Таджикские железнодорожники опровергли заявление узбекских коллег о том, что якобы таджикская сторона не выполняет требования Соглашения о международном грузовом железнодорожном сообщении и отказывается принимать грузы по Душанбинскому железнодорожному направлению. Об этом ИА REGNUM 3 февраля сообщили в государственной компании "Таджикская железная дорога" (ТЖД).

31 января ГАЖК "Узбекистон темир йуллари" (Узбекская железная дорога) распространила заявление, в котором обвинила "ТЖД" в задержке грузов и подрыве авторитета узбекских железнодорожников. ТЖД считает все эти обвинения необоснованными и полностью доказывающими обратное.

По данным "ТЖД", с момента закрытия движения на перегоне Галаба - Амузанг по настоящее время руководство компании на основании письменных обращений грузополучателей и в соответствии с требованием статьи 20 СМГС согласовало прием более 140 вагонов через МГСП Кудуклы, которые следовали назначением на станции Хатлонского участка "ТДЖ". Однако, несмотря на наличие телеграмм о готовности приема вагонов по МГСП Кудуклы, по неизвестным причинам вагоны продолжают простаивать на станциях Узбекистана.

Говоря о задержке железнодорожных вагонов, следующих в Таджикистан по Хатлонскому направлению по железнодорожной ветке Амузанг-Хатлон, таджикская сторона отмечает, что проблема не решена, "хотя данный железнодорожный маршрут является международным транспортным коридором, и, несмотря на любое происшествие, дорога должна быть восстановлена для транзитных грузоперевозок в кратчайшие сроки. "Прошло почти три месяца со дня закрытия дороги, но ничего не сделано", - подчеркнули в ТЖД. С момента закрытия данного железнодорожного участка таджикская сторона не раз предлагала узбекским коллегам помощь в восстановлении моста. "Мы предлагали им восстановить мост полностью нашими силами, однако они не ответили нам. На сегодняшний день на территории Узбекистана по Хатлонскому направлению накопилось около 300 вагонов. Другую часть грузоотправители были вынуждены перенаправить на Душанбинское направление", - отметили в ТЖД. "Наши узбекские коллеги признались ранее, что могли бы восстановить поврежденный участок железной дороги "Галаба-Амузанг" за полторы сутки, если бы им разрешила Служба национальной безопасности (СНБ) Узбекистана", - отметил источник.

В "ТЖД" также отмечают, что Узбекистан все время тормозит транзит железнодорожных грузов для Таджикистана. "Территорию Узбекистана наши вагоны, с учетом всех необходимых процедур, должны проезжать за 4-8 суток в зависимости от расстояния и маршрута. На самом деле на это уходит 20, а то и больше дней", - подчеркнули в "ТЖД". Таким образом, Таджикистан практически лишен возможности экспорта и импорта товаров железнодорожным путем через Хатлонскую область, и фактически в экономической блокаде находится население двух регионов республики - Хатлонской области и ГБАО, где в совокупности проживают около 3,5 млн. человек.