Официальные представители Латвии в феврале 2012 года совершат тур по США (Нью-Йорке-7 февраля, Бостон-8 февраля, Сан-Франциско - 9 февраля, Лос-Анджелос -10 февраля). Они также посетят Лондон 13 февраля с целью изучения возможностей заимствования средств на американском финансовом рынке через инструмент облигаций. Как заявил в интервью ИА REGNUM старший научный сотрудник ИЭМО РАН Владимир Оленченко, латвийские власти, видимо, держат в фокусе свою главную экономическую цель - ввести в 2014 году евро. Согласно регламенту Евросоюза, решение о возможном приеме Латвии в еврозону должно быть принято не позднее весенне-летнего саммита ЕС в 2013 году, которому будет предшествовать встреча глав минфинов ЕС в начале 2013 г. Т.е. латвийским властям в названные сроки необходимо представить позитивные показатели за 2012 г., а формировать их следует уже сейчас.

ИА REGNUM: Почему Латвия, будучи членом ЕС, решила обратиться к американцам?

Американский вектор поиска кажется оправданным, так как в ЕС вряд ли найдутся сейчас покупатели латвийских облигаций, учитывая переживаемые еврозоной трудности. Латыши, как представляется, могут надеяться на понимание со стороны американских банковских кругов. Так, обнадеживающе звучат оценки международных рейтинговых агентств в отношении Латвии. Возможное инвестирование американцами денег в латвийскую экономику вряд ли будет для них обременительным. Можно даже говорить о выгоде среднесрочной и долгосрочной.

В среднесрочном плане деньги, вложенные в Латвию, надолго там не задержатся, так как большей частью уйдут на погашение ранее полученных кредитов и обслуживание процентов по ним. Механизм довольно прост: пополнение бюджета, из которого - социальные выплаты и зарплаты, госзаказы для местных компаний, а затем погашение кредитов и выплата процентов из полученных зарплат и прибылей от госзаказов. В результате указанного оборота деньги окажутся у кредиторов - в шведских банках. В Swedbank и SEB, как утверждают, размещены деньги ряда пенсионных фондов США, т.е. американские деньги, вложенные в латвийскую экономику, вернутся на родину в виде прибылей со средств, обращающихся в Швеции.

В долгосрочной перспективе дополнительный твердый доход американцы получат с процентов по облигациям, не говоря уже о том, что сами облигации могут представить интерес как товар для компаний, оперирующих долговыми обязательствами, а их рыночная цена может меняться. Что касается макроэкономического влияния на Латвию возможных вложений с американского рынка, то они, не внеся радикальных изменений в латвийскую экономику, могут, прежде всего, повысить темп роста ВВП. Кроме того, их вливание способно сыграть роль временного фактора по снижению уровня безработицы. Не стоит сбрасывать со счетов и то, что факт возможного размещения латвийских облигаций на американском финансовом рынке может сам по себе послужить мощным фактором стимулирования развития латвийской экономики и повысить ее инвестиционную привлекательность.

ИА REGNUM: Не противоречит ли этой логике вывод шведскими банками значительных средств из Латвии?

Напротив, в изложенный сценарий вполне вписывается болезненно воспринятый в Латвии и недавно ставший известным общественности вывод значительных средств Swedbank с латвийского финансового рынка. Нельзя не отметить, что юридически 100% акций латвийской "дочки" банка были переданы шведскому "материнскому" банку еще в 2010 г., что ясно и четко отражено в финотчете банка за 2010 г. Интересен же выбор сроков фактического вывода активов из Латвии, которые пришлись на вторую половину 2011 г., т.е. в реальной экономике вывод средств проявится в 2012 г. В частности, сокращение денежной массы в стране в текущем году за счет изъятия средств Swedbank может оказать сильное сдерживающее действие на инфляцию в Латвии и позволить латышам по итогам 2012 г. выйти на показатель инфляции, отвечающий требованиям членства в еврозоне.

ИА REGNUM: Каковы реальные шансы у Латвии стать в 2014 г. членом еврозоны?

Если у латышей получится рационально распорядится возможностями американского и шведского факторов, то у них будут основания обратиться в ЕС с ходатайством о принятии в члены еврозоны. Речь идет, прежде всего, о достижении таких показателей по инфляции, ВВП, безработице, проценту долга, которые лишали бы ЕС формальных поводов отказать Латвии в принятии ее в состав еврозоны. В то же время Латвия в составе еврозоны вряд ли ускорит выход ее из нынешнего кризиса, что не усилит позиции евро в сравнении с долларом. Изменения коснутся и внутриэкономического положения Латвии, которой, в частности, придется внести паевые платежи в создаваемый Европейский стабилизационный механизм, исчисляемые сейчас на уровне 150 млн евро, не говоря уже о других расходах по поддержанию стран еврозоны.

ИА REGNUM: Какие рекомендации российскому бизнесу можно предложить в связи с этим?

При благоприятном развитии изложенного сценария можно надеяться на определенный всплеск деловой активности в Латвии. Однако, при планировании бизнес-проектов важно учитывать временные рамки, т.е. оборот вложенных средств целесообразно уложить в период в 2012- 2013 гг. с расчетом получить прибыль в 2014 г. Перспективным видится кредитование, спрос на которое вполне можно допустить в контексте ожидаемого оживления латвийской экономики, тем более, что вывод средств Swedbank улучшил конкурентную среду для остальных участников латвийского финансового рынка. Выдачу кредитов осуществлять предпочтительнее в евро, с тем чтобы кредиты не обесценились в случае вступления Латвии в еврозону в 2014 г. Некоторые риски возникают для тех, кто привлекает вклады. Введение евро, как свидетельствует опыт других стран, вызывает взлет потребительских цен, а, следовательно, потребители начинают изымать свои вклады, что может приобрести широкий характер и создать трудности для банков.