Постоянные притязания на роль высших арбитров в вопросах демократии, гуманности, прав человека и конъюнктурные манипуляции этими бесспорными ценностями для реализации своих прагматических политических целей стало, по сути, визитной карточкой официального Запада. Для каждой страны, представляющей для конъюнктурных планов Запада особую геополитическую значимость и не вписывающейся в предписанные ей роли, отыскивается соответствующий компромат ("уязвимая точка"), позволяющий при необходимости осуществлять долгосрочное политическое давление.

В отношении стремительно развивающейся и наращивающей самостоятельность Турции в качестве такой "уязвимой точки" уже давно используется тема "армянского геноцида", которую политические круги США и ведущих европейских стран (прежде всего Франции) превратили в конъюнктурное средство периодического политического шантажа официальной Анкары. Каждый раз, когда возникает необходимость усмирить строптивый нрав Анкары или побудить её к тем или иным шагам, официальный Запад вытаскивает из своего политического сундука старую мифологему об "армянском геноциде", вооружается пацифистской или демократической риторикой и начинает стращать Турцию ритуальными угрозами возможности его признания.

По сути, с начала 80-х годов 20 века каждый год в преддверии 24 апреля в прессе и в политических кругах США начинается очередная кампания по устрашению Турции фактом возможного признанию "геноцида армян". Сформировалась даже традиция ежегодного апрельского телеобращения президента США к армянам, ажиотажная интрига которого сводится к вербальным ожиданиям употребления или избегания слова "геноцид". "Геноцидный прессинг" США на Турцию в последние годы обрел дополнительное и более внушительное политическое измерение - стал предметом ежегодных весенних обсуждений в Конгрессе. И это несмотря на то, что на протяжении полувека Турция была самым надежным юго-восточным бастионом североатлантического альянса. Впрочем, о "геноциде армян" политики США и ряда других стран вспоминают обычно лишь в периоды избирательных кампаний или во время обострения отношений с Турцией, что в лишний раз подтверждает политическую подоплеку этих акций.

Что касается Европы, то вопрос "геноцида армян" долгое время не находил здесь широкого политического применения. Однако в 1987 г., когда Турция подала заявку на вступление в ЕС, ситуация кардинально изменилась. Европарламент принял решение о признании "геноцида армян" в Османской империи 1915-1917 годов и об обращении в Совет Европы для оказания давления на Турцию. Одномоментно Совет Европы принял решение, согласно которому отказ Турции признать "геноцид армян" становился непреодолимым препятствием на пути её вступления в ЕС. Именно после этого как по мановению волшебной палочки в парламентах целого ряда стран ЕС стали приниматься резолюции по "геноциду армян". Застрельщиком выступила Государственная Дума России в 1995 году. За ней последовали парламенты Греции, Бельгии, Франции, Швеции, Италии, Швейцарии, Словакии, Нидерландов, Германии, Литвы, Польши и т.д. И это несмотря на то, что в конце 2004 года страны Европы все же согласовали рамки переговоров с Турцией о её вступлении в ЕС. Эти переговоры начались в 2005 г. и ведутся без особого энтузиазма и успеха по сей день.

Историкам и политикам, конечно же, прекрасно известно, что "армянский вопрос" был инспирирован Европейскими державами и Россией еще во второй половине XIX века с целью раздела "Османского наследства". Позже "армянский вопрос" наряду с "курдским" использовался СССР для оказания давления и ослабления Турции. В конце XX столетия армяне вновь оказались востребованы - на этот раз, для развала СССР в период горбачевской "перестройки" была инспирирована карабахская проблема. Позже, Россия стала активно использовать армянский фактор для сохранения своего контроля на Южном Кавказе, а страны Запада - в качестве мощного инструмента давления на Турцию. Понятно, что в мире имеются влиятельные политические силы, незаинтересованные в развенчании мифов об "армянском геноциде", поскольку, деактуализация "армянского вопроса", ведет к утрате одного из рычагов воздействия на современную Турцию.

Несколько лет назад в деле "геноцидного давления" на Турцию был сделан очередной и крайне одиозный с точки зрения либеральных ценностей шаг: в парламентах ряда стран (Швейцарии, Бельгии, Франции) стали выноситься на обсуждение предложения по криминализации факта отрицания "геноцида армян". И вот уже Сенат Франция - страны, которая по Индексу демократии впервые опустилась в группу недостаточно демократических государств - вчера принял нелепый законопроект, предусматривающий крупные штрафы и уголовную ответственность за отрицание факта "геноцида армян".

К слову сказать, прецедент подобной нелепой практике был положен несколькими годами ранее (Франция вновь была в числе первых), когда ряд стран Евросоюза приняли решение об уголовном наказании лиц, оспаривающих исторический факт Холокоста. Дело тут вовсе не в Холокосте и "геноциде", а в том поистине абсурдном и страшном тоталитарном прецеденте, который "либеральная" Европа заложила как норму в практику собственной общественной жизни. Фактически, это уголовное наказание за инакомыслие. И какая разница, что является предметом ограничения свободы слова и мысли - политические спекуляции вокруг исторических фактов или идеологические расхождения? Ведь резонен вопрос, почему именно Холокосту, а теперь и "армянскому геноциду" в иерархии ценностей Европы (в частности Франции) отдана приоритетная роль? Выходит, можно безнаказанно подвергать сомнению существование самого господа бога, можно безнаказанно проповедовать расистские, фашистские, сатанинские и прочие взгляды, можно даже публичными карикатурами безнаказанно глумиться над личностью пророка и чувствами миллиарда верующих, поскольку свобода слова и мысли, принцип плюрализма - это наивысшие и непререкаемые ценности, основа европейской цивилизации?! А вот ставить под сомнение факт Холокоста или мифического "армянского геноцида" никак нельзя - моментально последует уголовная расплата. А как же в этом случае с критерием плюрализма, с принципами свободы слова и мысли?

Этот опасный тоталитарный прецедент уже даёт зловещие всходы и грозит изнутри полностью подорвать основы западного либерального миропорядка. С "нелегкой руки" некоторых стран Евросоюза законотворческий процесс в направлении откровенного глумления над основополагающими либеральными ценностями уже пошел. Кто осудит теперь парламенты других стран, если и они продолжат подобную практику удушения свободы мысли посредством манипулирования историей? Ведь история полна масштабных кровавых событий и поле для подобных опасных инициатив безгранично

Следует отметить, что в устойчивости "геноцидной" политической игры, повторяющейся из года в год и периодически наращиваемой, во многом повинна сама Анкара. Подобные акции политического давления и шантажа только в том случае обретают перманентный характер, если они достигают определенной цели. Турция, вместо того, чтобы открыто демонстрировать непреклонность и даже некоторый "пофигизм" к теме "геноцидного шантажирования", почему-то с самого начала избрала пугливую и защитную модель поведения. Ради вступления в Евросоюз, ублажения Запада и нейтрализации угроз "геноцидного признания" Анкаре то и дело приходилось идти на те или иные уступки по различным вопросам своей внешней и внутренней политики, а это ещё больше вдохновляло официальные круги США и ведущих европейских держав (в частности, Франции) на повторное использование данного инструмента политического шантажа.

Прошлогодняя угроза Саркози возымела действие и "материализовалась" во многом благодаря чрезмерно нервной реакции властных структур самой Турции. Официальная Анкара, под стать своему новому "великодержавному" политическому курсу, могла бы демонстративно игнорировать очередную угрозу "геноцидного давления", придерживаясь известного восточного принципа: "собака лает, караван идет". Или могла бы предпринять ряд атакующих превентивных мер, способных создать серьезные проблемы самой Франции. Но вместо этого вновь были мобилизованы все политические, дипломатические и лоббистские ресурсы страны для того, чтобы не допустить принятия в Сенате Франции соответствующего законопроекта. К сожалению, сама Турция давно уже стала заложником этой мифической "геноцидной угрозы" и каждый раз наступает на одни и те же грабли. Понятно, что активные усилия Анкары (как это уже было ранее) способны вдруг привести к "спасительному" результату: президент Франции может наложить временное вето на законопроект. Но за это, видимо, Турции придется платить определенную политическую цену, поскольку согласованная игра Саркози и Сената Франции, вполне возможно, изначально предусматривала именно такой вариант развития ситуации. Угроза временно минует, официальная Анкара с облегчением переведет дух, полагая, что отделалась маленькими потерями. Но через определенное время всё вновь повторится - во Франции, США или иной стране, в той или иной форме...

Между тем, в экспертных и общественных кругах самой Турции уже зреет понимание того, что такая сугубо защитная модель поведения крайне ущербна и бесперспективна для страны. Всё чаще раздаются призывы к тому, чтобы не идти на поводу "геноцидной угрозы" Запада. Ну, пусть примет Сенат Франции или Конгресс США законопроекты и резолюции по "армянскому геноциду", пусть глава Белого Дома наконец-то произнесет это слово - и что с того? Что реально выиграет Запад и что реально проиграет Турция? Одно очевидно, что в этом случае игра фактически утратит смысл, поскольку ресурсы "геноцидного шантажа" постепенно сойдут на нет. Как бы то ни было, самой Турции уже давно пора вырастать из "коротких штанишек" форпоста США в данном регионе и осваивать новую - более весомую, принципиальную и самостоятельную - модель поведения, для ведения которой у этой страны есть все необходимые условия и ресурсы.