Турецкий писатель и публицист Мустафа Акйол, который ведет колонку в Hurriyet Daily News, выступил в газете с комментариями в связи с возникшей в турецком парламенте ситуацией - после последних заявлений премьер-министра Турции Реджепа Тайипа Эрдогана по поводу погромов в Дерсиме и геноцида армян.

Как он написал, неделю назад лидер основной оппозиционной Народно-Республиканской партии (НРП) Кемаль Кылычдароглу выступил в парламенте с речью, осуждающей заявление и "армянскую ментальность" премьер-министра. Кылычдароглу, в частности, сказал об Эрдогане: "Его работа заключается в защите единства, но он пытается вызвать разногласия в обществе. Не удивляйтесь и не возмущайтесь, если он в ближайшее время предъявит стране обвинения в геноциде армян".

Публицист задался риторическим вопросом о том, что же заставило Кылычдароглу так злиться на "извинения от имени государства", которые Эрдоган выразил за массовые убийства, совершенные турецким государством в 1936-1939 годах против курдских племен Алеви в Дерсиме (в 1935 г. город и провинция были переименованы в Тунджели). При этом автор отметил, что большинство либералов приветствовали извинения Эрдогана, поскольку впервые в истории республики прозвучало подобное признание. "До сих пор государственные деятели всегда считали, что государство не совершает ошибок. Эрдоган, однако, признал не только ошибку, но и "резню", и даже извинился за это", - отметил в статье Акйол.

По его словам, здравомыслящие люди, конечно, понимают, что это может стать началом новой эры, в которой могут столкнуться уродливые реалии ближайшей истории, в том числе и то, что действительно произошло с армянами в 1915 году.

"Трагикомическим является то, что Кылычдароглу должен бы быть более чувствительным к вопросу Дерсима, чем Эрдоган, поскольку он сам родом из этого города. Однако он, как и многие другие дерсимцы, ослеплен приверженностью к кемализму и не в состоянии замечать этих преступлений", - отметил публицист. По его утверждению, на протяжении десятилетий алевиты Тунджели убеждены, что "Ататюрк не знал о массовых убийствах", а настоящим виновником являлся "суннитский заговор" против них. Как указал автор, "следовательно, они влюбились в собственных убийц", а некоторые турецкие либералы назвали это вариантом Алеви стокгольмского синдрома.

По мнению Акйола, Эрдоган более чуток и ответственен в вопросе Дерсима, поскольку является представителем того сегмента турецкого общества, который на протяжении десятилетий испытывал сочувствие к угнетенным. "Именно поэтому у него сильно развито чувство солидарности с угнетенными во всем мире, которое проявляется в его поддержке палестинцев в Газе, египтян на площади Тахрир или сирийцев в Хаме", - пояснил он.

Автор полагает, что Эрдоган и Партия Справедливости и Развития (ПСР) столкнулись со многими несправедливостями, которые были порождены кемалистской Турцией в прошлом веке. По его словам, "страдания благочестивых мусульман стали главной заботой ПСР", но партия также считала, что необходимо создать новое пространство, в котором стало бы возможным обсуждение всех преступлений государства. Подобный подход послужил причиной нападок кемалистов, которые обвинили ПСР в непатриотичности и отходе от исламизма. В качестве одного из примеров подобного поведения автор упомянул "недавние вспышки Кылычдароглу" в отношении Эрдогана и обвинения премьер-министра в "армянской ментальности". "В прошлом году один из депутатов НРП Энсар Эгют сказал, что министр иностранных дел Ахмед Давудоглу мог бы носить фамилию Давтян, подразумевая армянское происхождение фамилии. Другой депутат партии Джанан Арытман публично утверждала в 2009 году, что президент Турции Абдулла Гюль "скрытый армянин", - подчеркнул публицист.

Как он пояснил, правящая ПСР, исходя из собственных политических ценностей и интересов, а не руководствуясь некими заговорщическими целями, бросила вызов культу кемализма, которым "Турция была пронизана с 1920 года". "Но кемалисты, чьи умы не в состоянии что-либо осознать вне пределов этого культа, просто не могут понять, что же происходит на самом деле", - заключил публицист.