"В Литве сегодня нет ни свободы слова, ни свободы мысли. А если она есть, то только в контексте службы правящим страной политикам", - заявила сегодня, 30 ноября, корреспонденту ИА REGNUM историк Ангеле Амбразене.

"Как дипломированному преподавателю истории. Мне иногда приходится заменять в средней школе коллег. Когда перелистываю учебник, становится страшно от того, что в них написано. Говорят, учебники и пособия для школьников готовят специалисты. Может быть. Но хочу заметить: это - не беспристрастные историки. А историки, одетые в выгодную власти политическую шубку", - сказала Амбразене.

По ее словам, современная литовская власть недалеко ушла от руководства нацистской Германии, поскольку позволяет себе "судить людей за неправильные мысли", как это случилось недавно с лидером "левых" Альгирдасом Палецкисом. Между современной Литвой и нацистской Германией разница лишь в том, что "пока у нас нет концентрационных лагерей", считает историк.

Ангеле Амбразене рассказала, что старается участвовать в различных радио- и телепередачах, посвященных далекому и не очень историческому прошлому Литвы. "Но ведущие этих программ убедительно просят меня не звонить в радиоцентр или телестудию по телефону, потому что мои вопросы ставят участников дискуссий в неудобное положение".

"Тем не менее, даже в литовском Сейме есть здравомыслящие политик, которые понимают, что история не должна быть идеологизирована, какой бы больной она не казалась апологетам независимой Литвы", - резюмировал историк Ангеле Амбразене.

Ранее ИА REGNUM сообщало, что 28 и 29 ноября в литовском парламенте работала международная историческая конференция "История и память. Советское прошлое 1953 - 1990 годы". Выступивший с большим докладом идеолог литовских "правых" почетный председатель партии консерваторов Витаутас Ландсбергис заявил с трибуны конференции, что "не мусульманский мир представляет военную угрозу для европейской цивилизации, а Россия, являющаяся иной цивилизацией, в которой не действуют критерии порядочности". Европа, по мнению Ландсбергиса, теряет совесть и болеет амнезией, становится похожей на Россию.