Наступивший 2012 год, по мнению многих аналитиков, несет в себе серьезные трудности абсолютно всему мировому сообществу. В США и России грядут президентские выборы, которые определят будущее не только двух стран, но и всей системы международных отношений, в Европе назревает экономический кризис, грозящий похоронить сам Европейский союз, а страны Азии, похоже, сегодня не готовы к новой волне мирового экономического кризиса и способны превратиться в главный полюс дестабилизации существующего мирового порядка. Реальные социально-экономические и политические противоречия дополняются массовой истерией, связанной с наступлением конца света, который пророчат календарь майя и всевозможные предсказатели по всему миру. Подобные прогнозы, которыми сегодня пестрят практически все средства массовой информации, а также некоторые научные журналы, так или иначе влияют на мировое экспертное сообщество, внутри которого, похоже, окончательно укоренилось осознание того, что именно в нынешнем году произойдут главные глобальные перемены, способные перевернуть ход истории.

Как известно, совсем недавно в одном из авторитетных американских журналов Foreign Policy (выходит каждые два месяца тиражом более ста тысяч экземпляров) была опубликована статья Збигнева Бжезинского "Восемь геополитических видов, находящихся под угрозой", где автор сокрушается по поводу возможного падения мирового авторитета Соединенных Штатов, грозящего ввергнуть весь мир в пучину хаоса, и делает неутешительные прогнозы относительно некоторых стран, находящихся сегодня под покровительством Вашингтона. Следует напомнить, что бывший советник по национальной безопасности США, автор глобальной стратегии антикоммунизма, теории технотронной эры и концепции американской гегемонии нового типа, Бжезински долгие годы являлся одним из идейных вдохновителей "холодной войны" и отличался своей крайней неприязнью к СССР, которая впоследствии перекинулась и на Россию. Именно он после распада СССР создал концепцию расширения НАТО на Восток и выступил в поддержку чеченских сепаратистов. Более того, в вышедшей в 1997 году книге "Великая шахматная доска" (к слову, в Германии она вышла под названием "Единственная мировая держава" (Die einzige Weltmacht)) Бжезински практически в открытую заявил о необходимости разделения России на три части: "европейская, Сибирская республика и Дальневосточная республика", с главной целью - не допустить, чтобы "ни одно государство или группа государств не обладали потенциалом, необходимым для того, чтобы изгнать Соединенные Штаты из Евразии или даже в значительной степени снизить их решающую роль в качестве мирового арбитра".

Бжезински, являющийся одним из идеологов современной внешнеполитической доктрины США, никогда и не скрывал, что считает Соединенные Штаты мировым гегемоном, отрицая возможность обретения подобной роли другими государствами в ближайшем будущем. Поэтому его стремление всячески принизить способности Москвы быть одним из мировых лидеров в противовес Вашингтону понятно. Однако статья Бжезинского в Foreign Policy выглядит, по меньшей мере, как попытка безнадежно больного человека запугать окружающих катастрофическими последствиями своей кончины. Будто бы "колосса на глиняных ногах" должен спасать весь окружающий мир, трепещущий перед возможностью быть погребенным под его обломками.

Как известно, автор объявил о возможных глобальных потрясениях, которые произойдут в случае ослабления на мировой арене США: "слабые страны будут более подвержены напористому влиянию крупных региональных держав... Будьте готовы к глобальной реальности, характеризующейся выживанием сильнейших...".

По мнению Бжезинского, основные проблемы коснутся восьми государств: Грузия, Тайвань, Южная Корея, Белоруссия, Украина, Афганистан, Пакистан и Израиль. То, что Бжезинский отвел место в своем списке трем республикам бывшего Советского Союза, не случайно, так как именно с ними связана возможность увеличения влияния России не только на постсоветском пространстве, но на всем континенте. Однако включение в него Белоруссии, на наш взгляд, выглядит весьма странно.

По словам бывшего советника экс-президента США Джимми Картера, Белоруссия является "последней диктатурой Европы и остается политически и экономически зависимой от России". Минск, находящийся под 17-летним управлением А. Лукашенко, только проиграет от ослабления мирового господства США, так как это "даст России шанс безо всякого риска реабсорбировать Белоруссию". Причем из указанных выше восьми государств только Белоруссии грозит потеря независимости: ни Украина, перед которой замаячат "имперские амбиции" России, ни Грузия, которая станет уязвима перед "политическим запугиванием и военной агрессией" со стороны Москвы, не превратятся в зависимые от Кремля государства. Более того, белорусский вопрос, по мнению Бжезинского, станет решающим в вопросе сохранения независимости Прибалтики и, в первую очередь, Латвии, где в последнее время растет пророссийское настроение (примером может служить тот факт, что 18 февраля 2012 года здесь пройдет Референдум о присвоении русскому языку статуса второго государственного).

На наш взгляд, влияние США и подконтрольных им структур на Белоруссию сильно преувеличено Бжезинским, включившим республику в свой список.

Во-первых, за последние несколько лет прямое воздействие Вашингтона на политическое и экономическое развитие белорусского государства сведено практически до нуля. Например, несмотря на то, что администрация США 29 марта 2011 года ввела санкции в отношении ПО "Белоруснефть", 11 августа - в отношении ОАО "Белшина", ОАО "Гродно Азот", ОАО "Гродно Химволокно", ОАО "Нафтан", это практически никак не сказалась на белорусской экономике, так как доля Соединенных Штатов во внешнеторговом балансе как этих предприятий, так и всей республики достаточно мала. Что же касается различного рода политических санкций, то их эффективность еще более смехотворна. Так, 3 января 2012 года Барак Обама утвердил "Акт о демократии и правах человека в Беларуси", расширяющий список белорусских чиновников, "которые могут быть подвергнуты визовым и финансовым санкциям". Однако существование подобного списка на протяжении последних нескольких лет никак не сказалось на жизнедеятельности белорусского режима, только отдалив официальный Минск от Вашингтона. Недавний же призыв к Международной федерации хоккея с шайбой отменить решение о проведении в Минске чемпионата мира 2014 года, "которое белорусское правительство планирует использовать для легитимации своего несправедливого правления, так же, как Коммунистическая партия Китая использовала Олимпиаду-2008" и вовсе не выдерживает никакой критики.

Во-вторых, опосредованное влияние Вашингтона на Белоруссию на сегодняшний момент так же невелико. Несмотря на многолетние политические процессы внутри республики, Минску по-прежнему удается вести переговоры о возможной финансовой помощи со стороны МВФ, который, по идее, должен полностью контролироваться Соединенными Штатами. Да и кредитные суммы, которые запрашивает Минск, критичными для Белоруссии назвать сложно, поэтому судьба белорусского режима практически от них не зависит. В данной ситуации, скорее, следует говорить об обратном эффекте - в случае полного прекращения сотрудничества между Белоруссией и международными финансовыми структурами у Вашингтона не будет абсолютно никаких рычагов воздействия на неугодного им Лукашенко, а это чревато неконтролируемостью ситуации во всем восточноевропейском регионе, чего, похоже, и боится З. Бжезински. Ведь в таком случае именно в руках России окажутся все финансово-экономические козыри, сыграть против которых в нынешнем своем положении Соединенные Штаты вряд ли смогут.

В-третьих, вследствие существования "ядерного зонтика" России, определенным образом закрывающего соседние с ней дружественные страны, США не имеют абсолютно никакой возможности военного влияния на Минск. Конечно, будь Белоруссия марионеточным членом НАТО (каковыми сегодня являются Болгария, Венгрия, Польша, Литва, Румыния и другие страны бывшего советского лагеря) или находись она вдалеке от развитых стран, у Вашингтона были бы полностью развязаны руки, и судьба небольшого восточноевропейского государства решалась бы в кулуарах Белого дома. Однако в свое время американцы настолько увлеклись попытками развалить Россию (чего, собственно, всегда и добивался Бжезински), что упустили Белоруссию еще в середине 1990-х годов, и надеяться сегодня на какие-либо серьезные изменения во внешнеполитическом курсе Минска им не приходится.

В-четвертых, исходя из основного тезиса американских идеологов и, в том числе, З. Бжезинского о том, что только существование сильной американской империи сможет предотвратить перманентный хаос планетарного масштаба, Белоруссии следует ожидать безвременной кончины сразу же после очередного ипотечного кризиса в США. Однако следует помнить, что РБ весьма слабо интегрирована в кредитно-финансовую систему, созданную Вашингтоном. Различного рода проблемы глобальных дисбалансов международной торговли и движения капиталов, стагнация фондовых рынков и вопросы перепроизводства отражаются на Белоруссии не так катастрофично, как на развивающихся странах Азии и государствах Западной Европы. Для Минска сегодня гораздо важнее сохранить свои экономические позиции на рынках ближайших соседей и, в первую очередь, России, чтобы в случае изменения внутриполитического курса иметь возможность и время на проведение модернизации.

В-пятых, белорусы, наверное, должны быть "благодарны" за то, что Бжезински поставил их республику в центре списка, который, учитывая авторитет его автора в американской политической среде, приблизительно обрисовывает стратегические приоритеты внешней политики США. Однако даже в нем, на наш взгляд, Белоруссии отведено место страны, имеющей лишь эпизодическую роль в геополитическом спектакле на европейском континенте. Данное предположение основано на том, что, исходя из все той же "Великой шахматной доски", Белоруссия и Украина - это государства, которые необходимо оторвать от России, чтобы она потеряла свою европейскость, и их появление в последней статье Бжезинского является ни чем иным, как продолжением предложенной почти два десятилетия назад концепции однополюсного мирового порядка.

Что же мы имеем в остатке? Статья Бжезинского, конечно, не стала громом среди ясного дня, так как по многим позициям копирует прежние работы автора. Более того, относительно некоторых стран, например, Израиля, Грузии и Тайваня, не согласиться с автором нельзя, так как они в той или иной степени напрямую зависят от политического и экономического статуса США. Однако, на наш взгляд, включение в этот список Белоруссии говорит о стремлении Бжезинского донести до англо-саксонского читателя (напомним, что журнал в большей степени ориентирован на англоязычную аудиторию) идею о трех основных направлениях нынешней и будущей внешней политики Соединенных Штатов: сдерживание растущего авторитета России (Белоруссия, Грузия, Украина), недопущение роста экономической мощи Китая (Южная Корея, Тайвань) и искоренение любого проявления исламизма (Пакистан, Афганистан и Израиль).

Если предположить, что отсутствие в списке иных стран постсоветского пространства означает либо их полное вовлечение в сферу влияния России, либо абсолютную незначительность для Белого дома, то получается, что у Вашингтона все еще остаются иллюзии на счет внешнеполитического выбора Минска. Тем более что от этого, по мнению Бжезинского, зависит будущее Прибалтики, которая сегодня является одной из составляющих частей буферной зоны между Западом и Россией.

Конечно, нельзя отрицать того факта, что в случае резкого падения экономики США в мире произойдут глобальные потрясения, последствия которых сегодня трудно спрогнозировать. Однако нынешнее проявление страха того, что на мировой карте может появиться еще один (или несколько) полюсов международного влияния, способных изменить центросиловые отношения в мире, не делают чести ни Бжезинскому, ни кому-либо еще из американских внешнеполитических идеологов. Подобные настроения с большой долей вероятности будут способствовать потере Соединенными Штатами своих нынешних сателлитов, что, в конечном счете, негативно скажется и на статусе США как мировой империи.