"Ратификация армяно-турецких протоколов улучшит отношения между двумя соседними странами (Арменией и Турцией - ред.), что в свою очередь будет способствовать укреплению стабильности в регионе. Если же протоколы не будут ратифицированы, то, полагаю, процесс между Арменией и Турцией осложнится, вызвав большое разочарование как в армянском, так и турецком обществе. Будем однако надеяться, что он будет недолгим и не станет источником ненависти, поскольку общие интересы и заинтересованность в нормализации отношений являются все же доминирующими", - заявила директор европейских программ Международной кризисной группы (МКГ) Сабина Фрейзер. По ее словам, после ратификации протоколов Турция может утверждать, что ее целостность признана, и Армения уже не сможет предъявлять ей территориальные требования. Она уверена, что в этом случае армяне перестанут требовать и признания геноцида в Османской империи 1915 года.

"Что касается Армении, то после ратификации протоколов она обретет открытые границы с Турцией и установит с ней дипломатические отношения, а во внешней же политике это принесет ей дивиденды. Урегулировав свои отношения с Турцией, Армения тем самым продемонстрирует армянской диаспоре, что может вести политику, не зависящую от последней. Обе стороны будут в выигрыше. Но есть еще одно важнейшее препятствие - Азербайджан. В Баку убеждены, что Турция закрыла границу с Арменией из-за карабахского конфликта и не должна открывать ее до тех пор, пока Армения не выведет свои войска из Карабаха. Начав переговоры с Арменией, Турция полагала, что может вести их, не считаясь с мнением Баку и не ожидая столь бурного противодействия со стороны азербайджанцев. Но турки ошиблись в своих расчетах. Азербайджану удалось повлиять на турецкие власти, общественность и националистические силы, добившись того, что Анкара в отношениях с Ереваном вынуждена учитывать мнение Баку", - отмечает Сабина Фрейзер.

"Урегулирование карабахского конфликта и армяно-турецкие протоколы - независимые друг от друга процессы. Эти два процесса никак не могут быть связаны между собой. Хотя и нельзя утверждать, что они вообще не связаны друг с другом. В определенной степени они взаимосвязаны, но нельзя надеяться, что армяно-турецкий процесс решит карабахский вопрос. В решении карабахского конфликта лучшим является вариант, предложенный Минской группой ОБСЕ, то есть предоставление Карабаху промежуточного статуса и гарантий безопасности. Нагорный Карабах на протяжении долгих лет жил в изоляции от внешнего мира, единственной связью с которым была Армения. В НК есть действующее правительство, развивающаяся экономика, посему промежуточный статус даст ему возможность общаться с внешним миром, привлечь инвестиции", - считает Сабина Фрейзер.

Напомним, что в октябре 2009 года в Цюрихе министры иностранных дел Армении и Турции Эдвард Налбандян и Ахмед Давутоглу в присутствии руководителей дипломатических ведомств России, США, Франции и Швейцарии подписали двусторонние протоколы об установлении дипломатических отношений и деблокаде закрытой по инициативе Анкары с 1993 года армяно-турецкой границы. Однако в силу целого ряда причин, и в первую очередь - из-за резкой обструкции Азербайджана, Турция попыталась обусловить их ратификацию в своем парламенте выводом армянских подразделений с территорий вокруг Нагорного Карабаха (т.н. "зона безопасности"). Поскольку такого требования в тексте обоих документов не содержится, армянская сторона отказалась увязывать ратификацию с выполнением любых предварительных условий, и начавшийся было процесс армяно-турецкой нормализации был заморожен на неопределенное время.