Трое полицейских, два чекиста и двое гражданских. Общий кровавый итог: семеро погибших и как минимум трое пострадавших в результате бойни в казахстанском городе Тараз (бывший Джамбул - ИА REGNUM). Инцидент более чем наглядно продемонстрировал: террористическая активность в Казахстане больше не ограничена скудным набором средств, состоявших до 12 ноября 2011 года из небольших подрывов с невнятными целями.

Утром 12 ноября 2011 года двое сотрудников органов безопасности устанавливают наружное наблюдение за неким Максатом Кариевым, 1977 года рождения. Как и почему он стал интересен чекистам - пока неясно. Зато понятно, что внимание спецслужб было как минимум, оправданным: выявив наблюдение (!), Кариев нападает (!) на сотрудников КНБ и убивает (!) обоих (!). Начав действовать, подозреваемый уже не может остановиться: он останавливает проезжавшую мимо машину, связывает водителя и едет в охотничий магазин, где буквально расстреливает охранника и смертельно ранит одного из посетителей. Завладев в магазине двумя единицами полуавтоматического огнестрельного оружия и боеприпасами к ним, Кариев не спешит скрыться из города или спрятаться. Напротив, он продолжает убивать людей в форме - тех, кто пытается его преследовать: двух полицейских из охранного ведомства, у которых отбирает автомат Калашникова и пистолет Макарова. Затем террорист едет домой, забирает там РПГ-26 и, вооруженный им, двигается... в сторону местного департамента Комитета национальной безопасности! Прорвавшись к зданию, он обстреливает его, в том числе из гранатомета, а отходя, успевает ранить двух сотрудников конной полиции. Задерживают Кариева только после обеда, силами сотрудников дорожной полиции. Одного из них террорист ранит, но даже с простреленной грудной клеткой капитан полиции Байтасов бросается на преступника, сбивает его с ног, падает сверху сам... В этот момент экстремист приводит в действие безоболочное взрывное устройство. Оба гибнут на месте.

Трудно не заметить - почти все террористические акты, случившиеся за последний год на территории Казахстана, так или иначе направлены против институтов власти в стране. И даже больше - против одной из самых сильных спецслужб республики - Комитета национальной безопасности. Взрыв в Актюбинске в мае нынешнего года - смертник приводит в действие взрывное устройство на пороге в областной департамент Комитета национальной безопасности. Чуть позже - взрыв в Астане. Недалеко от СИЗО КНБ взлетел в воздух автомобиль, начиненный взрывчаткой. Пожалуй, только Атырау выбивается из этой печальной статистики: в начале ноября взрывы прогремели возле областной мэрии и во дворах недалеко от прокуратуры. Однако и здесь существует версия, что смертник, возможно, подорвал себя нечаянно - а если так, то куда он нес свою страшную ношу?

В этом контексте о проблеме "дагестанизации" Казахстана после событий в Таразе - в стране не высказался только ленивый. Дескать, накопленная критическая масса усталости от бездействия властей, отсутствие социальных лифтов и не слишком справедливая экономическая политика начинает выплескиваться и бить по представителям самой власти. Однако, прежде чем использовать этот термин, надо вспомнить, что да, история терроризма в Дагестане начиналась с похожих причин. Но ведь важно другое - к какому логическому финалу она пришла.

"Преступник не скрывался от полицейских, а атаковал их. Кариев шел на умышленное убийство сотрудников полиции"

Теракт в Таразе (если произошедшее можно так квалифицировать) заставил многие казахстанские СМИ отнестись к проблеме экстремизма более серьезно. И если после взрывов в Атырау представители информационного сообщества страны еще не слишком внимательно следили за событиями, то после стрельбы в Таразе журналисты вспомнили: буквально накануне в Алма-Ате были убиты двое полицейских. С этой новости начинает свой экстренный выпуск новостей телекомпания КТК.

"Вчера в Таразе произошёл теракт. Экстремист, расстрелял семерых человек, пятеро из которых сотрудники правоохранительных органов. Между тем, этим событиям предшествовала трагедия в Алма-Ате. Во вторник в южной столице были в упор расстреляны двое полицейских. Преступники до сих пор не найдены. В ДВД не исключают, что сержанты погибли от рук террористов.

Вечер вторника, Алматы, проспект Райымбека, между Саина и Момышулы. Патрульные Дабылов и Абдиров заступили на дежурство. Внезапно внимание полицейских привлекает микроавтобус Митсубиси Делика и подозрительные люди вокруг него. Когда офицеры направились в их сторону, неизвестные открывают огонь из Макарова. На телах убитых в общей сложности 5 пулевых ран. Старшина Максат Дабылов скончался на месте. Галимжан Абдиров умирает в скорой.

Нурдильда Ораз, руководитель пресс-службы МВД РК, 09.11.2011 г.: - Личный состав ДВД города Алматы поднят по тревоге. Ориентированы все наряды комплексных сил полиции с привлечением спецподразделения органов внутренних дел. Возбуждено уголовное дело. В Алматы объявляют план "Перехват". На въездах и выездах дежурят вооружённые полицейские. Но поиски не приносят никаких результатов. А в полиции, тем временем, не исключают, что за убийством полицейских могут стоять террористы. Судя по тому, что преступники сразу открыли огонь, они что-то скрывали в микроавтобусе".

По похожей схеме действует и газета "Караван", опубликовавшая репортаж, в котором журналист относится к деталям с большим вниманием. "По словам полицейских из патрульного экипажа № 71, когда они приехали, то увидели, что автомобиль их коллег стоит на проезжей части так, словно полицейские пытались преградить путь какому-то другому автомобилю. Приехавшие на пересечение проспекта Райымбека и улицы Саина сотрудники следственно-оперативной группы Ауэзовского РУВД и ДВД города Алматы нашли свидетелей трагедии. Один из них - автолюбитель - остановился на обочине, чтобы сменить спустившее колесо. Он услышал выстрелы примерно в 20 часов 10 минут и, обернувшись, увидел, что двое сотрудников полиции преследуют какого-то мужчину, а тот в них стреляет. Рассмотреть стрелка водитель не смог - было темно, шел снег, а преступник находился довольно далеко. По словам свидетеля, патрульные преследовали автомобиль "Мицубиси". Они обогнали его и, подрезав, вынудили остановиться. В этот момент сидевший за рулем "Мицубиси" мужчина выскочил из салона и открыл огонь по стражам порядка. Потом попытался уехать, но выехать на проезжую часть не смог, так как дорогу преграждала полицейская "Дэу-Нексия". Он начал сдавать задним ходом и врезался в стоящий пассажирский автобус 16-го маршрута. Водитель автобуса рассказал, что "Мицубиси" врезалась в среднюю дверь, а потом умчалась на большой скорости. При осмотре места преступления криминалисты не смогли найти стреляных гильз, зато в рубашке старшины Максата Дабылова обнаружили пулю калибра 9 мм от пистолета Макарова. В этой трагической истории много вопросов. Следствием установлено, что патрульный экипаж заступил на свое последнее дежурство в третью смену - в 17 часов 8 ноября 2011 года. Но почему они оказались вдвоем, хотя обычно любой патрульный экипаж возглавляет офицер полиции? Также непонятно, почему патрульные оказались без бронежилетов. По словам командира полка патрульной полиции подполковника Нургалиева, без бронежилетов сотрудники на дежурство не допускаются. Неизвестно пока, кого они преследовали и по какой причине. Старшины должны были сообщить об этом по рации, но, видимо, просто не успели. Не исключено, что они опознали в водителе "Мицубиси" преступника, находящегося в розыске, и устремились за ним в погоню. Либо тот на глазах патрульных совершил какое-то правонарушение. Либо в его автомобиле находилось нечто такое, что он категорически не желал показывать стражам порядка, - оружие или взрывчатка".

Очень любопытное интервью с политологом Досымом Сатпаевым публикует газета "Время", озвучившая устами эксперта сразу несколько занимательных трендов. В частности, Сатпаев систематизирует и чуть ли не впервые кратко формулирует вероятные претензии экстремистов к властям страны. "Тараз - это симптомы все того же тревожного тренда, который проявляется не год, и не два, а последние несколько лет. Тараз - только звено в цепи последовательных событий. Ситуация, судя по всему, постепенно выходит из-под контроля, и это видно по тому, что силовики стали работать не в рамках превентивных мер, а постфактум. И это создает серьезное напряжение в Казахстане. Нельзя сказать, что это вина одних только силовиков. Если рассматривать все события, которые случились в этом году в Казахстане, - Актау, Актобе, Таразе, я считаю, что можно говорить о том, что мы наступили на те же самые грабли, что и Узбекистан. В чем это заключалось? Наши власти так активно ослабляли внутрисистемную оппозицию, которая, кстати, пыталась все время действовать в правовом поле, что практически упустили из виду появление антисистемной радикальной оппозиции. Власть не может им сейчас ничего противопоставить, потому что за последние 20 лет не была создана эффективная антитеррористическая система. Эти люди были упущены из виду.

Насколько правдоподобна версия о том, что все, что случилось, совершил террорист-одиночка?

Интересный вопрос. Действительно, сейчас очень выгодна версия о террористе-одиночке, потому что такой вариант преуменьшает опасность. Можно все списать на то, что он неадекватный, на сезонное обострение, на криминалитет, и поэтому создают образ человека асоциального. Это видно даже из пресс-конференций. Как о нем говорят? И нецензурной бранью выражался, и в драках участвовал... Но ведь вся проблема в том, что юг Казахстана давно рассматривался в качестве реальной зоны повышенной террористической активности, и рассматривался еще в 90-х годах. По официальной версии, погибший связывал себя с "джихадистским" направлением. И тут важно вспомнить такую интересную деталь. В 2007 году в ЮКО были арестованы члены "джихадистской" группы салафитов, которые готовили теракт в областном ДКНБ. То есть уже 4 года тому назад наши правоохранительные структуры имели информацию, что в регионе существуют определенные деструктивно настроенные силы религиозного уклона. Не хотелось бы делать мрачных прогнозов, но от хронологии событий ( у меня есть такая база данных о террористической активности в Казахстане с 2000 по 2011 год) просто волосы дыбом встают. Экстремистов арестовывают по всей территории республики. То есть не только юг, вся страна сейчас представляет из себя минное поле.

Что, на ваш взгляд, является первопричиной череды террористических акций в Казахстане?

Здесь ряд как внешних, так и внутренних факторов. Говоря о внутренних, можно сказать, что за 20 лет в Казахстане появились свои социальные аутсайдеры, люди, которые считают, что с системой нужно бороться именно таким способом. За это же время появилось большое количество псевдорелигиозных лидеров. За эти годы у нас так и не повысился уровень религиозной образованности, а из податливых людей легко лепить кого угодно. Плюс ко всему за последние 20 лет у нас так и не смогли создать общество, где уровень бедного населения сократился бы настолько, что не являлся бы взрывоопасным".

На любопытную деталь, которая соотносится в целом с версиями экспертов о "дагестанизации" Казахстана, указывают авторы портала "Геополитика.KZ". А именно - уровень подготовки террориста был невероятно высоким, а кроме того, "стрелок" не избегал боевых контактов с правоохранительными органами. "Прошу обратить внимание на уровень подготовки М.К. Кариева. Отлично стреляет из самых разных видов оружия, в лёгкую собирает самодельные взрывные устройства и имеет доступ к очень серьёзным пушкам. Из "Агленя", который хранился у парня под кроватью, танки и БМП на раз выносят. Вот за какими знаниями и связями хлопцы наши ездят по Пакистанам, Афганистанам и прочим Саудовским Аравиям. А в последнее время и прямо в наших степях тренируются. Впрочем, азы военного дела он изучил еще во время службы в армии. Но СВУ мастерить он явно не в в/ч научился. Кроме того, есть смысл ещё кое на что обратить внимание: "преступник не скрывался от полицейских, а атаковал их. Кариев шел на умышленное убийство сотрудников полиции. В тот момент, когда он увидел, что его преследуют сотрудники патрульной полиции по улице Казыбек би, он не убегал от них, а наоборот выскочил навстречу на середину дороги и начал обстреливать патрульную машину из автомата", рассказал замначальника областного департамента внутренних дел (ДВД) Марат Кожаев".

Откуда берутся люди, готовые стрелять в представителей закона и правопорядка? Косвенный ответ на этот вопрос дает статья информационно-аналитического агентства "Пик", в которой журналисты рассказывают о текущей криминальной ситуации в Алма-Ате. При прочтении необходимо учитывать, что южная столица Казахстана является едва ли не самым благоустроенным с точки зрения инфраструктуры городом страны. "Новый тренд в алматинском криминале связан с религиозными моментами. Правильнее даже будет сказать "псевдорелигиозными". Криминальная идеология в этом сегменте обосновывает грабеж и воровство как способ получения ресурсов от "неверных" на благое дело поддержания благосостояния "чистых" мусульман. Здесь мы не берем во внимание акции "экспроприации" по линии создания натурального халифата (террористическая и политическая деятельность ведь тоже нуждается в финансировании) - только чисто псевдорелигиозный криминал. Количество аферистов тоже стало запредельным. В какой-то мере сюда можно присовокупить "свидетелей Иеговы" и "дианетиков" с их постоянным промыванием мозгов адептам о важности пожертвований на благо общины или проведение дорогостоящих тренингов "личностного роста", после которых вновь обращенные еще больше впадают в шизофрению. Но все-таки главную криминальную деятельность осуществляют "светские" мошенники. В фокусе их внимания квартиры стариков (не всегда одиноких), инвалидов и сирот, потерявшие душевное спокойствие и просто легко внушаемые и доверчивые люди. МВД в последнее время было сильно придавлено (обдербанено) своими коллегами по силовому блоку в плане властных полномочий. Выпадение полиции на дно силовой пирамиды одним из ключевых следствий имело переход на кормление с социальных низов и автовладельцев. Жоповцы (жол полициясы) ведь "Бентли" и "Брабус" никогда не остановят - их удел "Тойоты" и "Фольксвагены". В итоге "кормление" полицейских с населения стало более интенсивным, а ресурсов у этого самого небогатого населения в связи с социально-экономическим кризисом поубавилось. Как результат, обыватель одинаково ненавидит и этнические преступные группировки, и сотрудников правоохранительных органов. Сам среднестатистический алматинский обыватель тоже изменился не в лучшую с точки зрения законопослушности сторону. На руках у населения, которое не занимается криминалом, стало больше незарегистрированного оружия (вплоть до автоматического оружия). Сама психологическая готовность его применить стала выше. В горожанах растет уровень агрессии и вообще люди меняют свои привычки и поведенческие стереотипы под формулу "надейсятольконасебя". С одной стороны более готовые к насилию обыватели распределены неравномерно (в криминальных "квадратах" их больше, потому что "с волками жить - по-волчьи выть), а с другой они постоянно находятся в движении (дом - работа - школа - спорткомплекс - магазин - пив-бар) и потому перекрывают почти весь город. Если коротко, то Алматы становится более злым и готовым к эксцессам".

Между тем в прессе появились первые версии. В частности, по данным директора Центра исследования проблем религий и психологической реабилитации Есбосына Смагулова, который высказался в интервью "31 каналу", поддерживать и стимулировать экстремистов могут некие силы внутри страны. "Следующим этапом может стать появление радикалов в качестве политической силы. Причем, третьей силы не власти, не оппозиции, а именно третьей силы, которая в силу своих заявлений о социальном равенстве, заявлений о необходимости жить по законам шариата, о том, что не должно быть деления общества на богатых и бедных, что все должны жить по моральным принципам, могут иметь определенную притягательную силу для определенных слоев общества. Особенно для социально уязвимых слоев".

Институт политических решений (ИПР) на своем официальном сайте напоминает о существовании статьи, вышедшей в свет еще в апреле 2011 года. В материале, являющемся по сути, аналитической запиской, аналитиками прогнозируется ситуация, напоминающая нынешнюю. В тексте за основу взята американская гипотеза о появлении неких "региональных агрессоров", которых в документе именуют Streetfighter. Хотелось бы отметить, что эта публикация вышла в свет буквально за месяц до первого казахстанского теракта в Актюбинске, который, как известно, произошел 17 мая 2011 года. "Анализ военной ситуации в регионе Центральной Азии позволяет утверждать, что для Казахстана в 2010-е годы с точки зрения военной безопасности основную угрозу также будут представлять структуры, выбравшие модель поведения, характерную для Streetfighter'а. При этом в качестве таких структур могут выступать как отдельные вооруженные формирования, так и государства, заинтересованные в переформатировании сложившегося между республиками региона статус-кво. Мотивом активизации Streetfighter'а может служить (в зависимости от того, какая структура будет выполнять соответствующую функцию):

1. Снижение конкурентного потенциала Казахстана в регионе. Современная экономическая ситуация в Республике и ее инвестиционное преимущество относительно других стран Центральной Азии определяется, прежде всего, социально-политической стабильностью и связанной с ней стабильностью банковской системы и системы транспортировки углеводородного сырья. Любые акции военного характера, создающие возможность даже локальной дестабилизации, могут стать катализатором снижения конкурентоспособности Казахстана и, соответственно, потери страной имеющихся экономических преимуществ.

2. Корректировка внутренней политики Казахстана, прежде всего - ее компоненты, касающейся вопросов межэтнических и межконфессиональных отношений. "Заморозка" имеющегося формата межэтнических отношений не устраивает не только радикальные националистические группы, но и большинство городского населения, поскольку не гарантирует стабильности условий жизни в среднесрочной перспективе (более чем на глубину двух избирательных циклов, то есть - на 8-10 лет).

3. Корректировка внешней политики Казахстана. Любые изменения во внешнеполитических приоритетах соседних с Республикой стран, так или иначе, ограничиваются многовекторностью казахстанской внешней политики. Соответственно, любое существенное ухудшение отношений Казахстана с тем или иным его международным партнером по определению выгодно его конкурентам. Поскольку наиболее резко на действия Казахстана способны отреагировать мировые центры силы (США, Китай, Европейский Союз, в определенной степени - Россия), по данному направлению имеет смысл ожидать акций, затрагивающих либо интересы этих держав, либо их идеологические установки.

К основным типам акций, способных затронуть указанные 3 группы мотивов, могут быть отнесены:

• "немотивированные" террористические акции в Астане или Алматы по образцу акций 1999 года в Ташкенте, либо захват заложников с выдвижением любого набора абсурдных политических требований по образцу акций в Москве ("Норд Ост") или Беслане;

• проникновение на территорию Казахстана незаконных вооруженных формирований по модели "Баткенских событий" 1999 и 2000 годов с возможным установлением контроля над одним или несколькими населенными пунктами по модели событий в Буденновске в 1995 году - например, Бейнеу (позволит перерезать как железнодорожное и автомобильное сообщение, так и газопроводы из Узбекистана и Туркменистана, нефтепроводы);

• массовые выступления маргиналов, сопровождающиеся демонстративной жестокостью к определенным группам (национальные меньшинства, работники правоохранительных органов, работники акиматов, трудовые мигранты из соседних стран), призванные вызвать жесткую ответную реакцию со стороны силовых структур (образец - события в Андижане в мае 2005 года). В случае если выступления будут проходить с использованием религиозной риторики, они могут быть приурочены к председательству Казахстана в ОИК;

• серия взрывов на нефте- и газопроводах на территории Казахстана, а также аналогичные акции на водно-ирригационных объектах на территории Кыргызстана и Узбекистана, призванные не только дестабилизировать экспорт углеводородного сырья, но и вызвать экологические бедствия;

• провоцирование Казахстана на несоразмерные и неправомерные с точки зрения норм международного права действия военного характера (проведение войсковых операций на сопредельных территориях, ввязывание в бесперспективные миротворческие акции) - например, через организацию провокаций на границе.

Организация указанных действий не требует существенных людских и материальных ресурсов и может быть реализована в короткие сроки. Спецификой Казахстана является то, что угрозу для него представляют также агрессивные действия Streetfighter'а, осуществляемые в соседних с Казахстаном странах и способные инициировать массовый приток беженцев или нелегальных мигрантов (например, организация крупных этнических конфликтов на приграничных с Казахстаном территориях).

Основные зоны риска:

• южные области Казахстана, включая Алматы, а также ключевые транспортные узлы;

• Кыргызстан в целом, а также основные водно-энергетические объекты, находящиеся на его территории;

• Ферганская долина (с учетом ее раздела между Кыргызстаном, Таджикистаном и Узбекистаном);

• Ташкентская и Сырдарьинская области Узбекистана.

В этом контексте любопытен и другой прогноз, который был опубликован на портале Quorum за день до бойни в Таразе. В нем отмечаются многие проблемы, характерные для Казахстана и приведшие к тому, что эксперты называют "дагестанизацией" республики.

"Ситуация, возможно, только разворачивается и основные события еще впереди. Последняя угроза властям Казахстана со стороны ранее неизвестной организации "Джунд аль-Халифат", прозвучавшая в видео обращении с некоего американского сайта по поводу нового закона о религии, взволновала общественность. Политологи, официальное духовенство и агентство по делам религий выражают сбалансированные оценки и призывают сохранять спокойствие. Однако одна общая мысль приходит одновременно в головы многим: ну предупреждали же! Кыргызстанский эксперт Кадыр Маликов в интервью газете "Мегаполис" так формулировал свою позицию: "...радикальные джихадисты получили повод обвинить власти в безбожии, тем самым заманивая в свои ряды новых членов. Как результат власти могут получить радикализацию умеренно настроенных верующих, в особенности молодёжи". Первая часть прогноза уже сбылась, вторая часть уже, очевидно, в процессе. 31 октября, прогремело два взрыва в Атырау.

Ранее, Кадыр Маликов в той же газете отмечал, что Казахстан ждёт "дагестанизация", которая будет идти через Интернет и приведет к постоянным терактам, взрывам и будет представлять собой противодействие и войну с правоохранительными органами, так как светские власти, и особенно правоохранительные структуры, предстают в глазах части верующего населения в качестве заклятого врага. И для разрешения этой проблемы, продолжает исследователь, нужна профилактическая работа, нужно работать с мусульманской общиной, чтобы знать и, самое главное, - уметь отличать радикальных салафитов от умеренных, радикальных ваххабитов от умеренных ваххабитов. Само государство должно стараться адаптировать верующих к светским законам, но никак не силой.

Конечно, большое число людей и внутри Казахстана высказывает аналогичные идеи, общаясь с друзьями, выступая с лекциями, используя интернет и социальные сети и т.д. Слова зарубежного эксперта приведены автором в качестве их краткого обобщения и демонстрации взгляда со стороны. Одно очевидно, что надо проводить предупредительную работу, чтобы не допустить радикализации мусульман, обиженных силовыми мерами государства, и помочь органам того же государства разобраться в том, каким образом мусульмане так далеко отходят от светскости, чтобы вновь адаптировать их к ней.

Феномен мусульманской радикализации складывается из различных факторов. Сегодня для Казахстана радикализацию мусульман можно определить как крайнюю степень отчуждения от светских законов, светской этики и светского образа жизни, часто выражающуюся в противопоставлении им и конфликте с ними, как скрытом, так и выраженном. Светские законы - это все существующие нормативно-правовые акты страны, которые регулируют все сферы общественных отношений. Может ли гражданин жить без современных законов? Наверное, да. Но тогда какой это гражданин? Если представить, то на ум приходит житель отдаленного аула, где жизнь представляет собой натуральное хозяйство с малым числом людей, которые давно знают друг друга и не вступают между собой в противоречия. Т.е. присутствует определенная оторванность такого жителя от общества, а его реалии - это хорошая погода, здоровый скот, теплая печь. В таких условиях законы, наверное, действительно, мало что решают в жизни человека. Но условия такие крайне редки, и именно поэтому сегодня становится удивительно, когда видишь в обычных городских условиях человека отчужденного, он сразу бросается в глаза своим поведением и словами. Вот на лицо уже определенные признаки конфликтности и противоречия с окружением, которые могут разрешиться, в итоге, удачно или трагично".

"Кандидатура премьер-министра Казахстана Карима Масимова может быть предложена в качестве казахстанской альтернативы на пост главы комиссии Таможенного союза, фактически его будущего премьер-министра".

Роспуск казахстанского парламента - вторая горячая тема недели в казахстанской прессе. Несмотря на то, что вопрос уже решен - сначала, 10 ноября, 53 депутата призвали парламент к самороспуску, а президента к поддержке их инициативы. А на момент написания материала соответствующий указ главой государства уже подписан. Но при этом ответа на главный вопрос - для чего власти затеяли изменения в конфигурации политического поля, дать, что логично, не может никто. Однако версии, конечно же, существуют.

Несколько версий происходящего, предлагает, например, обозреватель "Новой газеты" Аркадий Дубнов, изящно связавший роспуск парламента с борьбой против сепаратистов, гонкой за лидерство в Таможенном союзе и заменой лидера высшей управленческой команды в стране - администрации президента.

"Итак, президент Назарбаев, обновив свою президентскую легитимность на выборах весной этого года оглушительной победой в 95 процентов, вполне логично стремится утвердить новую легитимность и законодательной власти. Это позволит ему на законных основаниях распустить нынешнее правительство, сменить теряющего поддержку среди элит премьер-министра Карима Масимова, убив при этом одновременно двух зайцев. Кандидатура Масимова может быть предложена в качестве казахстанской альтернативы на пост главы комиссии Таможенного союза, фактически его будущего премьер-министра. Тем самым Астана сможет противостоять уже практически принятому в Москве решению о назначении на этот пост российского министра промышленности и торговли Виктора Христенко. Такое состязание само по себе представляет занятную интригу в противостоянии амбиций Москвы и Астаны, которое стало еще более очевидным после "асимметричного" ответа елбасы на предложение Путина по созданию Евразийского союза.

Напомним, что в статье, опубликованной в "Известиях" в конце октября, Нурсултан Назарбаев четко выставляет условия, на которых Казахстан поддержит путинский ребрендинг старой идеи елбасы, изложенной им еще в 1994 году. Столицей Евразийского союза, говорит казахстанский президент, должна быть Астана. Это, по его словам, позволит России избежать подозрений в имперских амбициях в случае, если она будет настаивать на российском варианте размещения исполнительных органов будущего союза. С резонами елбасы трудно не согласиться. Ну и, наконец, last, but not lest, - последнее по счету, но не последнее по содержанию. После проведения парламентских выборов Назарбаев сможет позволить себе удовлетворить просьбу об отставке главы своей администрации Аслана Мусина, который, как утверждают сведущие люди, уже давно просит вернуть его снова руководить своим родным регионом в Атырау. Как раз туда, где сейчас требуется сильная рука..."

Еще одну версию самороспуска парламента выдвинул для информационного агентства КазТАГ депутат Ирак Елекеев, заметивший, что у нового парламента будет гораздо больше полномочий. Вместе с журналистами агентства удивились их коллеги из газеты "Время" "Особенно занятным в контексте выглядит мнение депутата Ирака Елекеева, некогда уже озвучившего предложение о самороспуске. Он считает, что к новому составу парламента перейдет часть полномочий правительства и президента: - Считаю, что в этом есть необходимость. Я думаю, что роспуск парламента не только повлечет изменение в правительстве, но некоторые полномочия перейдут к парламенту, которые есть сегодня у президента и у правительства. Депутат также считает, что в новом составе палаты появятся более сильные специалисты".

Еще одну, в рамках Большой игры, версию самороспуска казахстанского парламента предлагает портал Геополитика.KZ - по мнению автора статьи, выходит, что казахстанский парламент решил "разойтись", чтобы не создавать проблем для решения самых сложных задач. "Раскачивание Казахстана, которое происходит на наших глазах, преследует сразу несколько стратегических целей, главные из которых - отрезание Китая от энергоресурсов (эта же задача решалась и в Ливии), ослабление южных рубежей России и создание ей крупной геополитической головной боли, а также, само собой, дезинтеграция Таможенного союза и уж тем более, Евразийского. Классический realpolitik, ничего личного. И вся эта катавасия впредь будет лишь усиливаться и к своему пику начнёт подходить как раз к середине 2012-го года. Слишком много там важных событий намечается. Выборы президента в России, выборы президента в США плюс 23-й съезд Коммунистической партии Китая. Под всё это дело заинтересованные стороны будут устраивать много пакостей. В том числе и у нас. Подготовка к этим событиям и в Казахстане, и в России ведётся достаточно давно и весьма активными темпами. И по военному направлению, и по экономическому, и по политическому. Именно поэтому так ускорились процессы интеграции в наших краях, именно поэтому Нацбанк Казахстана скупает все производящееся в стране золото, именно поэтому страны БРИКС, ШОС и ТС начинают вести скоординированную атаку на доллар, а точнее на существующую финансовую систему, основанную на хождении ничем не обеспеченных бумажек, и именно поэтому Казахстан мобилизует силы. Сначала из политического календаря 2012-го года устранили президентские выборы - их, как известно, провели минувшей весной, а теперь и парламентскую электоральную кампанию сдвинули на несколько месяцев. Не до них будет в следующем году. Освобождение политического поля от такой штуки, как выборы, решает сразу несколько вопросов. Во-первых, в горячее время не нужно будет отвлекать экономические, интеллектуальные и административные ресурсы на внутриполитическую борьбу, во-вторых, выборная кампания - идеальная среда для того, чтобы спровоцировать бучу. Как говорят, болтун - находка для шпиона, так вот, выборы - тоже. Для разной масти политтехнологов, не всегда дружественно к государству настроенных. Так что эти риски лучше минимизировать. И в четвёртых, трансформация однопартийного Парламента в многопартийный лишает некоторых товарищей очень серьезного козыря в информационной войне".

Любопытного мнения о самороспуске парламента придерживается на страницах "Мегаполиса" политолог Досым Сатпаев. Он перечисляет в своей статье главную причину - отставки депутатского корпуса: отсутствие в стране реальных площадок для отражения чаяний простого народа. "Возникает вопрос, будет ли усилен парламент настолько, чтобы сенат был не просто некоей формальной фигурой на политическом поле, а на самом деле довольно сильным игроком? И в целом, сможет ли нижняя палата парламента оказать поддержку любому преемнику действующего президента? Потому что, как показывает практика, к сожалению, в Казахстане если и есть сильные игроки, то это не парламент, не партии, а теневые группы давления. Ертысбаев же, на мой взгляд, исходит из убеждения: зачем тянуть резину? Ссылки на вторую волну кризиса я считаю несостоятельными. Всегда можно найти кучу причин, по которым необходимо провести досрочные парламентские выборы. Если захотеть, можно даже списать это на усиление солнечной активности и увеличение пятен на солнце в августе 2012 года, которое негативно скажется на умонастроениях граждан Казахстана и приведёт их к агрессии. Но это всё неубедительные отговорки. Просто власть понимает, что сейчас необходимо что-то делать с повышением роли парламента, точнее, его представительности. К сожалению, доминирование одной партии "Нур Отан" не сократило протестное поле в Казахстане. Напротив число протестных групп растёт, и у них на самом деле нет ни одного политического института, через который они могли бы этот протест выразить в более или менее цивилизованной форме. И понятно, что власть хочет хотя бы формально показать, что существует демократический парламент, где уже не одна, а две партии. Якобы они представляют разные группы и слои населения. То есть это опять игра, направленная на создание иллюзии демократичности. И поэтому советнику президента необходимо постоянно делать акцент на том, что мы якобы через эти досрочные выборы показываем своё неутомимое стремление побыстрее демократизироваться, хотя на самом деле это не так".

Любопытно, что все слухи и последовавшее за ними письмо 53 депутатов парламента с призывом о самороспуске законодательного органа, подчеркнул прошедший 9 ноября 2011 внеочередной съезд партии "Ак Жол" ("Светлый путь" - каз.), которой пророчат второе место в грядущем двухпартийном раскладе. Эти амбиции, если верить сухому отчету, опубликованному на страницах Интернет-газеты "Диалог", в ходе съезда даже не скрывались: спарринг-партнер партии власти вел себя, как будущая парламентская ветвь: основательно подчистил свои ряды и внес ряд коренных изменений в устав. "Съезд внёс изменения и дополнения в Устав ДПК "Ак жол", касающиеся оптимизации организационной структуры партии. В частности, восстанавливается принцип партийной дисциплины, проведения единой организационной и идеологической политики партии. Вводится подотчётность филиалов центральному руководству, закрепляется обязанность филиалов в ходе партийной дискуссии не наносить ущерба интересам и репутации партии. Центральным органам партии предоставлено право приостанавливать либо отменять решения филиалов, противоречащие общепартийной политике. Органами, уполномоченными решать внутрипартийные споры (помимо съезда) определены Президиум и созданная на предыдущем съезде Коллегия советников (Ақылдастар алқасы). Уставом усилена ответственность и расширены полномочия председателя ДПК "Ак жол" и председателей филиалов по организационному управлению партией, разграничены функции финансового и партийного контроля, новым председателем контрольно-ревизионной комиссии избран член правления Палаты финансовых и налоговых консультантов РК Болат Утепбаев. Решением съезда изменён порядок формирования Центрального совета ДПК "Ак жол": если прежде до половины членов ЦС представляли два города - Астану и Алматы, то отныне руководящий орган партии будет формироваться согласно удельному весу численности членов партии в каждом регионе. Во вновь избранном составе Центрального совета партии преимущество получили представители Восточно-Казахстанской, Актюбинской, Карагандинской, Кызылординской, Алматинской и Южно-Казахстанской областей, в каждой из которых число членов "Ак жола" превышает 10-15 тысяч человек".

Михаил Пак, Алма-Ата