"С точки зрения социалиста сегодня в Армении происходит элементарный процесс - население ест все меньше, поскольку элита жрет все больше. И если во всем мире общество левеет, то в Армении движение происходит не влево или вправо, а исключительно - вниз. В этом аспекте говорить о "левизне" армянского общества не приходится - происходит обнищание населения. Этот процесс должен привести к полевению масс, но может и анархизмом завершиться. И такая опасность вполне реальна". Об этом в интервью с корреспондентом ИА REGNUM заявил глава парламентской фракции от АРФ "Дашнакцутюн" Ваан Ованисян.

ИА REGNUM: Господин Ованнисян, в первой декаде декабря состоялось дебютное обсуждение проблематики возможных нарушений во время предстоящих парламентских выборов - в мае 2012 года. На этой на дискуссионной встрече представитель АРФ "Дашнакцутюн" Арцвик Минасян призвал присутствующие оппозиционные силы консолидироваться вокруг общественного движения "Голос - сила", целью которого стало бы обеспечение прозрачных и справедливых выборов. На призыв "Дашнакцутюн" откликнулась лишь партия "Свободные демократы". Как бы вы это прокомментировали?

"Свободные демократы" - новая партия. Энергичная, свежая, у нее нет застарелых амбиций, как у некоторых других политических сил, которые сами ничего подобного не создали, но и не желают объединяться вокруг предложенного движения - из-за каких-то завышенных представлений о собственном месте в оппозиционном поле. Ну, ничего, такое бывает.

ИА REGNUM: Я имею в виду, что никак не отреагировал на призыв представитель парламентской фракции от партии "Наследие", о сотрудничестве и хороших отношениях с которой вы часто упоминаете. Как вы полагаете, не явилось ли это своеобразным демаршем за то, что в парламенте фракция АРФД не проголосовала за выдвижение на пост спикера парламента кандидатуры Ларисы Алавердян в качестве альтернативы кандидатуры Самвелу Никояну?

Нет, я не думаю, что в этом причина. Это лишь послужило поводом для проявления неких собственных амбиций. Голосование в парламенте не может стать политической причиной для серьезных обид и разногласий по той простой причине, что нас даже не предупредили о намерении выдвинуть альтернативные кандидатуры. Возможно, во время предварительного совместного обсуждения и мы могли бы выступить с определенными предложениями, в результате чего имели бы иные итоги. Полагаю, что на дальнейших политических проектах это никак не отразится, а если и повлияет на межличностные отношения, то это, в данном случае, не так важно. С "Наследием" у нас нормальные рабочие взаимоотношения, но они перед выборами всегда обостряются.

ИА REGNUM: Можно ли это расценить тактикой предвыборной кампании, присущей всем партиям?

Недавно лидер Демократической партии Армении (ДПА) Арам Саркисян обвинил АРФ "Дашнакцутюн" в том, что она мешает консолидации левых сил, поскольку сама амбициозна. Я не совсем понимаю, что значит - объединение левых сил и о каких партиях идет речь. Если же обида ДПА исходит из того, что наша партия не желает на своих плечах кого-то вносить в парламент, то так и следует заявить. Если же мы обязаны консолидироваться с людьми, которые не в состоянии ничего полезного в этих процессах сделать, то тогда возникает вопрос совсем не амбиций, а скорее, задача тактического расчета. Кто бы то ни был, но пусть докажет нам, что способен выполнить для нас хотя бы четверть из запланированного и продекларированного, и тогда мы с удовольствием пойдем на консолидацию наших усилий. Однако же этого мы попросту не видим. А Арама Саркисяна я считаю и коллегой, и очень близким человеком, но, как правило, ближе к выборам случаются такие сцены обиды и ревности, большого значения которым я не придаю.

ИА REGNUM: С кем будет сотрудничать "Дашнакцутюн", а с какой партией готова сформировать единый блок и выступить на выборах?

Сотрудничество может проявиться по десятку вопросов и в самых различных областях. О взаимодействии по проведению честных выборов уже упоминали. Какая-то партия, например, "Наследие" может взять на себя видеосъемку в нескольких избирательных участках, а "Дашнакцутюн" - в ряде других. Или же, предположим, кандидатуру мажоритарника выдвигает АНК, "Свободные демократы", или же ДПА все того же Арама Саркисяна, если, конечно, у него есть такие люди, то АРФД может это поддержать. И поскольку сфер для сотрудничеств действительно много, то мы не исключаем взаимодействия ни с кем, из какого бы лагеря они не были. Естественно, в случае единого списка все вопросы должны согласовываться на политическом уровне. В частности, альянс проходит в парламент и первым выдвигает 10 вопросов или законов, по которым достигнута предварительная договоренность. Иными словами, еще до заключения союза необходимо иметь широкое соглашение, начиная от культуры и заканчивая экономикой и внешней политикой.

ИА REGNUM: Видите ли вы в армянском политическом поле потенциальные кандидатуры для предвыборного альянса - левые партии социал-демократической направленности?

Я вижу личности, отдельные группы, даже, может быть, политические клубы, но, к сожалению, в этом списке отсутствуют партии с широкими возможностями. Те политические силы, которые соответствовали бы нам не только по идеологии и направленности, но и были бы в состоянии привлечь избирателей, могли бы работать на участках, проводили бы на местах агитацию и пропаганду, решали бы вопросы организации и проведения выборов. Поэтому никто не должен обижаться, что до сих пор нет союза левых сил, поскольку даже коммунисты в Армении сегодня разделились на несколько партий.

ИА REGNUM: Могут ли поствыборные события, которые в настоящее время происходят в России, каким-то образом повлиять на армянские предвыборные процессы - что-то подсказать оппозиционным силам, от чего-то предостеречь правящую элиту Армении?

Могут, но не в позитивном смысле, поскольку наша элита ничему хорошему не учится, а перенимает лишь негатив. Она примерно так рассуждает: "Если "Единая Россия ", пририсовав себе 15-17% голосов, не достигла успеха, то мы должны поступить так же, но только не проколоться". То есть элита не думает об изменении подходов в политике. Не будем забывать и про то, что российский уровень общества и наш - разные. Наш протестный электорат - бедное население, а в России - образованные, сытые представители среднего класса, которые осознают что страна долго не продержится на нефти и газе.

ИА REGNUM: Глава правительства России Владимир Путин поручил установить на всех - 93 тыс. избирательных участках веб-камеры, что должно быть завершено к президентским выборам 4 марта. На ваш взгляд, может ли это решение каким-то образом "аукнуться" в Армении? Ведь многие армянские политические силы также настаивают на видеосъемке всего процесса парламентских выборов.

Только небольшой процент съемок может быть использован в качестве доказательства в суде. Я внимательно отслеживал все материалы, заснятые российскими оппозиционерами на избирательных участках - много шума, но ничего не видно. То есть, конкретики-то нет, а лишь возгласы - "я то-то видел!". Все это, конечно, очень здорово звучит, но ни один серьезный суд не примет обвинений в нарушении, основанных на таких доказательствах. Я думаю, поэтому-то и согласились на камеры. Однако, ни в России, ни в Армении не желают принимать элементарный и во многих странах действующий закон, который позволяет на следующий день после выборов публиковать списки тех, кто пришел на выборы, тем самым снимая все вопросы, связанные с нарушениями. В России целое движение есть в защиту этого закона, но пока ничего не добились.

ИА REGNUM: Фракция "Дашнакцутюн" всегда выступала с резкой критикой в адрес олигархов-депутатов по поводу их частого отсутствия на заседаниях парламента. Вместе с тем в рядах вашей же фракции есть такие же парламентарии, которые по числу пропусков заседаний находятся в первой десятке лидеров-прогульщиков. Нет ли здесь противоречия?

Да, есть такие депутаты в нашей фракции, которые, действительно, очень часто отсутствуют - по состоянию здоровья. Например, Алвард Петросян. Что тут поделаешь? Говоря о депутате Ашоте Апояне, замечу, что - да, он человек богатый. Однако олигарх, в армянском понимании данного слова, это тот, кто выставляет напоказ свое богатство и власть, всегда окружен телохранителями, ездит на каких-то бронированных машинах и лишь с эскортом, ведет себя нагло в общественных местах, а мордовороты которого стреляют или в воздух, или по публике. Ни один из состоятельных членов нашей фракции, в том числе и Ашот Апоян, в подобном не засветился и замечен не был. Ашот Апоян ведет себя в высшей степени корректно, он глубоко верующий, спокойный, семейный человек. Иными словами, он никак не вписывается в рамки понятия "армянский олигарх". Он к этому классу не относится. Он просто серьезный успешный человек.

ИА REGNUM: А как же быть с пропусками заседаний? В этом смысле, разве не могла бы "Дашнакцутюн" послужить показательным и образцовым примером для всех остальных фракций, заменив депутата?

Верно. Но я думаю, что парламентская работа не заключается исключительно лишь в присутствии на заседаниях в зале, или даже - в выступлениях. В зале можно увидеть много депутатов от других фракций, которые физически присутствуют, но это ничего не дает. Однако дорогого стоит работа Ашота Апояна вне парламента, когда он, например, предоставляет нам квалифицированных экспертов и прорабатывает вместе с ними законопроекты и предложения - где-нибудь в тихом кабинете. Он просто не публичный человек, но он очень полезен, и поэтому у нас даже такой мысли не возникало. Такие депутаты есть во всех парламентах. К сожалению, в Армении очень много тех, кто редко ходит на заседания, и поэтому все это становится заметно. Но отчего-то никто и никогда не задает вопрос, а почему не присутствует в зале Гагик Царукян ( известный в Армении олигарх, лидер партии "Процветающая Армения"(ППА) - ИА REGNUM ). Тем более, что он является главой фракции от ППА. В данном случае, я это говорю не в осуждение, поскольку у этого человека десятки внешнеполитических ориентиров - Украина, Белоруссия, Хорватия. По всей видимости, необходимо менять систему оценки посещений.

ИА REGNUM: А как отнестись к тому, что в последнее время очень часто и с различных трибун озвучивается тезис о том, что необходимо сократить число депутатов-бизнесменов?

Надо вообще сократить число депутатов - можно спокойно срезать до 30 депутатских мандатов. Для маленькой Армении вполне достаточно иметь парламент, состоящий из 101-го, или даже из 99 депутатов. Необходимо также отказаться от мажоритарников, все должны проходить по партийным спискам. Для того, чтобы добиться обязательного посещения парламента, необходимо восстановить институт отзыва депутата. В этом случае, право отзыва - ответственность партий. Но, естественно, партии должны основываться на каком-то народном волеизъявлении, и юристы должны продумать этот механизм.

ИА REGNUM: На днях эзотерик-астролог и, кстати, ваш однофамилец Гурген Ованисян, предсказал, что парламентские выборы в мае 2012 года пройдут без потрясений и резких изменений. Следовательно, и АРФД "Дашнакцутюн" войдет в парламент?

Войти в парламент - это не цель АРФД. Цель - победить, стать парламентским большинством.

Беседовал Валерий Гаспарян