"Считаю, что французская элита определилась с тем, что ей делать. Все прекрасно понимают, что Франция готовится к президентским выборам, а одним из базовых заявлений главного конкурента сегодняшней правящей партии - социалистов было именно придание законной силы криминализации отрицания геноцида армян. По этой причине правящая партия "Союз за народное движение" пошла на упреждающий шаг и реанимировала в парламенте данный вопрос, который, в первую очередь, связан с внутренней конъюнктурой". Об этом в интервью с корреспондентом ИА REGNUM заявил армянский политолог Сергей Шакарянц, комментируя последние развития вокруг процесса прохождения в Сенате законопроекта о криминализации отрицания Геноцида армян.

ИА REGNUM: Законопроект, согласно которому отрицание факта Геноцида армян становится наказуемым деянием, 22 декабря будет представлен на утверждение Сената, а в случае положительного вердикта верхней палаты - его должен подписать президент Франции Николя Саркози. На ваш взгляд, ожидается ли на последних этапах прохождения законопроекта какие-либо отклонения от желанного для армян курса?

Положение президента Саркози в настоящее время не столь выгодное, чтобы он вдруг возжелал прибавить такой козырь своим противникам и конкурентам - будь то социалисты, или же партия Жан-Мари Ле Пена. Поэтому Саркози постарается сделать так, чтобы армянская община Франции была в какой-то мере нейтрализована и политически дезориентирована. Тем более, что речь идет не просто о 300 тыс. избирателей, а о консолидированном электорате, который принимает решения на уровне коллективного мышления. Это солидная и серьезная база для таких городов, как Париж, Марсель, Лион и других, а это вряд ли стоит игнорировать.

ИА REGNUM: Иными словами, законопроект будет принят?

Для самих властей сегодня невыгодна сдача позиций, поскольку вопрос получил международное звучание, а отступление в данной ситуации будет расценено как поражение. На мой взгляд, правящая партия Франции постарается разыграть некую шахматную комбинацию - "пусть закон пройдет, но на каком-то этапе мы не дадим ему действовать и опустим шлагбаум". Возможна отсрочка вступления в действие, что также приемлемый вариант. Саркози может заблокировать законопроект на последней стадии, когда потребуется президентское утверждение принятого решения.

ИА REGNUM: Подобным образом скажутся угрозы Турции? Ведь Анкара заявила о том, что отзовет своего посла из Франции и заморозит как дипломатические, так и все экономические отношения, если 22 декабря законопроект будет принят в Сенате. Более того, Турция начинает кампанию по признанию геноцида алжирцев со стороны Франции.

Если вспомнить самый первый пример официального признания Францией Геноцида армян, то и тогда следовала такая же череда угроз и шантажа Турции, которая грозились прервать все дипломатические и даже экономические взаимоотношения, устраивала демонстративные акции протеста, бойкотировали французскую продукцию, в частности - косметику, и т.д., и т.п. Это все Анкара так или иначе должна была бы предпринять, если она собиралась показать свою последовательность в борьбе против сформировавшейся тенденции в Европе - тогда почти повально шли признания геноцида со стороны разных стран, хотя бы на уровне их парламентов.

(За период 1991-2005гг. факт Геноцида армян в Османской империи признали более 15-и государств, в том числе членов Европейского Союза. Это Бельгия, Швеция, Италия, Ватикан, Кипр, Греция, Франция, Швейцария, Словакия, Голландия и Польша. Резолюцию по вопросу Геноцида армян приняла также Германия - ИА REGNUM)

Да, Турция и сейчас обязана так поступать, но повторюсь, вопрос в том, что есть принятое решение французской элиты. В данном случае, ответные действия Анкары ничего не значат ни для Франции, ни для французских армян, ни для процесса признания геноцида армян во всем мире. Это просто один из тех пунктиков, которые мы видим на протяжении 10 лет, когда в той или иной стране вопрос о признании геноцида становится некой актуальной повесткой дня. И поэтому ситуация такова, что Турция якобы завинчивает гайки в своей антифранцузской риторике с угрозами, но на самом деле здесь проявляется более глубинный процесс. Между Францией и Турцией существуют серьезнейшие разногласия и в вопросе Ирана, и в вопросе Сирии. В целом же, думаю, страсти постепенно стихнут, и разные демарши и протесты со стороны Турции станут не более, чем сотрясанием воздуха. Если же туркам придет в голову и дальше развивать направление бойкота и риторику замораживания отношений, то это может привести к тому, что Анкара станет самым крупным должником Парижа, поскольку, как выясняется, фактически самые большие капиталовложения Запада в Турции принадлежат Франции. Рубить же сук, на котором сидишь, или же оказаться в долговой яме, наверное, и туркам невыгодно. В конце концов, экономика остается экономикой, и турецко-французские взаимоотношения рано или поздно восстановятся.

ИА REGNUM: А весь этот процесс - принятия или непринятия законопроекта в Сенате и дальнейших метаморфоз на уровне президентского утверждения - как-то отразится на политическом весе Армении в регионе и в мире?

Сугубо на мой взгляд - нет. Как бы и кто бы не агитировал и не предпринимал уже конкретные действия, тем не менее, главный вопрос зависит от некоторых других нюансов, в которых мы как бы не существуем, и Армения не предстает страной, с которой как бы считаются. Сравним ситуацию. Во время югославских войн в 90-е годы прошлого столетия все конфликтующие стороны предпринимали действия, которые можно квалифицировать как геноцид. Тем не менее, хорошо известно, кто стал и продолжает выступать в роли вечного стрелочника-виновника. То есть, те самые международные структуры, те самые супердержавы, которые приняли некое решение, они не отступают от него ни на один шаг, хотя прекрасно понимают, что и зачинщиками войны выступали конкретные силы на Балканах, и первые акции преступления против человечности также предпринимались этими кругами. Далеко ходить не надо, скажем, расстрелы сербов на кладбище в тот момент, когда они приходили поклониться памяти усопших. Хорватские преступления - окружать сербские населенные пункты и вынуждать людей бежать, что является принуждением людей к депортации или к самодепортации. Это тоже геноцид. После всего этого, естественно, люди брались за оружие. А если вспомнить Косово, где не было никакой партизанской войны, а были террористические акты, направленные против православных церквей. Но не убийства православных священников и представителей местных властей расценили как геноцид, а ответные действия на череду терактов. А разборка тел на человеческие органы, чем заведовали все крупнейшие лидеры албанского Косово? За аналогичный, так сказать, опыт в немецких концлагерях был Нюрнбергский процесс. А где Нюрнбергский или Гаагский процесс над теми, кто в данном случае разжигал войну и кто фактически является автором всех последующих войн?

Преступлением против человечности фактически явились действия Турции на Кипре в 1974 году. То же самое можно эксполировать на курдскую проблему. Акции режима Муаммара Каддафи против оппозиции можно расценить как геноцид, а массовые убийства курдов в Турции, когда на протяжении 30-40 лет погибли почти 100 тыс. курдов - нет. То есть, одним все сходит с рук, а другие жестоко за это наказываются. Действует очень старое правило - победителей не судят, а побежденный виноват во всем. Поэтому в наших вопросах, когда кто-то, обращаясь к армянскому народу, с демократической мимикой на лице говорит о том, что, вот, наступила новая эпоха, вряд ли стоит этому верить. Повсеместно действуют старые пещерные законы - если на твоей стороне сила или же сильные мира сего, то тогда только твой проблемный вопрос будет решен в нужном русле. На сегодня мы должны признать - сильные не на нашей стороне.

ИА REGNUM: Как вы думаете, в связи с предстоящими выборами в парламент Армении не станут ли разные армянские партии и политические силы приписывать исключительно себе в заслугу процесс прохождения законопроекта в Сенате - в случае успеха, разумеется?

Думаю, что во время выборов в Армении какие-то попытки будут предприниматься, дабы использовать ту или иную фактуру происходящего в Париже. Правда, я не знаю насколько будет оправдано то или иное обращение политических партий к данному вопросу, поскольку, как говорится, это палка о двух концах. Можно провести параллель с ситуацией в 1996 году, когда Госдума принимала соответствующее решение. Это были годы выборов в Армении, и чуть ли не все партии приписывали главную заслугу в том, что принята резолюция по геноциду, исключительно себе - и коммунисты, и правящая партия "Армянское общенациональное движение" (АОД), и АРФ "Дашнакцутюн", и другие. А правда состояла в том, что на том данном этапе это было выгодно самой России. Считаю, что какая-либо армянская партия не имела прямого отношения к принятию решения российской элитой тогда, а в настоящее время - французской элитой. Попытки же использовать этот фактор в предвыборной борьбе рассчитан лишь на тех наивных избирателей, которые готовы верить в это - согласно своим симпатиям и антипатиям. И ничего более. Каждый гражданин Армении должен, в принципе, знать, что для шагов и решений политических и государственных органов таких ключевых игроков на международной арене, как Франция, Россия, или же США, наши политические партии не могут иметь значения. Другое дело, если разговор о таких странах, как Аргентина, Уругвай. Здесь уже все ясно и видно, что заслуга принадлежит функционирующим на месте традиционным партиям - АРФ "Дашнакцутюн", "Рамкавар Азатакан" (Либерально-демократическая партия). Другие какие либо партии не могут попросту иметь влияния, например, на то, что в одном из штатов Австралии приняли резолюцию по признанию геноцида.

Беседовал Валерий Гаспарян