Считается, что встреча президентов России, Армении и Азербайджана 23 января в Сочи будет посвящена лишь проблеме карабахского урегулирования. Однако, не исключено, что повестка саммита окажется значительно шире.

Буквально на днях спецслужбы Саудовской Аравии, Кувейта и Турции практически одновременно предупредили американскую разведку о том, что иранская спецслужба "Аль-Кудс" (не путать с палестинским вооруженным формированием "Бригады Аль-Кудса" - ред.) планирует серию атак на различные американские объекты, а также нефтегазовую инфраструктуру в странах Ближневосточного региона, передает сайт DEBKAfile. Сообщается, что направленные Вашингтону данные были весьма подробными и четкими, "что не характерно для случаев обмена информацией подобного рода", к тому же спецслужбы указанных стран дали понять, что ожидают оперативной реакции американских коллег.

Отметим, что часть этих сведений просочилась и в турецкую печать, в связи с чем иранское посольство в Анкаре уже опровергло все обвинения, указав, что Иран не занимается и не планирует никакой террористической деятельности, напротив, сам является объектом террора со стороны американских и израильских спецслужб, которые, в частности, ведут охоту на иранских ученых-ядерщиков. Между тем, турецкая контрразведка на днях распространила предупреждение о том, что во всех 81 округах страны существует угроза проникновения агентов "Аль-Кудс", которые "попытаются вызывать народные волнения, направленные против правящей партии "Справедливости и развития" и лично премьер-министра Реджепа Эрдогана", а также собираются организовать нападения на американские диппредставительства и военные объекты в Турции. Турецкая спецслужба не исключает, что эти действия могут быть поддержаны боевиками "Хизбаллы", которые, якобы, также просачиваются на турецкую территорию. Анкара полагает, что эти акции могут стать ответом Ирана на размещение Турцией системы ПРО НАТО, а также на продолжающуюся поддержку противников сирийского режима.

Американская администрация, насколько можно судить, очень серьезно отнеслась к указанным предупреждениям. Источник в Вашингтоне заявил, будто имеются разведданные о продолжающихся поставках иранского оружия режиму Башара Асада в Сирии, а также сведения о том, что командующий "Аль-Кудс", генерал Касем Сулеймани (Qassem Soleimani), недавно побывал в Дамаске, что свидетельствует о расширяющейся поддержке иранцами президента Асада. И, якобы, в Дамаске генерал Сулеймани встречался с высшим руководством страны, с которым "согласовывал осуществление возможных диверсионных операций" в Турции, Ливане и ряде других стран региона.

Отметим, что "Аль-Кудс" - одно из специальных подразделений элитной иранской гвардии - Корпуса Стражей исламской революции, созданного лично лидером исламской революции, аятоллой Рухоллой Хомейни в 1979 г. после свержения монархии в Иране. "Аль-Кудс" является арабским названием Иерусалима. Название подразумевает, что рано или поздно "Аль-Кудс" освободит священный город. Подразделение известно также под названиями "Группы вне границ" (Birun Marzi) и "Управления 9000". Официально включает в себя ряд управлений, отвечающих за спецоперации в Ираке, на палестинских территориях, Ливане, Иордании, Турции, Индии, Афганистане, Северной Африке, Аравийском полуострове, бывших советских республиках, а также в странах Евросоюза и в США.

Очевидно, что распространение всех этих данных не является случайностью. Вне зависимости о того, насколько реальны эти сведения, ясно, что они дают возможность противникам иранского режима усилить противостояние с Тегераном, в частности - ужесточить санкции. Это, насколько можно понять, хорошо понимают в Пекине. Китай, являющийся одним из основных покупателей иранской нефти и до последнего времени последовательно выступавший против расширения санкционного режима, плавно меняет свою позицию. Так, посетивший на прошлой неделе ряд государств Персидского залива премьер КНР Вэнь Цзябао с непривычной для данного контекста твердостью осудил попытки Ирана создать ядерное оружие, сообщает The Daily Telegraph. По словам главы китайского правительства, Пекин "выступает решительно против попыток Ирана развивать и обладать ядерным оружием". Вряд ли это стало результатом "уговоров" со стороны американцев. Скорее, китайская сторона получила собственные данные, дающие ей основания считать, что ядерная программа Ирана может иметь военную составляющую, и что Тегеран, на словах заявляющий о готовности возобновить переговоры с международным сообществом, на деле лишь тянет время, стараясь пройти "точку невозврата" в процессе создания собственной атомной бомбы.

Во всяком случае, поставки иранской нефти в Китай начали ощутимо сокращаться. Так, по данным Washington Post, в январе 2012 года они уменьшились практически вдвое - с 550 тысяч баррелей до 285 тысяч в день. Одновременно Вэнь Цзябао подписал ряд энергетических соглашений с Саудовской Аравией и ОАЭ, что свидетельствует о стремлении Пекина диверсифицировать источники поставок углеводородов. К слову отметим, что это не просто сокращает валютные поступления в иранскую казну, но и ставит Тегеран в довольно двусмысленную ситуацию, поскольку любую попытку блокады Ормузского пролива Китай будет рассматривать как удар по своим интересам - со всеми вытекающими отсюда для Ирана последствиями. Возникает ситуация, при которой, сокращая закупки иранской нефти и одновременно расширяя импорт из стран Залива, Пекин (а также Япония и, вероятно, Южная Корея) становится жизненно заинтересован в бесперебойном функционировании важнейшей водной артерии и по определению не может впредь поощрять стремление Тегерана к продолжению конфронтации с Западом. Это способно привести к ослаблению Китаем поддержки иранской позиции в Совете Безопасности ООН.

Отметим, что одновременно осложняется ситуация в Сирии, где 21 января вооруженные подразделения противников режима после ожесточенного боя взяли город Дума, находящийся всего в 20 км. к северо-востоку от Дамаска, сообщила местная правозащитная организация Syrian Observatory for Human Rights. В тот же день бои развернулись в городах Дейр-Зор, Хомс и ряде других. В результате в течение дня погибло не менее 50 человек. И хотя в течение суток подразделениям правительственных сил удалось отбить Думу, очевидно, что "кольцо сжимается", и режим Башара Асада, рано или поздно, неизбежно будет свергнут. Тегеран лишится своего единственного союзника в регионе.

Все это означает, что "момент истины" становится все ближе с каждым днем, и у Ирана прогрессивно сокращаются возможности для стратегического маневрирования. Несомненно, понимание этого обстоятельства обостряет обстановку в кулуарах иранской власти. Поэтому умеренные силы могут попытаться сломить ситуацию в ходе предстоящих весной парламентских выборов, и, пользуясь растущим недовольством населения, углубляющимися социально-экономическими трудностями (которые во многом являются следствием международных санкций), ограничить влияние радикально-клерикальных сил. В случае неудачи в стране возможны волнения наподобие тех, которые произошли после президентских выборов 2009 года. После их подавления фундаменталистское крыло в иранском руководстве может еще более ужесточить внутреннюю и внешнюю политику и попытаться прибегнуть к превентивным силовым мерам в отношениях с Израилем и суннитскими режимами стран Залива, поскольку лишь наличие внешнего противника способно вновь сплотить иранское общество.

О последствиях такого развития событий долго говорить не приходится - они очевидны и не раз рассматривались экспертным сообществом. И в свете этого допустимо предположить, что трехсторонняя встреча президентов России, Армении и Азербайджана в Сочи 23 января будет посвящена не только обсуждению карабахской проблематики, как это было во время предшествовавших девяти аналогичных трехсторонних саммитов. Вполне вероятно, что иранская тема также найдет отражение в переговорах, поскольку при известном стечении обстоятельств два государства СНГ - Армения и Азербайджан - из приграничных с Ираном стран могут в одночасье превратиться в прифронтовые. Учитывая наличие в Армении российской военной базы, а в Азербайджане - Габалинской РЛС, управляемой Россией, а также с учетом стремления Вашингтона превратить Грузию в свою тыловую базу в случае начала войны в Иране, вполне вероятно, что президент Дмитрий Медведев уделит этой проблеме на переговорах с Сержем Саргсяном и Ильхамом Алиевым значительное внимание. И это, кстати, в некоторой степени объясняет настойчивость Москвы в проведении данного саммита, от которого, по мнению экспертов, подвижек в карабахском урегулировании ожидать не приходится. Возможно, что такая задача в данном случае и не ставится.

Ануш Левонян - политический комментатор (Ереван)