября на 16,5% увеличена стимулирующая часть, с 1 октября на 13% возросли оклады (с учётом июньского повышения). При этом Чувашия не просто выполняет взятые на себя достаточно жёсткие обязательства, но и усиливает социальную поддержку: в республике, в отличие от других субъектов, это коснулось не только учителей, но и всех педагогических работников. "Вселяет уверенность в то, что о нас не забыли, о нас заботятся, думаю и понимают, что наша ступень образования очень важна", - говорили на круглом столе представители дошкольных образовательных учреждений.

В целом в Чувашии повышение зарплаты распространяется на 11 тыс. педработников, в том числе 9,4 тыс. учителей. Учителя почувствовали и оценили это увеличение. "В этом году нагрузка снизилась, часов стало меньше, но при этом зарплата почти не уменьшилась", - говорит, в частности, учитель начальных классов чебоксарской средней школы №40 Людмила Титова, чей педагогический стаж составляет 30 лет. "Повышение зарплаты не означает, что всем сёстрам надо дать по серьгам. В нашей школе у кого-то стимулирующая часть поднялась на 50%, у кого-то на 15%", - продолжил тему директор средней школы №3 г.Канаш Марат Шадаев, пояснив, что это зависит от нагрузки, стажа и категории педагога, наличия наград и достижений учеников.

Кстати, Чебоксары внесли особую лепту в эту социально важную работу: для привлечения молодых педагогов в образовательные учреждения городские власти приняли решение о выплате им с 1 сентября за счёт муниципального бюджета 1 тыс. рублей ежемесячно. В этом году в школы и в детские образовательные учреждения пришли 125 молодых педагогических работников, это потребовало дополнительно уточнение бюджета на 671 тыс. рублей. В среднем в Чебоксарах в сентябре зарплата составила 13.203 рубля, к концу года, по прогнозам чиновников, она должна достигнуть 14 тыс. рублей.

Решение о выплате надбавки молодым учителям могут принимать и сами школы. К примеру, в чебоксарской школе №40 ежемесячно выплачивается по 1 тыс. рублей. В гимназии №4 считают, что в образовательной системе сегодня созданы все условия для того, чтобы молодой специалист мог развиваться. В частности, по словам директора Натальи Коноваловой, в гимназии есть молодой учитель, который работает здесь третий год и параллельно учится в аспирантуре: "Сегодня её зарплата - 17 тыс. рублей. Если молодой специалист хочет прорасти в школе, расти как специалист, то все условия для этого созданы - как правовые, так и материальные в плане стимулирования".

В гимназии, продолжила директор, "достаточно высокая для учителя заработная плата" - при нагрузке в среднем 26,4 часа (норматив - 18 часов) в неделю она составляет в среднем 16.358 рублей, 20% учителей получают свыше 20 тыс. рублей, "вилка" стимулирующих выплат - от 2,5 тыс. до 12,6 тыс. рублей. А зарплата опытных учителей достигает 30 тыс. рублей. Но у них и большая нагрузка, к которым добавляются факультативы, классное руководство и другая внеклассная работа. И их качество работы подтверждают ученики, побеждающие на олимпиадах различного уровня, конкурсах, конференциях.

В ходе встречи было не раз подчёркнуто, что значительную экономию средств даёт оптимизация штатов. "Большую сумму, если уж честно говорить, съедает администрация, где в среднем зарплата равна 20 тыс. рублей", - призналась Наталья Коновалова. По её словам, одна ставка зама в гимназии - это почти три ставки технички. В этом году одним замом в образовательном учреждении стало меньше.

А в Канаше оптимизацией озаботились ещё в 2009 году: тогда в образовательных учреждениях города было сокращено 57 штатных единиц. "Это очень много", - констатировал Марат Шадаев. При этом за два года число учеников возросло. Эти два фактора сыграли немаловажную роль в уровне зарплаты учителей: на сегодня в Канаше она в среднем составляет 15.355 рублей, в школе №3 - 15.622 рубля. Это самые высокие показатели в республике.

В тоже время, в бюджете ряда школ "висят" расходы, которые совсем не свойственны образованию. В частности, в Моргаушском районе, где у учителей самая низкая заработная плата (11.567 рублей), школы в большинстве случаев малокомплектные, нагрузка на учителей вдвое меньше, чем в городских школах. "При этом на балансе ряда образовательных учреждений существуют и котельные, и водобашни, и подстанции. Это говорит о том, что у нас в штате появляется много вспомогательного и прочего персонала. И фонд оплаты труда, который выделяется, необходимо делить не только на учителя, но и на другой персонал", - пояснила начальник районного отдела образования, молодежной политики, физкультуры и спорта Зоя Дипломатова. "Поэтому здесь будут делать всё возможное, чтобы перевести эти расходы на муниципалитет, тем самым освобождая средства для заработной платы учителям", - поддержала коллегу заместитель министра образования Чувашии Надежда Дмитриева. При этом она акцентировала внимание на том, что в Моргаушском районе в настоящее время по сравнению с первым кварталом рост заработной платы учителей - самый высокий в республике, он составил 32%.

В системе оплаты труда наиболее сложным является вопрос критериев оценки труда учителя и распределения фонда стимулирующих выплат. Выступающие подчеркнули, что новые критерии более объективны. И попытались развенчать циркулирующие слухи о том, что больше получает тот, кто "ближе к директору". "Я был удивлена прозрачности того, как это происходит. Процедура формирования происходила у меня на глазах, и даже было желание применить это у себя, где я работаю", - призналась управляющая попечительского совета СОШ №40 Ирина Меньшикова (директор Чувашского национального музея, ИА REGNUM). По её словам, система достаточно прозрачна: вопрос распределения средств из стимулирующего фонда рассматривают не только в недрах администрации школы, но и на управляющем совете, куда входят родители, учителя и школьники старших классов. Здесь учитываются и критерии оценки учителей, и количество набранных баллов. А в гимназии №4учителя сначала сами себе проставляют баллы по разработанным критериям, а затем это обсуждется на заседании экспертной комиссии. Если педагог не согласен с их решением, то он может подать на апелляцию: за всё время их было две. Одна - обоснованная, ошибки в начислении баллов произошли по техническим причинам. Во второй апелляции комиссия отказала заявителю. "У нас прозрачность заключается ещё в том, что мы состав апелляционной и экспертной комиссий избираем ежегодно. В обязательном порядке это новые люди. За три года 15 человек из 42-х проработали экспертами, поэтому они знают, что никто здесь не шельмует, что должны быть чёткие показатели, чтобы это подтвердить", - сказала Коновалова. "Впервые слышу, что тот, кто ближе к директору, тот больше получает, - был обескуражен самой постановкой вопроса Марат Шадаев. - Умный директор никогда этого не сделает, даже если у тебя друзья. Даже если друг хорошо работает, всё равно руководитель где-то приостановит процесс максимальных стимулирующих выплат".

В заключение Шадаев оставил риторическим вопрос о критериях оценки и том, "влияет ли повышение заработной платы на качество образования": "Я прочитал массу исследований, в том числе международных - ну никак не влияет повышение заработной платы на качество образования! К великому моему сожалению. Мы проводили исследование по этому направлению у нас в школе и пришли к выводу, что не совсем намного влияет". Марат Шадаев также признался, что должны быть очень чёткие критерии стимулирующих баллов: "Я говорю про свою школу: мы пока учимся измерять. Как измерить, что стоит один балл в работе учителя, что полбалла, а что - пять баллов? Как в трёхлитровую банку налить пять литров воды? Мне это неизвестно".

Проблемой пока остаётся повышение зарплаты работникам дополнительного образования. В Чебоксарах 10 центров допобразования, в них обучаются 30 тыс. ребят. Этот вопрос решают в Чебоксарах. Глава города Леонид Черкесов поставил задачу поднять заработную плату педагогам центров дополнительного образования с января 2012 года.