На проходящем в Литве совещании Совета министров иностранных дел стран-членов ОБСЕ вопросу урегулирования конфликта в Нагорном Карабахе было уделено немало внимания. Как уже сообщалось, на полях совещания состоялась встреча руководителей дипломатических ведомств Армении и Азербайджана Эдварда Налбандяна и Эльмара Мамедъярова с послами-сопредседателями Минской группы ОБСЕ и личным представителем действующего председателя ОБСЕ.

По итогам совещания по карабахской проблеме была принята очередная декларация. Хилари Клинтон констатировала, что руководство стран-сопредседателей Минской группы ОБСЕ и министры иностранных дел Азербайджана и Армении еще раз подтвердили взятые на себя обязательства по мирному решению нагорно-карабахского конфликта, а также в очередной раз подчеркнула, что "только путем переговоров можно прийти к урегулированию, как о том заявили президенты стран-сопредседателей в Довиле".

Схожими были также заявления Лаврова и Леонетти. Глава российского МИД призвал конфликтующие стороны использовать предложения, выработанные в результате встреч, проведенных в течение последних двух лет президентом Медведевым, и одобренные в совместном заявлении лидеров России, США и Франции в Довиле в мае этого года. Ереван, заметим, этот призыв уже поддержал. Французский министр также прямо призвал Баку и Ереван принять обновленные Мадридские принципы.

Все это свидетельствует, что в 2012 год миротворческий процесс войдет со "старым багажом" наработок, ожидать в этой связи неких нетривиальных предложений, способных существенно повлиять на ход переговоров, пока не приходится. Поскольку действующий председатель ОБСЕ, глава литовского МИД Аудронюс Ажубалис призвал активизировать механизм расследования происходящих на линии соприкосновения сторон инцидентов, сославшись при этом на соответствующую договоренность, достигнутую еще в апреле в ходе трехсторонней встречи президентов Медведева, Саргсяна и Алиева в Сочи, вероятно, в ближайшее время именно этот аспект миротворчества может занять доминирующее положение в ходе переговоров. Возможно, это в перспективе и позволит достичь важного технического соглашения об отводе снайперов с линии огня, однако на политической стороне вопроса никак не скажется.

Проблема в том, что подписание рамочного соглашения (Мадридских принципов) невозможно без уточнения вопросов, связанных с механизмом определения будущего статуса Нагорного Карабаха. Армянская сторона, как не раз уже говорилось, может пойти на существенные уступки, связанные с поэтапным отводом войск из ряда районов зоны безопасности вокруг Нагорно-Карабахской Республики только в том случае, если Баку подтвердит свое согласие на проведение референдума о статусе в четко обозначенные сроки. При этом референдум должен иметь юридически обязывающую силу. Стремление азербайджанской стороны сделать т.н. "переходный статус" НКР практически вечным ни Ереван, ни Степанакерт совершенно не устраивает.

Как обычно бывает в подобных случаях, главы МИД стран-сопредседателей, а также Армении и Азербайджана приняли совместное заявление, в котором, в частности, говорится, что военного решения конфликта не существует. При этом Налбандян и Мамедъяров сообщили, что Серж Саргсян и Ильхам Алиев "готовы при содействии стран-сопредседателей вновь встретиться в ближайшем будущем для продолжения переговоров с учетом недавнего опыта своего прямого диалога". Это означает, что переговоры армянского и азербайджанского лидеров, доселе проходившие под патронажем Дмитрия Медведева, продолжатся, однако пока неясно, кто будет выступать в роли "модератора процесса".

На этом неопределенном и поэтому малообещающем фоне вновь может актуализироваться вопрос армяно-турецкого урегулирования, хотя Анкара, по-прежнему, связывает ратификацию Цюрихских (2009 г.) протоколов об установлении дипотношений и деблокаде границы с карабахским вопросом. Однако ситуация может заставить Турцию несколько скорректировать свою позицию. Во-первых, попыток оживить процесс не оставляет Вашингтон, весьма заинтересованный в создании на Южном Кавказе еще одного транспортного коридора для снабжения войск коалиции в Афганистане. Кроме того, после вывода американских войск из Ирака создаваемые с этой целью инфраструктуры могут послужить также для решения задачи контроля над ситуацией в этой стране. Неслучайно, во время своей недавней встречи в Анкаре с турецким президентом Абдуллой Гюлем вице-президент США Джо Байден выразил надежду, что в ближайшие месяцы турецкий парламент предпримет действенные шаги с целью продвижения процесса ратификации армяно-турецких протоколов.

Политическому давлению сопутствует менее заметное (но, возможно, не менее действенное) давление со стороны предпринимательских структур Турции. Напомним, что в ходе состоявшейся в Ереване встречи армянских и турецких предпринимателей была, помимо прочего, принята декларация, в которой заявлялось о намерении бизнесменов двух стран добиваться открытия границ. Именно последние тенденции в этом вопросе позволили грузинскому эксперту Паата Закареишвили высказать в беседе с ИА REGNUM предположение, что "турецкая сторона старается, не обижая Баку, медленно отделить два вопроса - процесс нормализации турецко-армянских отношений и урегулирование карабахской проблемы", поскольку ясно, что "карабахская проблема все равно не решится по желанию Турции".

Между тем, достаточно успешно решается вопрос армяно-турецкого экономического взаимодействия. Как отмечалось на указанном бизнес-форуме в Ереване, даже в условиях отсутствия между странами прямого транспортного сообщения ежегодный товарооборот уже достиг $300 млн и имеет объективную тенденцию к дальнейшему росту. Этому могут способствовать и договоренности, достигнутые в ходе недавнего официального визита в Грузию президента Сержа Саргсяна.

Напомним, грузинский лидер Михаил Саакашвили высказался за дальнейшее упрощение пограничных и таможенных процедур на грузино-армянской границе. Пообещав создать погранрежим, подобный французско-швейцарскому, когда людям для прохождения формальностей не нужно даже выходить из автомобиля, Саакашвили добавил, что аналогичный порядок уже существует на границе Грузии с Турцией.

Это заявление заставило некоторых экспертов заговорить о возможности возникновения в перспективе трехстороннего армяно-грузинско-турецкого таможенного режима. И здесь следует напомнить, что некоторое время назад во время встречи в Москве с Сержем Саргсяном президент Дмитрий Медведев несколько загадочно, но довольно оптимистично отметил, что, не исключено, вскоре Россия и Армения напрямую будут связаны неким "нетрадиционным маршрутом".

Через несколько дней после этого Москва и Тбилиси договорились о порядке таможенного мониторинга на абхазско-российской границе. Политические причины бездействия абхазского участка магистрали Москва-Ереван, по сути, исчерпаны. Открытие этого маршрута, игравшего роль основного связующего звена Армении с Россией в советские времена, вывело бы армяно-российские взаимосвязи на уровень, существовавший во времена Союза. В этом свете блокада армяно-турецкой границы со стороны Анкары становится бессмысленным анахронизмом. И не только с транспортно-экономической, но даже и с психологической точки зрения. Ведь турецкая сторона в последнее время постоянно подчеркивает, что даже перспектива вступления в Евросоюз не заставит Анкару пойти на уступки в вопросе Северного Кипра. Но точно так же перспектива открытия границы с Турцией никогда не заставит Ереван пойти на уступки в карабахском вопросе. В Анкаре этого не могут не понимать. Как и то, что на фоне явственного охлаждения отношений Турции со всеми без исключения соседями, на фоне возникновения больших проблем с Израилем, Сирией и Ираном именно подвижки в вопросе ратификации Цюрихских протоколов способны будут хотя бы частично "спасти лицо" турецкой дипломатии, еще недавно обещавшей миру "ноль проблем с соседями", а на практике добившейся диаметрально противоположных результатов.

Ануш Левонян - политический комментатор (Ереван)