Если появившаяся в печати информация о согласии России на мониторинг передвижения грузов на ее границах с Абхазией и Южной Осетией соответствует действительности и если именно эти условия будут зафиксированы в окончательных документах, то это будет являться сдачей национальных интересов России и ее союзников.

Любой подобный мониторинг грузов, вне зависимости от его форм, станет завуалированным признанием прав Грузии на эти территории и только при этом условии его наличие может быть обосновано просто даже логически. Либо мы признаем, что Абхазия и Южная Осетия - это независимые, суверенные государства и тогда на их границах не может быть никакого мониторинга третьей стороны, либо мы косвенно признаем права Грузии и тогда появляется причина говорить о мониторинге.

Слова господина Медведкова, возглавляющего переговорную группу по ВТО, о том, что подобная договоренность достигнута "в рамках нашей принципиальной позиции" по большому счету оскорбительны, так как тогда придется признать, что Россия ставит суверенитет Абхазии и Южной Осетии под вопрос. Это крайне негативно скажется на наших отношениях с этими государствами, с этими народами и с нашими друзьями в мире в целом, так как будет наводить на мысли, что Россия вернулась к практике начала-середины 1990-х годов, когда в непростых ситуациях мы сдавали союзников налево и направо. Последствия этого шага, скорее всего, будут более серьезны, чем это можно представить сейчас. Понятно, что Грузия будет пытаться максимально возможным образом капитализировать эту ситуацию. Соглашение о мониторинге станет "сладкой местью" России Михаила Саакашвили, который будет утверждать, что принудил Москву пойти на свои условия и подтвердить суверенитет Грузии над Абхазией и Южной Осетией. Тезис "суверенитета Грузии, де-факто подтвержденного Россией" будет активно внедряться в сознание самих абхазов и осетин, отрывая их от России. Не исключено, что через какое-то время после вступления в ВТО на этом основании грузинские власти будут по крайней мере пытаться выставить санкции против российских предприятий, торгующих с Абхазией и Южной Осетией, а в удобный момент попытаются потребовать от России уплаты импортной пошлины на грузы, которые пересекли границу.

Скорее всего, причины сдачи национальных интересов заключаются в проходящих в России двух избирательных компаниях, на которой российским властям нужно демонстрировать электорату достигнутые ими успехи. Так как в реальной жизни успехов не наблюдается, вступление в ВТО будет подано ими как великая победа и, следовательно, как повод голосовать за людей ее одержавших - то есть за тех, кто находится сегодня у власти. Если это так, то время окончательной договоренности по ВТО выбрано максимально удачным образом, так как вступление в эту организацию удастся пропиарить как "великую победу" аж дважды - в течение оставшегося месяца до думских выборов и после ратификации соглашения новой Думой в январе-феврале 2012 года - в течение месяца перед президентскими выборами. При этом, если в Думе нового созыва "Единая Россия" не наберет большинства, теоретически существует определенная вероятность отказа Думы от ратификации этих соглашений, что, по моему мнению, явилось бы однозначным позитивным фактором для государственных интересов нашей страны.

Андрей Епифанцев - глава аналитического бюро Alte Et Certe (Москва).