Хронический разлад между центральной властью и региональными элитами в 2012 году не обязательно приведет к новым трагедиям по лекалам Жанаозена, но сохранит немалый конфликтный потенциал в Казахстане. Одно это означает, что к результатам недавних выборов в местные представительные органы власти, куда прошли, в основном члены партии власти "Нур Отан" необходимо, как минимум присмотреться - из них растут потенциальные региональные конфликты. Еще бы, ведь за бортом органов, принимающих ключевые решения в регионах и оценивающих усилия назначенцев-губернаторов, остались многие влиятельные люди на местах. О том, способен ли повториться в Казахстане Жанаозен, что скрывается за недавними кадровыми назначениями и каким рискам подвергается республика в этом году - корреспонденту ИА REGNUM рассказал руководитель отдела Средней Азии Института стран СНГ Андрей Грозин.

ИА REGNUM: Одна из самых любопытных коллизий прошедших выборов заключается в том, что из маслихатов были удалены все "агашки" (влиятельные родовые "разводящие" - ИА REGNUM), то есть фактически - региональные элиты были отодвинуты от центра принятия решений. Их место заняли члены партии "Нур Отан", которые по факту не в состоянии решать региональные конфликты. Как вы думаете, к чему приведет очередная "централизация" власти в Казахстане? Для чего, на ваш взгляд, это было сделано?

Это - еще одна, очередная попытка преодолеть административно-управленческий кризис, разъедающий управленческие структуры Казахстана на всех уровнях. Кризис этот, начался где-то с середины "нулевых" и, по моему мнению, с каждым годом становится все заметнее, дела идут все хуже.

Изменить ситуацию, теоретически, могли бы внутренние (давление на президента его окружения) или внешние (подталкивание из Вашингтона, Москвы или Пекина, либо резкий обвал мирового экономического порядка, после которого и элита и народ Казахстана будут вынуждены менять руководство и весь стиль управления страной). Пока, в краткосрочной перспективе, оба эти сценария смотрятся маловероятными. Элита труслива, управляема и просто ждет лучших времен. Население аполитично и просто-напросто боится перемен. "Столичный средний класс" (хотя бы в московских, медиа-сконструированных масштабах) в стране не наблюдается вовсе. Оппозиция слаба и постоянно прессуется.

Мировые центры силы не имеют консолидированного желания поменять лидера в Казахстане, а без единого подхода данный сценарий реализовать проблематично. Сложнее с ожиданием мировых финансово-экономических катаклизмов - существует масса разнообразных предсказаний на сей счет. Кто-то говорит о второй половине текущего года (тогда спешка с внеочередными парламентскими выборами хоть как-то логически объяснима). Есть и прогнозы по 2013-2014 гг. Как сказал еще весной 2011 года глава Всемирного банка Роберт Зеллик, "для начала новой волны кризиса достаточно одного потрясения"). В последнее время добавились и предсказания скорой войны Запада с Ираном, плавно переходящей в третью мировую войну. Все ждут глобальных политических и экономических потрясений, но когда они состоятся, точно не знает никто.

Возможно, это разлитое в воздухе ощущение близости серьезных катастроф (усиленное "Жанаозенем" и наметившимся ужесточением подходов к Казахстану со стороны "вашингтонского обкома") и заставляет власть делать очередные попытки "централизации" власти. Ну и, конечно, сразу приходит на ум необходимость концентрации властного ресурса в преддверии "операции "преемник". Но это уже настолько часто повторяющаяся вероятность, что ее уже даже и рассматривать надоело.

ИА REGNUM: Каким образом региональные элиты могут выразить свое недовольство?

Самым безопасным и, в то же время, привычным в данном случае образом - тихий саботаж. Заматывание инициатив нового руководства, организация вокруг команды нового акима информационного вакуума, блокирование решений руководства через аппаратные игры, "бюрократические тромбы" на пути прохождения указаний нового губернатора между инстанциями, дискредитация "неместного" (или местного, но не встроенного в региональную неформальную вертикаль власти) руководства: слухи, кампании в местных и центральных СМИ, "сливы" компромата и т.д.

Весь этот нехитрый набор "нелетальных" методов борьбы против нежеланного акима после Жанаозеня будет смотреться весьма умеренно. А потому никакого серьезного наказания за такое "избиение подушками" региональные элиты могут не опасаться. В случае если новый руководитель не поймет, что без учета мнения региональной знати ничего толкового из его губернаторства не выйдет, окажется слишком "упертым" ему могут организовать и какие-то "массовые мероприятия" - недовольных дольщиков, бастующих рабочих, или граждан, озверевших от цен на услуги ЖКХ. Но это - на крайний случай, все же "фактор Жанаозеня" серьезно напугал не только Центр, но и регионы. Впрочем, контролировать "народную стихию" сложно. Гораздо сложнее, чем попытаться ее использовать в личных или групповых целях.

ИА REGNUM: Ак Орда готовится к потрясениям - как экономическим, так и внутриполитическим. Это видно было по логике переизбрания парламента, такой же вывод вы сделали после переназначения Карима Масимова. А могли бы вы рассказать, где у Казахстана наиболее "тонко"? Откуда стоит ждать наиболее большого количества проблем?

Как это ни прискорбно, но "тонко" у Казахстана, как мне представляется, почти везде. От регионального сепаратизма, до межэтнических, социальных, конфессионально мотивированных, конфликтов с иностранцем-работодателем и т.п. Горючего материала в республике накопилось изрядное количество. Только спичку поднеси...

ИА REGNUM: Власти Казахстана очевидным образом снова законсервировали ситуацию в казахском городе Жанаозене - но это не означает, что запад Казахстана в целом перестал представлять собой опасность. Как вы оцениваете террористический и забастовочный потенциал региона?

Он остается, по-прежнему, весьма значимым. Рискну предположить, что он даже увеличился. Силовики слишком жестко подавили бунт и продолжают давить на население. О том, что такое Запад Казахстана, какие особенные там живут граждане и как они исторически относятся и к власти, и к иноплеменникам написано и сказано уже слишком много. Как и о том, что в силу множества объективных причин Западу РК затруднительно было бы отделяться от остальной части страны.

Сейчас руководство страны признало (заявление Генеральной прокуратуры от 26 января), что виноваты в случившемся в Жанаозене местные руководители. На какое-то время ситуацию это успокоит, но, параллельно появляется два неприятных для власти момента: - население и, главное, элита Запада убедились в том, что власть "можно прогнуть";

- исполнители "преступных приказов" убедились, что "в случае чего" их сдадут не задумываясь и с легким сердцем. Думаю, если возникнет схожая с жанаозеньской ситуация, силовики уже не побегут сломя голову защищать акимат, а поступят как их киргизские коллегии в 2005 и 2010 годах.

Соответственно, забастовочный потенциал запада Казахстана вряд ли угаснет. Люди убедились, что даже через жертвы, через кровь, но можно добиться удовлетворения своих требований. А региональная элита, оттесненная в последние два года от ресурсов, заставила официальную Астану учитывать ее интересы, и, вообще, уважать.

При этом неприязнь к Центру, приславшему подавлять беспорядки спецназ и ОМОН с Юга и Севера, на Западе лишь усилилась. Сепаратистские настроения были и будут там всегда, а базируются они на простом факте: Астана - это город-паразит, отнимающий деньги у других регионов страны. Известная цифра: бюджет столицы на 80% дотационный из республиканского, а Запад РК и Алма-Ата - единственные в республике регионы-доноры.

Террористическая активность на Западе - вполне реалистичный вариант. Слишком много людей пострадало, слишком жестоко вели себя силовики на всех этапах. Думаю, найдутся желающие отомстить. Вряд ли этот террор будет иметь формы массовых акций устрашения населения. Скорее, он будет адресным - убийства представителей силовых структур и местной власти. Возможны и попытки терактов на инфраструктуре - ее в регионе много и на каждую стометровку "трубы" охранника не поставишь и камеру не повесишь. То есть, будут иметь место попытки парализовать государственный аппарат и нанести урон мощностям ТЭКа страны.

ИА REGNUM: Как вы оцениваете проблемный потенциал других регионов с "опасными" городами - такими, как Жезказган, откуда собирается уходить "Казахмыс"?

Больше всего в жанаозеньских событиях, по моему мнению, виновата некомпетентность управленцев госкомпании и агрессивная позиция местной власти. Также представители высшей власти не смогли понять, что рабочие правы, что у людей есть личное достоинство, а не только финансовые интересы. Ак Орда настолько перестала принимать народ всерьез, и не ожидала, что все так внезапно рванет. Она, власть, оправданно ожидала другого, потому что все предыдущие годы прекрасно работал негласный договор с народом: "вы - аполитичны, а мы вам - определенный уровень благосостояния". И такова ситуация по всей стране. Жанаозень, конечно, "особенное место", но не намного особенней Жезказгана или шахт Караганды. По мере дальнейшей рецессии европейской экономики - основного потребителя постсоветского сырья (Китай еще лишь на пути к схожим позициям, да и платит гораздо меньше) проблем у "сырьевых экономик" будет все больше. "Под нож" пойдут социальные расходы и градус общественного напряжения пойдет ввысь. В сегодняшних условиях это грозит легким перерастанием в гражданские беспорядки любого социального конфликта, который пять лет назад рассосался бы сам собой.

Все это обостряется проблемой ожидаемого роста безработицы - и Миттал, и "Казахмыс", и "евразийцы", столкнувшись с масштабным сокращением спроса на свою продукцию, легко пойдут на стандартную мировую практику - увольнения, оптимизация расходов и т.д. И заставить их брать трудовые коллективы на иждивение (как это частично было в 2008-2009 гг.) у власти вряд ли получится: не то время и не те суммы.

Конкретными точками возможной дестабилизации (с точки зрения трудового конфликта легко перерастающего в массовые беспорядки) на казахстанской карте мне видятся некоторые районы Актюбинской области - те, где имеется схожая с Жанаозенем ситуация с месторождениями на "затухающей" стадии и китайскими инвестициями. Проблемным с точки зрения социальной обстановки является и Жезказган с окружающими поселками: там "Казахмыс" сворачивает свой бизнес и куда девать оттуда население непонятно. То же относится и к отдельным, "точечным" проблемам моногородов. Не все из них будут тихо умирать, как это происходило в течение 20 последних лет и возможны разнообразные эксцессы. Если удастся "вывести в пробирке" казахстанский вариант "рассерженных горожан", то некоторые проблемы у власти могут, теоретически, возникнуть в Алматы, но в такого гомункула, похоже, мало кто верит.

ИА REGNUM: Как вы оцениваете кадровые перестановки? Кто в целом усилился, кто проиграл?

Количественный и качественный состав "властей предержащих" практически почти не изменился. Исходя из масштабов и персональной составляющей очередного "переформатирования" правительства напрашивается простой вывод: если Нурсултан Назарбаев и затевает какие-то кардинальные перемены, то их время еще не пришло и они могут состояться, например, после возвращения президента из Германии. Если визит будет успешным, причем во всех планах, нынешняя конфигурация, скорее всего, не претерпит серьезных изменений. Карим Масимов останется премьером, чтобы эффективно бороться с ожидаемой новой волной кризиса, глава фонда Самрук Казына" Умирзак Шукеев будет "перестраивать" ФНБ, вице-премьер Кайрат Келимбетов и первый вице-премьер Серик Ахметов дружно работать под руководством Карима Кажимкановича, не пытаясь поставить под сомнение право последнего руководить правительством.

Мэр Алма-Аты Ахметжан Есимов с мэром Астаны Имангали Тасмагамбетовым еще больше вживутся в образ градоначальника и окончательно забудут о том, что есть другие должности и возможности. Глава администрации президента Аслан Мусин останется руководителем АП (столько, сколько сам захочет) и "пугалом" для всей либертарианской части населения Казахстана. Тимур Кулибаев, немного отдохнув, и наведя, наконец, порядок в личных делах, немного погодя снова вернется на какой-нибудь значимый пост.

Ушел "акимствовать" (бывший глава Агентства по борьбе с коррупционными преступлениями, выходец из южных кланов) Кайрат Кожамжаров, но Шукеев стал главой ФНБ с его гигантскими ресурсами. А значит, и группа "южан" и ее влияние сохранятся, и Назарбаев пока не демонстрирует желания избавиться от данной ФПГ. Они еще пригодятся в качестве "противовеса" - чтобы остальные элитарии не чувствовали себя излишне вольно.

Переназначение Масимова в текущей ситуации играет роль некоего стабилизатора внутриэлитной ситуации "после Жанаозеня", не позволяя ей дойти до критического напряжения. У президента останется поле для маневра и свобода в возможных перспективных перестановках всех окружающих его фигур. Ну и, кроме того, с дисциплинированным, исполнительным и четко знающим границы Масимовым, президенту, очевидно, просто комфортно и привычно.

Как сказал президент еще в апреле прошлого года, после очередного переназначения Масимова и правительства: "Состав правительства практически остался прежним. Они действительно работали в одной команде. Я это поддержал. Те люди, которые работают, умеют работать, какая необходимость их менять?"

Если же в Германии президенту придется услышать какие-то неприятные вещи или, вдруг, он решит там задержаться по каким-то личным причинам, тогда все может сложиться для казахстанских элитариев куда менее благостно. Приходит на память история со "смертью" Курманбека Бакиева во время визита в Европу. Тогда многие киргизские чиновники эту историю приняли слишком близко к сердцу, и начали вести всякие несерьезные беседы о том, кто наследует власть и что делать. Курманбек Салиевич тогда вернулся после "плановой операции на мениске" и особо разговорчивые элитарии лишились своих постов. Позднее с некоторыми из них случились и другие неприятности (в основном, связанные с бизнесом), а экс-глава АП Медет Садыркулов даже погиб в странной "автоаварии".

Кстати, то что во главе Комитета национальной безопасности остался Нуртай Абыкаев значит, что неизменно верный соратник президента еще не выполнил своей миссии в качестве руководителя главной спецслужбы страны.

ИА REGNUM: Вообще, как вы считаете, какова сейчас, ну скажем, в последние три года, главная особенность кадровой политики в Казахстане? На что следует обратить внимание?

Здесь трудно не согласиться с высказыванием (главного редактора биографического справочника "Кто есть кто в Казахстане", специалиста по казахстанской элите) Данияра Ашимбаева. Не берусь цитировать дословно, но сказано было, что в Казахстане любой чиновник крупного калибра может руководить чем угодно - хоть областью, хоть министерством, хоть нацкомпанией. Такая "универсальность" (сегодня - глава столицы, завтра - АП, послезавтра - Минобороны и т.д.) несколько выделяет Казахстан. Да, конечно, и в Киргизии, и в Таджикистане наблюдается что-то похожее, но там все же количество таких "многостаночников" гораздо меньше, чем в Казахстане. Тем более мало таких "феноменов" в РФ (Сердюков, Рогозин и, кажется, все). Вероятно, дело в узости "скамейки запасных" у президента. Люди, пришедшие к власти в республике, вместе с президентом ("партократы" и "красные директора") постепенно уходят, а пришедшие им на смену ("комсомольцы") оказались ниже качеством своих предшественников. Они слишком часто "путают свою шерсть с государственной". Представители же "третей волны" - "золотая молодежь" оказываются в своем большинстве совершенно не готовой к решению задач государственной важности. Это все было бы терпимо, если бы указанный процесс касался лишь ВИПов, но он идет во всех стратах казахстанского управленческого класса - от горакимата, до любого министерского департамента. Все это и приводит к сбоям в работе системы, превращающейся в общий административный кризис.

Можно ли ожидать качественного улучшения управления государством? А с чего это улучшение вдруг произойдет? Оттого, что любителя морских прогулок под парусами и, вообще, жизни во всех ее проявлениях в МИДе сменил "специалист по борьбе с Рахатом"? Или оттого, что премьер и глава АП в очередной раз "устояли", а из прежних акимов и министров на своих местах осталось большинство, а почти всех остальных сменили их прежние заместители?

ИА REGNUM: Ответ на этот вопрос также интересен в контексте прошедших парламентских выборов. Понятно, что ни парламент, ни партии не являются ключевыми игроками на внутреннем поле - но все же: вот усилили парламент Нурланом Нигматулиным, Даригой Назарбаевой... есть ли в этом усилении какая-нибудь логика?

Думаю, что какие-либо реформы, даже поверхностные, стране в краткосрочной перспективе не грозят. Несмотря на произносимые уже около года смутные обещания каких-то неясных, но крутых "политических реформ" (отдельные, особо говорливые персонажи из Ак Орды даже пророчили как бы парламентско-президентскую республику), Назарбаев не готов даже к имитационному обновлению властных ВИПов. Значит, и весь госаппарат будет работать как прежде - у него нет никаких стимулов для "перестройки".

И ни Нигматулин, ни Дарига Нурсултановна, по моему мнению, никак на превращение парламента в полюс силы, сопоставимый с АП или Кабмином, повлиять не могут. Первый, честно говоря, еще не дотягивает в своем политическом весе до фигур из близкого окружения президента (ни по опыту, ни по ресурсам, ни по "команде" - ни по чему). Ему еще расти и расти, чтобы сравняться с Мусиным или Абыкаевым. Вторая, как мне кажется, пошла в парламент не ради политической борьбы, а просто "от скуки". Как Хоркина или Валуев. Престиж, необременительно и, вообще, во многих смыслах приятно. Не дома же сидеть, в самом деле.

ИА REGNUM: Какие основные региональные риски в масштабах Средней Азии вы бы выделили в 2012 году?

1. Узбеко-таджикский конфликт. Ситуация вокруг Рогунской ГЭС и узбекской транспортно-энергетической блокады Таджикистана может быть радикализирована (если Всемирный банк даст "протаджикские" оценки проекта, или Душанбе реально начнет перекрывать Теджен) в сравнительно короткие сроки. Узбекистан, как мне кажется, не блефует и в случае не имитационного, а реального старта проекта, готов пересечь "красную линию".

2. То же относится и к Туркмении с Транскаспийским газопроводом (ТГП). Да, соглашения с КНР, заключенные в декабре прошлого года, на некоторое время остудили пиар-активность Ашхабада и настрой ЕС. Кроме того, NABUCCO опять "скорее мертв, чем жив". Но если Бердымухамедов перейдет от попыток "через Транскаспий" выбить у Кремля увеличение объемов закупок своего газа к реальным договоренностям с Еврокомиссией, и проект выйдет из стадии "бесконечное ТЭО", ново-старое российское руководство, в этом я уверен, использует самые серьезные аргументы для "вразумления" Ашхабада.

3. Многолетняя проблема транзита высшей власти в Казахстане и Узбекистане, давно висящая как "дамоклов меч" и над этими государствами и над общерегиональной стабильностью. Самое неприятное в этой проблеме то, что никто не знает когда, как и с какими итогами в Узбекистане и в Казахстане появятся новые лидеры. Никто не знает, и кто персонально окажется "преемником". Вся эта, если использовать определение Черчилля, "тайна внутри загадки" нервирует не только экспертов во множестве государств и институтов, но и людей принимающих практические внешнеполитические решения ведущих мировых центров силы. Это опасно - нервные люди часто делают неверные шаги. 1914 год - типичный пример к чему может привести самоуверенность, недоинформированность и расшалившиеся нервы.

Беседовал Михаил Пак, Алма-Ата