С 18 января 2012 г. в Архангельске возобновилась деятельность ликвидированной в судебном порядке по исковому требованию Минюста областной "Общины поморов". Об этом заявил в местных СМИ председатель этой "общины" Павел Есипов. Нам хотелось бы прокомментировать это событие.

Поморский этнический проект - новое явление в современных политических и социально-культурных процессах на Русском Севере. При исследовании нынешнего поморского этногенеза в Архангельске надо отметить главнейшую его особенность - создание в России этой новой этнической идентичности маскируется под "национальное возрождение" якобы существовавшего в прошлом этноса "поморы". В связи с этим на первом этапе этого мнимого "поморского возрождения" важнейшую роль сыграла целенаправленная работа в Архангельске группы местной интеллигенции по созданию поморского исторического мифа. Здесь главным теоретиком нынешнего поморского этностроительства и регионального сепаратизма с нач. 1990-х гг. выступил ректор Архангельского пединститута (1986-2007), с его подачи переименованного в "Поморский университет", профессор Владимир Николаевич Булатов (1946-2007). Именно этот бывший местный партийный и комсомольский работник из ничего и создал поморский этнический исторический миф.

Но тут мы отметим, что В.Булатов своими псевдонаучными трудами сыграл злую шутку с нынешними активистами поморского движения. Такие пропагандисты поморской идеи, как П.Есипов, А.Беднов, В.Ломакин, А.Шаларев, похоже, искренне поверили в булатовские сказки о стране "Поморье", населенной в Средневековье этносом "поморы", об освоении этими "поморами" Сибири, о том, что "поморы" не знали крепостного права и т. д. За прошедшие годы активисты поморского движения достаточно обращались к государственным властям с требованием признать их в качестве "коренного и малочисленного народа". Более того, они обратились с жалобой в Европейский суд по правам человека в Страсбурге. Сейчас самочинное возобновление официальной деятельности общины "поморов" в Архангельске свидетельствует о продолжении усилий этносепаратистов в том же направлении. Кроме того, от местной администрации деятели "поморского возрождения" назойливо требуют финансовой поддержки для проведения мнимых национальных праздников и других мероприятий. Чтобы мы могли порекомендовать властям в сложившейся ситуации?

В качестве доказательства правомерности своих притязаний архангельские "поморы" предъявляют в Минрегион и архангельскую областную администрацию "научную справку", сочиненную проф. В.Булатовым в 2005 г. Вместо того, чтобы безоглядно доверять авторитету покойного ректора Поморского университета, не мешало бы этот документ проверить по содержательному существу. В частности, в доказательстве нуждаются следующие базовые положения движения "Поморского возрождения", сформулированные проф. В.Булатовым:

- название "поморы" возникло не позднее Х-ХII вв., предположительно на юго-западном (Поморском) берегу Белого моря, и в течение XIV-XVI вв. распространилось далеко на юг и восток от места своего возникновения;

- в XV-XVII вв. Поморьем назывался обширный экономический и административный район по берегам Белого моря, Онежского озера и по pp. Онега, Северная Двина, Мезень, Пинега, Печора, Кама и Вятка, вплоть до Урала (Ученые о поморах // Мосеев И.И. Поморьска говоря. Краткий словарь поморского языка. Архангельск, 2005. С. 4).

Мы предлагаем, чтобы означенные положения директор "Поморского института" САФУ И.Мосеев и глава общины "поморов" П.Есипов подтвердили историческими документами (источниками) с цитированием и указанием датировки означенного конкретного документа, места его архивного хранения или публикации. В связи с последним обстоятельством заметим, что все известные документы по русской истории до 1505 г. на сегодняшний день опубликованы.

Мы полагаем, что означенная работа не должна составить для И.Мосеева большого затруднения и может быть выполнена им и его коллегами за три месяца. Напомним, что в полном распоряжении этносепаратистов находится целое структурное научное подразделение местного Северного Арктического Федерального университета. Необходимую помощь в этом деле и консультации И.Мосеев может получить от своего начальника директора Института социально-гуманитарных и политических наук САФУ проф. А.Репневского и преподавателей кафедры отечественной истории означенного института. А.Репневский также должен быть лично заинтересован в результатах подобной работы, поскольку в противном случае под сомнение ставится его научная компетенция. Результаты своих изысканий И.Мосеев должен сделать через СМИ достоянием общественности. В том случае, если И.Мосееву не удастся найти подтверждения ключевому тезису "Поморского возрождения" о том, что вся территория Русского Севера в ХV-ХVIII вв. называлась местными жителями "Поморьем", а сами эти жителями именовали себя "поморами", то он обязан будет публично признать этот факт. Последнее обстоятельство и будет означать, что "поморы" - бывший губернатор Архангельской области А.Ефремов, И.Мосеев, П.Есипов и их последователи в Архангельске не являются представителями "коренного и малочисленного" народа.

Здесь нам хотелось бы пояснить. Почетный норвежский консул в Архангельске Андрей Шалев после серии наших публикаций по поморской проблеме обвинил нас в "антипоморской истерии". В связи с этим мы хотели бы заметить, что в конкретном случае с архангельскими "поморами" мы выступаем против злонамеренной фальсификации русской истории и связанным с этим современным самозванством. Так, мы утверждаем, что в деле с И.Мосеевым мы имеем дело не с "поморским возрождением", а с созданием новой этнической идентичности, не имеющей ничего общего с действительными историческими поморами. Эту новую поморскую идентичность мы признаем. Хотят эти люди называть себя "поморами", пусть так себя зовут. Но при чем здесь некий "коренной" народ? Строится новая поморская идентичность, заметим мы, на сфальсифицированной проф. В.Булатовым исторической основе. Более того, активисты поморского движения под видом "возрождения традиций" этого фантастического этноса "поморы" занялись уже прямой ложью, когда выдумывают мнимые поморские обряды, праздники и национальные костюмы.