Программа "Постскриптум" на полтора месяца покинула эфир канала "ТВ Центр". Ее автор и бессменный ведущий Алексей Пушков ушел в отпуск - он баллотируется в депутаты Государственной Думы. По закону во время предвыборной кампании он не может появляться со своей авторской программой на телеэкране.

Алексей Константинович, почему вы лишены возможности выходить со своей программой на ТВ?

По законодательству государственные чиновники и журналисты должны на время предвыборной кампании взять отпуск, чтобы они не могли использовать свое положение для получения преимущественного доступа к средствам массовой информации. Другими словами, чтобы быть на равных с другими кандидатами. При этом эти чиновники и журналисты имеют право участвовать в теледебатах, давать интервью. На мой взгляд, было бы вполне достаточно, чтобы журналист, имеющий свою программу или колонку в газете, не говорил или не писал об избирательной компании и не пропагандировал свою партию. Но, как говорится, закон есть закон.

Можно ли было оставить "Постскриптум" временно на другого ведущего?

Программа - авторская, она была выношена и создана мной, и уже выходит тринадцать с половиной лет. За это время я не пропустил ни одного эфира. Появление другого ведущего сыграло бы против "Постскриптума". Есть информационные программы каналов - "Время", "Вести", "События" на нашем "ТВ Центре". Эти программы - не авторские, они давно и устойчиво идут на этих каналах, и у них в разное время были разные ведущие. Если же программа авторская, заменять ведущего контрпродуктивно - зритель такой замены не примет.

Когда "Постскриптум" с Вашим участием вернется в эфир?

"Постскриптум" снова появится на канале "ТВ Центр" 10 декабря - в первую же субботу после выборов в Госдуму.

Если вы станете депутатом, удастся ли совмещать работу в Государственной Думе с производством программы? К тому же у вас еще много других видов деятельности - вы профессор МГИМО, член и постоянный эксперт Мирового экономического форума в Давосе, член Совета по правам человека при президенте РФ...

Надеюсь совмещать, с какими-то функциями расстанусь. Что касается одновременной работы в законодательной власти и на телевидении, то есть прецеденты. Член Совета Федерации Алексей Пиманов, например, ведет "Человек и закон". Так что это возможно. Как конкретно это будет выглядеть, пока стараюсь не загадывать. Степень загруженности в Госдуме может быть разной. Кроме того, мне не раз говорили, что программа "Постскриптум" играет важную общественную роль. Если это так, то мой вклад в наше общественно-политическое развитие через программу может быть не менее важным, чем через законодательные инициативы и другие действия, которые предпринимают депутаты Госдумы. Если, естественно, я буду избран. Потому что мы с вами сейчас говорим о благополучном исходе, но бывают сюрпризы, и партии не набирают того числа голосов, на которое рассчитывали.

Как вы пришли к решению баллотироваться в Госдуму?

На этих выборах по спискам "Единой России" идет много новых людей - не членов этой партии. Идея Путина, который выступил с инициативой Народного фронта, состояла в том, чтобы обновить депутатский корпус за счет новых людей, которые не являются активистами "Единой России" и имеют собственные подходы, собственные идеи, независимый взгляд на вещи и могут обеспечить приток свежей крови в Думу. Сегодня из 600 кандидатов от ЕР - треть - не члены ЕР, это те, кто призван обеспечить такой приток. Думаю, это - правильный замысел. Сейчас в России - независимо от чьего бы то ни было желания, объективно начинается новый период - время, когда требуется обновление. Обновление власти, обновление экономики, обновление отношений власти и общества. Период установления стабильности, который пришел на смену сумбурным, хаотичным и откровенно преступным 90-м годам, завершается. Стабильность достигнута - это было проверено кризисом. Мы потеряли 9% ВВП, многие лишились работы, но вышли из кризиса без социального взрыва. Вы видели, что творилось в этих условиях в Греции, Испании, Лондоне - люди штурмовали банки, громили конторы, были даже погибшие. В России ничего этого не было, страна справилась с кризисом относительно спокойно. Но стабильность без развития - это опасно. Каждый год стабильности без развития - это стагнация. Как человек, когда-то участвовавший в политике (я работал на высшее руководство страны в конце 80-х) я чувствую, что сейчас есть смысл что-то попытаться сделать на поприще обновления. Кроме того, я долго комментировал политику. А когда человек долго комментирует политические события, ему хочется самому принять участие в политике, привнести в нее собственные идеи. Иногда это приводит к разочарованию и утрате последних иллюзий. Но иногда чего-то удается добиться.