Полный текст выступления шеф-редактора Западной редакции ИА REGNUM Сергея Колерова на состоявшемся 24 ноября в Институте динамического консерватизма заседании на тему "Приднестровская проблема: история вопроса, современное положение, перспективы. Русский фактор и позиция РФ".

Здесь говорилось о Евразийском союзе, о том, что нужно "выходить из крепости". У меня в связи с этим такие соображения, возникшие уже достаточно давно. Мне кажется, что Приднестровью нужно несколько сменить идейно-пропагандистские акценты, в первую очередь, и если не отказаться совсем, то "разбавить" линию о том, что, дескать, Бессарабия однозначно ориентирована на присоединение к Румынии. Здесь были озвучены данные о 70% населения Бессарабии, выступающих за вступление в Евросоюз. На самом деле, согласно свежим данным считающегося наиболее авторитетным в Бессарабии "Барометра общественного мнения", обнародованным на прошлой неделе, число сторонников евразийской интеграции, вступления в Таможенный союз больше, чем сторонников вступления в ЕС.

Более того, я совершенно не верю в "унирю". На самом деле, на мой взгляд, лучший способ удержать "всю Молдавию", как того хочет Москва, - это как раз признание Приднестровья. Потому что в этом случае никчемность и ненужность Бессарабии просто станет очевидна ей самой в первую очередь. Ей просто некуда будет деваться. Бессарабия без Приднестровья, как здесь уже было озвучено, Евросоюзу не нужна. Добро на "унирю" ЕС также не даст. Что касается самой Румынии, то она и так за 2 с лишним года нахождения у власти в Кишинёве Альянса за евроинтеграцию увеличила свое влияние в Бессарабии в разы и без всякой "унири". Зачем ей присоединять к себе территорию с разрушенной экономикой и нищим населением, когда у нее самой полно своих проблем? Относительно европейских перспектив ответ также дан однозначный - никаких перспектив нет, Бессарабия не будет членом ЕС. Альянс за евроинтеграцию, таким образом, просто теряет смысл своего существования, но, несомненно, от выбранного курса не откажется.

Мне кажется (я говорил об этом и ранее), что Приднестровью пора начать играть на "молдавском поле". В том числе и с целью подыграть Кремлю, раз уж ему так хочется "всю Молдавию". Помнится, не так давно Игорь Смирнов предлагал Бессарабии вместе присоединяться к России. Теперь можно предложить Кишиневу вместе интегрироваться в Таможенный союз. Это предложение, как лакмусовая бумажка, выявит истинные намерения сторон. Сразу станет видно, кто чего стоит: и Бессарабия, и Россия. Возможно, этот вопрос стоит поставить в качестве одного из условий в ходе переговоров в формате "5+2", несмотря на консультативность этого формата.

Приднестровье - единственный полноправный наследник Молдавской ССР, и уже это дает ему основание выступать с интеграционными инициативами. И эти инициативы должны быть, в первую очередь, адресованы населению, половина которого, что демонстрируют приведенные выше данные, как минимум не антироссийское. Ранее я уже обозначал линии раскола Бессарабии - гагаузо-болгарский Юг и русскоязычный Север, население которых категорически не приемлет унионистские идеи и осознает себя частью русского мира. Именно на этих направлениях, на мой взгляд, должны быть сосредоточены усилия Тирасполя.

Что касается, в частности, Гагаузии, то ее элита никогда полностью не рвала связи с Приднестровьем, какие-то неполитические отношения сохраняются и до сих пор. Башкан Гагаузии Михаил Формузал последовательно проводит политику развития региональных связей - и это реальное поле для сотрудничества, которое не дает повода для какой-либо негативной реакции со стороны Кишинева. Более того, Формузал позиционирует себя в качестве сторонника интеграции в Таможенный союз. И эта его позиция, с одной стороны, совпадает с устремлениями Тирасполя, а с другой - противоречит позиции всех участников Альянса за евроинтеграцию. Выводы напрашиваются сами собой...