Погодные условия и низкая температура воздуха в районе железнодорожного участка Галаба-Амузанг не позволяют в полной мере организовать работу по восстановлению поврежденного моста. Об этом, как передает корреспондент ИА REGNUM, говорится в сообщении посольства Узбекистана в Таджикистане.

Отмечается, что с 16 ноября 2011 года из-за разрушения несущих опор железнодорожного моста движение поездов на участке "Галаба-Амузанг" полностью прекращено. В соответствии с действующими на железных дорогах стран СНГ и Прибалтики правилами, согласно обращению ГАЖК "Узбекистон темир йуллари" (Узбекские железные дороги), с 19 ноября 2011 года по настоящее время действует конвенционный запрет на погрузку грузов назначением на Хатлонский участок Таджикской железной дороги.

"Учитывая, что восстановление железнодорожного моста может занять длительное время, в целях своевременной доставки народно-хозяйственных грузов потребителям Республики Таджикистан, руководством ГАЖК "Узбекистон темир йуллари" с момента прекращения движения на участке Галаба - Амузанг были направлены неоднократные обращения в адрес ГУП "Рохи охани Точикистон" (Таджикские железные дороги) о готовности передачи на Душанбинский участок Таджикской железной дороги всех вагонов с грузами, следующими на станции Хатлонского участка. Для этой цели все указанные вагоны были передислоцированы на станции, расположенные вблизи межгосударственного железнодорожного пункта Кудукли, через который осуществляется передача грузовых поездов на Душанбинский участок", - отмечается в сообщении узбекского посольства.

Обращается внимание на то, что, по непонятным причинам, руководством Таджикской железной дороги было затянуто решение данного вопроса. При этом, в целях подрыва авторитета ГАЖК "Узбекистон темир йуллари" и Узбекистана, ГУП "Рохи охани Точикистон" периодически направлялись сообщения в адреса руководителей железнодорожных администраций стран СНГ и Совет по железнодорожному транспорту о преднамеренной задержке данных грузов Узбекской железной дорогой.

"Проводя работу с грузоотправителями и грузополучателями, на основании их обращений, Узбекской железной дорогой по состоянию на 28 января 2012 года было передано на Душанбинский участок Таджикской железной дороги 97 вагонов из числа следующих на Хатлонский участок, в том числе 22 вагона с гуманитарным грузом, следовавшие под эгидой Всемирной продовольственной программы ООН.

По остальным 265 вагонам прорабатывается вопрос по их переадресации с грузоотправителями и руководством ГУП "Рохи охани Точикистон". К сожалению, несмотря на принимаемые меры, работники Таджикской железной дороги, в нарушение требований Соглашения о международном грузовом железнодорожном сообщении, с декабря 2011 года по станции Кудукли не принимают и отказывают в приеме 11 вагонов с нефтепродуктами, 10 вагонов с продовольственными грузами и 1 вагона с пиломатериалами, которые были переадресованы на Душанбинский участок Таджикской железной дороги согласно письменным обращениям грузоотправителей из России и Казахстана", - подчеркивают узбекские дипломаты.

По их мнению, данные обстоятельства привели к скоплению вагонов на межгосударственном железнодорожном стыковом пункте Кудукли, что препятствует своевременному продвижению грузовых поездов назначением на Таджикскую железную дорогу.

"Также, несмотря на возникшие форс-мажорные обстоятельства, ГАЖК "Узбекистан темир йуллари" были приняты все необходимые меры по возврату грузовых вагонов принадлежности стран СНГ, находящихся на станции Амузанг Узбекской железной дороги и на станциях Хатлонского участка Таджикской железной дороги. Во избежание начисления на Таджикскую железную дорогу штрафных санкций за длительное нахождение на их территории грузовых вагонов принадлежности других железнодорожных администраций стран СНГ и в целях их своевременного возврата в страну собственницу, руководством ГАЖК "Узбекистан темир йуллари" было принято решение для перевода вагонов через поврежденный железнодорожный мост использование большегрузных автокранов. Таким образом, были переставлены через поврежденный мост и отправлены в страны собственницы 100 порожних грузовых вагонов, в том числе 53 вагона принадлежности железнодорожных администраций стран СНГ и 47 вагонов собственности различных предприятий и организаций", - заключается в пресс-релизе посольства Узбекистана в Таджикистане.

Как уже сообщалоИА REGNUM, в ночь на 17 ноября 2011 года из-за взрыва произошло разрушение несущих опор железнодорожного моста "Галаба-Амузанг". В связи с происшествием движение всех пассажирских и грузовых поездов на данном участке было прекращено, что добавило проблем Таджикистану: с 17 ноября юг республики оторван от внешнего железнодорожного сообщения, в связи с чем полностью остановлен импорт и экспорт по железнодорожным путям. По данным ТЖД, на перекрытом узбекском перегоне простаивают 298 вагонов с грузами для южного Таджикистана, в том числе - с продовольствием. На прошлой неделе замглавы МИДа Таджикистана Низомиддин Зохидов сообщил, что на днях Ташкент проинформировал их о начале восстановительных работ на железнодорожном перегоне Галаба-Амузанг, соединяющем Хатлонскую область с внешним миром. При этом, добавил дипломат, о сроках завершения восстановительных работ не сообщается.

Стоит отметить, что ранее таджикская сторона обвинила узбекские власти в умышленном выводе железнодорожного моста из строя. Также в Душанбе отмечали, что принимать грузы, предназначенные для Хатлонской области Таджикистана через Душанбинский участок не в состоянии, поскольку дальнейшая доставка этих грузов в Хатлонскую область становится практически невозможной.