Как уже сообщалось ранее, 29 августа Президиум Пермского областного суда рассмотрит дело уроженки Соликамска Юлии Зиновьевой. Напомним, что девочка-подросток оказалась в колонии в результате судебной ошибки - она была осуждена по ст. 113 УК РФ ("Причинение тяжкого или средней тяжести вреда здоровью в состоянии аффекта") несмотря на то, что к моменту совершения инкриминируемого ей деяния еще не достигла 16 лет - возраста уголовной ответственности по данной статье. Ситуацию прокомментировал для ИА REGNUM Валерий Абрамкин - глава Центра содействия реформе уголовного правосудия, ведущего борьбу за освобождение Юли и других подростков, оказавшихся в аналогичной ситуации.

По словам В.Абрамкина, Ю.Зиновьева оказалась на скамье подсудимых после того, как во время подростковой "разборки" ударила ножом своего обидчика. Как сказано в материалах уголовного дела, "свидетели били подсудимую разделочной доской, а потерпевший - деревянным брусом", кроме того потерпевший оскорблял девочку, "срезал локон", "держал за волосы". Защищаясь, Юля ударила его кухонным ножом. Потерпевший Л. попал на две недели в больницу. Суд постановил осудить Ю.Зиновьеву на один год лишения свободы, а также взыскать с ее родителей в пользу семьи потерпевшего 7 тысяч рублей в качестве компенсации "за нанесение морального ущерба" и 4148 рублей 04 копейки за лечение потерпевшего в больнице.

"Во многих странах мира с 70-х годов прошлого века для разрешения конфликтов и обсуждения выявленных правонарушений подростков используют технологии "восстановительного правосудия", - сообщил В.Абрамкин. - В некоторых странах абсолютно все дела, даже по насильственным деяниям несовершеннолетних, проходят только через "восстановительное правосудие". Их цель решить проблемы, с которыми сталкивается каждый человек в юном возрасте, помочь конфликтующим сторонам придти к взаимопониманию, к согласию. Здесь нет казенных судей и обвинителей, к обсуждению конфликта или преступления привлекаются все заинтересованные стороны. Решения принимаются на основе всеобщего согласия, которое достигается с помощью медиаторов, имеющих определенные знания в области детской психологии, молодежной субкультуры и т.п. и опыт в решении подобных дел. Их задача, в частности, предотвратить оглашение сведений или подробностей, которые могут нанести ущерб репутации ребенка, неважно пострадавший ли это или его обидчик. По крайней мере, за подробности, которые по нескольку раз вытягивались из мальчиков и девочек судейскими "медиаторами" на процессе в Соликамске, их больше на версту не подпустили бы к подросткам.

По тем документам, с которыми я смог ознакомиться, в действиях Юлии (даже с формально-юридической точки зрения) не было не только состава (за недостижением возраста), но и события преступления (пределы необходимой обороны не превышались). Тем более, если учесть новую редакцию ст. 37 УК РФ (необходимая оборона) от 14 марта 2002 года. Напомню - приговор Юлии был вынесен 27 мая 2002 года, т.е. после внесения поправок в Уголовный кодекс".

"Хотелось бы надеяться, - подчеркнул В.Абрамкин, - что Президиум Пермского областного суда на своем заседании 29 августа рассмотрит вопрос и об отмене приговора и по этому доводу (отсутствия события преступления). Но я буду крайне огорчен, если освобождение Юли от ответственности спровоцирует казенное правосудие еще на одну нелепость: возбуждение дела против подростков, участвовавших в "разборке". Я абсолютно уверен, что сама, Юля будет против, тем более, после всего пережитого. Девочки Новооскольской колонии пишут в своих сочинениях: "попасть в тюрьму и злейшему врагу не пожелаю".

В России проблемами создания системы "восстановительного правосудия" занимается несколько неправительственных организаций. Наиболее активно в этой области работает Общественный центр "Судебно-правовая реформа". Одна из программ этого Центра реализуется как раз в Пермской области.