Власть: В Приднестровье продолжается формирование команды президента Евгения Шевчука и правительства. Молдавско-приднестровское урегулирование: "Отказываться от идеи полной независимости мы не должны ни при каких обстоятельствах". Экономика: "Во всех странах рано или поздно меняется власть, но, пожалуй, нигде она не уходит ТАК, прихватив с собой всю государственную казну!"

Власть: В Приднестровье продолжается формирование команды президента Евгения Шевчука и правительства

В Приднестровье продолжается формирование команды избранного президента Евгения Шевчука и правительства, которое возглавил экс-министр промышленности республики Петр Степанов, пишут "Профсоюзные вести". Утверждена новая структура исполнительных органов государственной власти, упразднены ряд министерств и ведомств, часть из них реорганизована, а некоторые - вновь учреждены, как, например, ликвидированное в 2004 г. министерство сельского хозяйства. Оно возрождено на базе министерства природных ресурсов и экологического контроля, которое после реорганизации называется министерством сельского хозяйства и природных ресурсов и, соответственно, выполняет функции двух в одном. Министерство промышленности ПМР расформировано. Вместо него у нас появились Государственная служба транспорта и дорожного хозяйства и Государственная служба энергетики и жилищно-коммунального хозяйства. Министерство экономики реорганизовано в министерство экономического развития с выделением в самостоятельные органы власти Государственной службы статистики и Государственной службы цен и антимонопольной деятельности.

На смену министерству государственной безопасности пришел Комитет госбезопасности, и теперь наши граждане шутят, что отныне нас должны сильно бояться на западе - как страну, в которой действует КГБ, продолжают "Профсоюзные вести". Министерство информации и телекоммуникаций преобразовано в Государственную службу связи, информации и СМИ. Вместо Государственной службы охраны труда и промышленной безопасности родилась Служба государственного надзора.

Что касается представителей бывшего руководства, то мобильный и домашний телефоны бывшего министра здравоохранения Ивана Ткаченко не отвечают, в родном министерстве тоже не знают, где он сейчас находится, пишут "Профсоюзные вести". Новый министр здравоохранения и социальной защиты Василий Гуменный сказал, что "тоже хотел бы с ним встретиться, обсудить некоторые моменты в отрасли", но встречи двух министров - бывшего и настоящего - не случилось. Дела новому руководителю ведомства передавал не Ткаченко, а его заместитель Светлана Аркадьева (сама же экс-замминистра сейчас продолжает работать в сфере здравоохранения, в одном из диагностических центров столицы).

В отличие от Ивана Ткаченко, экс-глава Приднестровского республиканского банка Оксана Ионова, как заверили в ПРБ, находится на территории Приднестровья, продолжают "Профсоюзные вести". Оказалась на месте и экс-министр экономики Елена Черненко. Сейчас она пока нигде не работает, поскольку уже достигла пенсионного возраста, и находится на заслуженном отдыхе. Тоже пока наслаждается отдыхом (правда, вынужденным) и бывший министр информации и телекоммуникаций (сейчас министерство преобразовано в Государственную службу) Владимир Беляев. "Отхожу от напряженной избирательной кампании, читаю книги, наслаждаюсь ничегонеделанием", - рассказал он. Пока поиском работы не занимался.

Где сейчас находится и чем занимается Владимир Антюфеев, экс-глава самого "грозного" министерства - государственной безопасности - неизвестно, пишут "Профсоюзные вести". Да и самого министерства уже нет, его сменил КГБ. В приемной председателя комитета госбезопасности нам ответили, что ничего не знают о судьбе Антюфеева. "Отбыл", - ответил журналисту немногословный сотрудник спецслужб.

Экс-министр образования Мария Пащенко (чувствовалось по голосу, что отставка далась ей нелегко), коротко ответила, что нигде пока не работает и от дальнейшего общения с прессой отказалась, продолжают "Профсоюзные вести". В бывшем министерстве природы и экологического контроля (в рамках реорганизации структуры власти оно вошло в состав возрожденного Минсельхоза) с теплотой отзываются о своем бывшем руководителе Сергее Морозе, но ничего не знают, где он сейчас находится и чем занимается. После отставки в министерстве он не появлялся.

К числу тех, кто остался во властной "обойме", относится Ирина Молоканова, возглавлявшая ранее министерство финансов, пишут "Профсоюзные вести". Отныне она руководит Фондом государственного резерва, который находится в подчинении правительства ПМР. Экс-министр обороны Станислав Хажеев назначен главным военным инспектором при Главнокомандующем вооруженными силами ПМР, то есть при президенте. За выдающиеся заслуги в защите и укреплении обороноспособности ПМР Станислав Хажеев в январе этого года награжден орденом Суворова I степени. Сергей Степанов в настоящее время исполняет обязанности начальника Государственной службы судебных исполнений - структурного подразделения родного министерства юстиции, которым он руководил последние несколько лет. В настоящее время рассматривается вопрос о дальнейшей профессиональной судьбе экс-министра иностранных дел Владимира Ястребчака. Не исключено, что он останется в структуре МИДа, подводит итог издание.

Молдавско-приднестровское урегулирование: "Отказываться от идеи полной независимости мы не должны ни при каких обстоятельствах"

Сегодняшние подвижки в переговорном процессе между Молдавией и Приднестровьем, первые шаги в этом направлении нового руководства Приднестровья вселяют оптимизм, потому что в любом случае действие всегда лучше, чем бездействие. Такое мнение в интервью ИА "Ольвия-пресс" высказала приднестровский политолог Светлана Осипова. "Международная практика предусматривает, что первые комментарии о деятельности нового правительства возможны не раньше, чем через 100 дней. И это правильно, потому что любое правительство должно кроме карт-бланшей иметь и право на ошибку и время на ее исправление. Но сегодня в Приднестровье происходят события, которые затрагивают каждого из жителей республики, поэтому какие-то личные оценки, а, может быть, профессиональные, возможны", - отметила Светлана Осипова.

По мнению политолога, сегодня очевидно, что новое руководство МИДа трансформировало принципы построения взаимоотношений с Республикой Молдова и сменило формулы достижения договоренностей, продолжает ИА "Ольвия-пресс". Если раньше шли от общего, а именно - достижения независимости ПМР и международно-правового признания к решению частных вопросов, связанных с экономическим, социальным, культурным и иным развитием, то сегодня формула поменялась. "На сегодняшний день и руководство ПМР, и руководство РМ отличается неким экономическим мышлением, и даже чутьем. Возможно, что через достижение экономического интереса мы придем к решению политических проблем. Один только вопрос выпадает из этой формулы - это достижение признания. То есть, отказываться от идеи полной независимости мы не должны ни при каких обстоятельствах. Надо пытаться договариваться, и договариваться о тех вещах, которые понятны тем, кто в этих переговорах участвует", - убеждена Светлана Осипова.

Невозможно не заметить и возросший в последнее время интерес европейских организаций и стран к Приднестровью, а также их стремление любым способом повлиять на ход переговорного процесса между Молдавией и Приднестровьем, пишет ИА "Ольвия-пресс". По мнению приднестровского политолога, такая "евроактивность" приветствуется, и "будет способствовать исправлению того "не совсем приятного" имиджа, который на сегодняшний день существует в мире о Приднестровской Молдавской Республике".

Стоит обратить внимание на то, что попытки сделать определенные позитивные подвижки во взаимоотношениях Приднестровья с Молдавией были предприняты в ходе одесской встречи, прошедшей 27 января текущего года, продолжает ИА "Ольвия-пресс". При посредничестве министра иностранных дел Украины Константина Грищенко, глава республики Евгений Шевчук и премьер-министр Молдавии Влад Филат заявили, что готовы строить взаимовыгодное сотрудничество по вопросам, касающимся жизни простых людей. При этом Приднестровье со своей стороны уже сделало в этом направлении определенные шаги. Евгений Шевчук своим указом недавно отменил 100-процентную пошлину на ввоз товаров из РМ, что в свою очередь стало выгодно и приднестровским, и молдавским экономическим агентам. Кроме того, в Приднестровье уже прошел первый этап упрощения процедуры пересечения государственной границы, коснувшийся жителей республики.

Премьер РМ Владимир Филат, в свою очередь, пока ограничился лишь заявлениями о том, что Кишинев приветствует такие шаги со стороны Приднестровья и намерен также предпринять меры по улучшению жизни людей на берегах Днестра, пишет ИА "Ольвия-пресс". Такие меры будут касаться, в частности, вопросов движения транспорта и связи. В Приднестровье ждут реальных дел, главное только, чтобы не получилось, как в известной пословице - "Обещанного три года ждут, а на четвертый забывают", - говорит Светлана Осипова. "Хочется верить, что Молдавия тоже готова идти на уступки Приднестровью, тем более что и в Молдавии произошли изменения политического Олимпа. Другой вопрос, что на протяжении 20 лет представители молдавской стороны очень часто вели себя нечестно, и в последний момент отказывались от уже достигнутых договоренностей. То есть, на предварительном этапе все говорят - да, мы достигли консенсуса, мы подпишем все документы, а на момент подписания придумывается какая-то причина, иногда объективная, иногда субъективная, связанная с межличностными отношениями. И в итоге, документы, которые могли бы способствовать прогрессивному развитию молдавско-приднестровского урегулирования, просто не подписываются. И очень бы хотелось, чтобы на сегодняшнем этапе подвижек в вопросе разрешения конфликта этого не произошло", - обратила внимание приднестровский политолог.

Импонирует большинству приднестровских политических экспертов и провозглашенная новым президентом ПМР тактика мелких шагов, продолжает ИА "Ольвия-пресс". Светлана Осипова считает, что Приднестровье должно быть более настойчиво в своих требованиях признания государственности, что мы сегодня, собственно, и наблюдаем. "Тихой сапой можно достичь больших результатов, чем огромными социальными переворотами и революциями. Проблема признания Приднестровья - это не вопрос десятилетия - это вопрос во времени более оттянутый. И нужно "царапаться", использовать все шансы, если они даже кажутся совершенно мизерными", - подчеркнула Осипова. А если в ближайшем будущем новому руководству не удастся решить в полной мере эту задачу, то, по крайней мере, пусть маленькими шагами, но оно все же приблизит приднестровский народ к международному признанию", - считает приднестровский политолог.

Не успел еще новый президент Приднестровья войти в роль главы государства, как официальные лица двух румынских государств публично запаниковали: в лице ушедшего в отставку Игоря Смирнова они, оказывается, утратили пугало, так называемую "красную тряпку" для быка, которой все годы шантажировали не только Москву, но и Вашингтон с Брюсселем, "сливая" на него все, что мешало переговорному процессу, пишет "Приднестровье". Дело в том, что на нового президента, во-первых, старых "собак" навесить невозможно, во-вторых, Анатолий Каминский, на которого они делали ставку, провалился, и победу одержал Евгений Шевчук, позицию которого в Кишиневе знают еще с 2001 года. И потому в Кишиневе и Бухаресте засуетились: равноправное урегулирование приднестровского конфликта для них, что бельмо на глазу, а вновь избранный президент от условий равноправия не отказывается. К тому же и в Москве, и в Брюсселе хорошо знают политическое кредо Евгения Васильевича. Еще до появления Меморандума Козака, отвергнутого в 2003 году президентом Ворониным, Евгений Шевчук, являясь участником переговорного процесса, проходившего с участием депутатов ПМР и РМ, в конфиденциальной форме высказывался против модели федерализации общего государства в границах Советской Молдавии на условиях функционирования одного государственного языка по закону, принятому парламентом Молдавии в 1989 году. А это уже в корне противоречит молдавско-румынским стратегам.

Стало очевидным, что не только Кишинев, но и Бухарест, свои надежды в молдавско-приднестровском урегулировании по собственному плану возлагали на Анатолия Каминского, полагая, что Москва, предлагая Каминского на высший пост в Приднестровье, будет способствовать окончательному решению приднестровского конфликта в рамках "единой и территориально целостной" Молдавии по кишиневскому сценарию, продолжает "Приднестровье". Но народ Приднестровья распорядился иначе - на пост президента ПМР избрал Евгения Шевчука, что привело в шок власти не только в Молдавии, но и в Румынии. Никто не ожидал столь сокрушительного поражения тираспольского спикера, открыто поддерживаемого Кремлем. Внушительная победа Шевчука во втором туре выборов президента ПМР нарушила все их планы. В Кишиневе просто обалдели от такой неожиданности. Вот почему в адрес международных посредников уже слышатся публичные предложения "не спешить с возобновлением переговорного процесса" (их с конца января уже перенесли на конец февраля). И даже выдвигаются этому всевозможные доводы, даже такие, как кризис политической власти в самом Кишиневе, который АЕИ обещает решить в первом полугодии текущего года.

Если такое свершится, и в Молдавии, наконец-то, во втором полугодии будет избран президент, уполномоченный подписывать документы, выработанные в процессе переговорного процесса, возникнет и реальная опасность массированного воздействия на президента ПМР в формате уже не "5+2" (Молдавия, Приднестровье - стороны конфликта, Россия, Украина - гаранты и посредники, ОБСЕ - посредник, Евросоюз и США - наблюдатели - прим. ИА REGNUM), а фактически "6+1" (Россия из гаранта безопасности Приднестровья превращается в его гробовщика), главной целью которого будет восстановление единого унитарного государства на берегах Днестра, пишет "Приднестровье". В свою очередь, решение приднестровской проблемы в рамках единых границ с Молдавией неприемлемо для Приднестровья. Во-первых, в случае объединения в любой форме РМ и ПМР приднестровскому народу будет навязан румынский язык на латинице (Молдавская письменность существует на кириллице с момента своего появления в XVI веке. Понятия "румыны", "румынский народ" и " румынский язык ", созданный трансильванскими лингвистами на латинице, были изобретены в конце XVIII века. 31 августа 1989 года Верховный совет Молдавской ССР принял Закон о статусе государственного языка МССР и Закон о "возврате" молдавского к латинской графике, в то время как молдаване Приднестровья сохранили изначальную кириллическую графику молдавского языка - прим. ИА REGNUM). В этом случае следует напомнить тем, кто этого добивается: именно принятие румынского языка на латинице было основной причиной распада Советской Молдавии в 1990 году. Во-вторых, еще кровоточат раны защитников Приднестровья, полученные в 1992 году, когда прорумынская Молдавия при всесторонней поддержке со стороны Румынии силой оружия пыталась восстановить целостность бывшей Советской Молдавии под своей юрисдикцией с румынским языком на латинице. И хотя попытка эта провалилась, поставив жирную точку в разводе между Бессарабией и Приднестровьем, однако желание взять реванш у Кишинева осталось. Вот почему очередная попытка склеить разбитый горшок для Приднестровья опасна и даже чревата повторением событий 1992 года.

За 20 лет практика показала, что объединение двух государств с разной геополитической ориентацией, пусть даже и со схожим языком, но с разными глотонимами и разной графикой написания, в одно государство даже в принципе невозможно, продолжает "Приднестровье". Совместить несовместимое никому еще не удавалось. К тому же, что самое опасное, объединенной Республике Молдова, пожелает она этого или нет, грозит поглощение Румынией.

С той поры, когда приднестровская сторона была согласна на федерализацию с Молдавией (построение общего государства), утекло много воды, пишет "Приднестровье". К тому же не следует забывать исторический процесс, предшествовавший такому разводу. Когда Приднестровье просило Кишинев предоставить культурную автономию, ему в этом было отказано, когда Тирасполь предложил объявить левобережье Днестра свободной экономической зоной в составе Молдавии, в Кишиневе над этим только посмеялись, а когда приднестровские депутаты потребовали для себя автономии, их в Кишиневе избили и вытолкали из здания парламента. И только после всего этого народом Приднестровья было принято единственно правильное решение - воссоздать собственную государственность, ликвидированную в 1940 году. Что и было совершено 2 сентября 1990 года. Военные события 1992 года только подтвердили правильность принятого решения и укрепили веру приднестровцев в правоту выбранного пути на независимость и укрепление суверенитета своей республики. И если при президенте Лучинском появились некоторые позитивные моменты во взаимоотношениях между ПМР и РМ, то с приходом к власти ПКРМ во главе с Ворониным противостояние вернулось на исходные позиции - официальный Кишинев при поддержке из Вашингтона, вопреки предвыборным обещаниям, настаивал и настаивает до настоящего времени на возврате Приднестровья в состав Молдавии, причем без каких бы то ни было прав на базе унитаризма и кишиневского закона от 2005 года (22 июля 2005 года парламент Молдавии в одностороннем порядке принял закон "Об основных положениях особого правового статуса Приднестровья". Закон устанавливает статус Приднестровья как "особого автономно-территориального образования, являющегося неотъемлемой составной частью Республики Молдова", которое "в пределах полномочий, определенных Конституцией и законами Республики Молдова, решает вопросы, отнесенные к его ведению - прим. ИА REGNUM).

В настоящее время ПМР разделяют с РМ не столько Днестр, язык и миссия EUBАM, гарантирующая плотную экономическую блокаду молодой Приднестровской республики, сколько фактическая утрата Молдавией своей финансовой, экономической и политической самостоятельности, о чем уже неоднократно информировали общественность международные СМИ, потеря собственной идентичности - языковой, культурной и национальной, продолжает "Приднестровье". А это грозит ей полной утратой государственности. Приднестровье в этом случае, даже если оно и станет составной частью Молдавии, не изменит ситуации и лишь само окажется жертвой румынизации. Но самой главной составляющей раздела ПМР и РМ остаются разные геополитические ориентации, что должны понимать не только в Кишиневе и Бухаресте, но и в Брюсселе, Вашингтоне и Москве. В одном есть глубокое убеждение: это хорошо понимают приднестровцы и вновь избранный президент ПМР Евгений Шевчук. Непонятно только одно - каким образом в Брюсселе надеются объединить два независимых народа с разными геополитическими ориентациями, этнической, этнокультурной и этнополитической несовместимостью? Какими цепями, по их мнению, эти народы можно сковать?

Сегодня вести переговоры о реинтеграции двух государственных образований на базе предложений официального Кишинева - значит сознательно, с одной стороны, готовить почву для дестабилизации ситуации на Днестре, с другой - создавать условия для беспрепятственного поглощения объединенной Молдавии Румынией, пишет "Приднестровье". Ведь не зря же сегодня в Молдавии происходит воскрешение подвигов фашиста Иона Антонеску и его возвеличивание в качестве национального героя "второго румынского" государства. К сведению приднестровцев, 15 января уже нового 2012 года парламент Молдавии принял закон, согласно которому учреждается новая награда для участников боевых действий на Днестре. Это памятный крест "Участник боевых действий по защите территориальной целостности и независимости Республики Молдова". Этим крестом будут награждаться те военнослужащие, которые находились на действительной военной службе, призванные на сборы резервисты, добровольцы и сотрудники органов внутренних дел, находившиеся на боевых позициях в 1992 году. Награду предполагается вручить примерно 28 тысячам участников боевых действий - защитникам конституционного порядка и территориальной целостности Республики Молдова. В то же время и в Приднестровье защитников суверенитета и независимости ПМР, также награжденных орденами и медалями за защиту Приднестровья в 1992 году и снова готовых с оружием в руках выступить на защиту своей республики, в наличии не меньше. Вопрос: как видят посредники и наблюдатели формата "5+2" процесс примирения этих людей? О чем думают и думают ли вообще об этом в Москве, Брюсселе и Вашингтоне, когда доказывают необходимость объединения двух антиподов - Республики Молдова и Приднестровской Молдавской Республики - в единое государство?

Да, переговоры, притом равноправные, вести необходимо, продолжает "Приднестровье". Все понимают, что очень важно сохранить мир и нормализировать отношения между двумя государственными образованиями на Днестре. Но это совершенно не означает, что Приднестровье должно стать составной частью РМ и таким образом исчезнуть с политической карты мира. Даже если унионистский Кишинев когда-нибудь и согласится на федерализацию Молдавии под международные гарантии своего нейтралитета, это не может быть основанием для ликвидации приднестровской государственности. Об этом может вестись речь только в единственном случае, когда Республика Молдова переориентирует свой внешнеполитический курс с Запада на Восток, станет полноценным членом СНГ и его структур и подаст заявку на членство в Таможенном союзе России, Белоруссии и Казахстана. Это мнение всей приднестровской общественности и, думается, всего приднестровского народа. Это и дань памяти тем, кто положил свои жизни на алтарь свободы Приднестровья.

Почему официальный Кишинев против такой перспективы, объяснять никому не нужно, об этом знают все и в Европе, и в США, и в России, пишет "Приднестровье". Проблема официальной власти унионистского Кишинева состоит в том, что Запад, который кормит и полностью вот уже 20 с лишним лет содержит Молдавию как антироссийскую силу, в ближайшие 50 лет не позволит Молдавии стать полноправным членом Таможенного союза. Не позволит до тех пор, пока Россия не очнется от летаргического сна, не сбросит пелену с глаз и, являясь правопреемницей Советского Союза, не проявит в этом направлении свою твердую политическую волю.

В то же время, нищие, но строптивые и антироссийски настроенные Кишинев и Бухарест, нащупав болевую точку у Вашингтона и Брюсселя, диктуют не только России, но и Западу свои условия объединения двух "румынских государств" и двух берегов Днестра, продолжает "Приднестровье". Это уже вполне очевидно, ибо только этим и можно объяснить тот факт, что и США, и Евросоюз уже дважды за последние 10 лет отказывались от своих же, а не московских, проектов федерализации Молдавии. Но это пока не предается большой огласке и не афишируется в международных СМИ. В то же время уже стало достоянием гласности, что в настоящее время на обсуждение в формате "5+2" подготовлен и согласован уже с Москвой их третий проект, но опять же не воспринятый официальным Кишиневом. Однако ясно, как в белый день: даже если из Москвы принудят Приднестровье пойти на уступки Берлину, Вашингтону, ОБСЕ и Евросоюзу в вопросах федерализации Молдавии, Бухарест и Кишинев будут категорически против этого.

В народе говорят: что ни делается - все к лучшему, пишет "Приднестровье". Во-первых, возможно, что у руководителей Кремля в результате своей такой унизительной участи на балканском направлении вдруг проснется чувство русского патриотизма, появится ответственность за безопасность своей страны в Юго-Западной Европе, которую обеспечить можно, только признав независимость Приднестровской Молдавской Республики и разместив на ее территории российскую военную базу с вытекающими из этого последствиями. А пока главная ответственность за безопасность "великой" пока еще России и сохранение ее военного присутствия на берегах Днестра лежит на плечах очень маленького Приднестровья, народ которого всей душой переживает не только за свою безопасность, но и за безопасность своей большой Родины, стараясь всеми способами сохранить ее военное присутствие на своей территории.

Во-вторых, отказываясь от конфедерации, официальный Кишинев, сам того не понимая, второй раз спасает Приднестровье от ликвидации государственности, продолжает "Приднестровье". Первый раз президент Воронин сделал это 25 ноября 2003 года, отказавшись подписывать план-меморандум Козака. Сегодня, отказываясь от федерализации, уже правоцентристский АЕИ позволяет Приднестровью сохранять статус-кво и набирать очки в пользу своей независимости. Надо думать, что в Кремле это тоже понимают. Продолжая отстаивать свое право на равноправность в переговорном процессе "5+2", приднестровская сторона не позволяет посредникам и наблюдателям реализовать план уничтожения приднестровской государственности, способствуя тем самым законному сохранению российского военного пребывания в Юго-Восточной Европе. Конечно, не хотелось бы повторения в Приднестровье косовского варианта, когда российский миротворческий контингент, марш-броском прибыв на помощь сербам, был американцами с позором выдворен с Балканского полуострова.

Итак, в сложившейся ситуации вокруг Приднестровья и во взаимоотношениях его и Молдавии, чтобы избежать в будущем кровавых конфликтов, переговорный процесс необходим, и его следует продолжать, пишет "Приднестровье". Как говорят в народе: лучше худой мир, чем ядерная война. Вот почему конфликт решать надо. Но решать его надо так, чтобы сохранить не только мир на Днестре, но и обеспечить безопасность Российской Федерации на юго-западном направлении. А для этого надо продолжать переговоры, надо решать конфликт. Но чтобы обеспечить гарантии безопасности не только Приднестровью, но и Российской Федерации, делать это надо на равноправной основе, подводит итог издание.

В последние недели ни дня не обходится без визитов в Приднестровье зарубежных гостей, сообщает Первый республиканский телеканал. Западные дипломаты едут в Тирасполь знакомиться с новым президентом республики. Соседняя Молдавия такой роскоши себе позволить не может. Президента там по-прежнему нет. Зарубежных дипломатов от визитов в Тирасполь не отпугивают даже лютые морозы. Одни приезжают познакомиться с новым руководством Приднестровья, другие - обсудить ближайшие перспективы. Часть приднестровского интернет-сообщества даже забила тревогу, усмотрев во всем этом чуть ли не смену внешнеполитических ориентиров республики. Эксперты в свою очередь к дипломатическому паломничеству относятся спокойно и даже одобряют. Светлана Осипова, политолог: "Я знаю многих иностранцев, которые, приехав в ПМР, кардинально меняли свою позицию, с позиции "черная дыра и осколок тоталитаризма" на позицию народ имеет право и народу нужно помогать, поэтому мне действия нового руководства в области внешней политики симпатичны".

Спецпредставитель действующего председателя ОБСЕ Эрван Фуэре в Тирасполь приехал, чтобы пригласить приднестровскую сторону на первый в этом году раунд консультаций в формате "5+2", продолжает Первый республиканский телеканал. По утверждению ирландского дипломата, его визит говорит о приверженности нового руководства ОБСЕ к разрешению затяжных конфликтов. Эрван Фуэре, спецпредставитель действующего председателя ОБСЕ: "Мы надеемся, что эта встреча позволит нам сохранить тот позитивный динамизм, который был последнее время набран в решении жизненно важных вопросов и это позволит нам продвигаться и дальше". Евгений Шевчук, президент ПМР: "Мы видим серьезный потенциал в разрешении проблемных аспектов функционирования железной дороги, перемещения грузов, людей через границы. Мы намерены достичь договоренностей. Ведение переговоров ради переговоров не является для нас целью".

А вот перед молдавскими переговорщиками, судя по всему, стоят совсем другие цели, отмечает Первый республиканский телеканал. На встрече Эрвана Фуэре с министром иностранных дел Молдавии последний выразил надежду, что вывод российских войск с территории республики и трансформация миротворческой операции войдут в повестку дня ирландского председательства в ОБСЕ. Тем не менее, эксперты перспективы дублинской встречи оценивают положительно. Светлана Осипова, политолог: "Я думаю, участники консультаций могут отреагировать на заявленную новым президентом ПМР концепцию мелких шагов во внешней политике. Главное, чтобы за этим социально-экономическим фасадом не потерять главную идею, а главная идея - это работать на международно-правовое признание суверенитета нашего государства".

Помирить Молдавию и Приднестровье хочет и Украина, продолжает Первый республиканский телеканал. Такое мнение высказал ряд интернет-изданий после одесской встречи Евгения Шевчука и Владимира Филата. Каждая из сторон приехала в Одессу, чтобы разъяснить собственную позицию. Открывая одесскую встречу лидеров Приднестровья и Молдавии, министр иностранных дел Украины Константин Грищенко отметил - непосредственный диалог между сторонами конфликта не заменят никакие посредники. Кстати, инициатором одесской встречи стала именно украинская сторона, чем заставила многих заговорить о себе. Часть экспертного сообщества утверждает, что тем самым Киев перехватил у Москвы инициативу в молдавско-приднестровском урегулировании. В это, конечно, верится с трудом, однако, сейчас картина выглядит именно так. Сергей Широков, политолог: "Сегодня для Украины есть определенное окно возможностей, связанное с тем, что главные игроки на нашей площадке - ЕС и РФ - отвлечены своими внутренними проблемами. Для Украины это хорошая возможность применить свои ресурсы, напомнить всем участникам, что она присутствует в переговорах, о том, что она может способствовать ведению диалога".

Киев пользуется возможностью заявить о себе, как о важном игроке в молдавско-приднестровском урегулировании, отмечает Первый республиканский телеканал. Консультации в Одессе проходили в рамках подготовки к очередному раунду переговоров в формате "5+2". Он пройдет в конце февраля в Дублине. В ходе встречи состоялся разговор между президентом ПМР Евгением Шевчуком и премьер-министром Молдавии Владимиром Филатом. Также прошли консультации между министром иностранных дел Приднестровья Ниной Штански и вице-премьером Молдавии по реинтеграции Евгением Карповым. Обе встречи носили ознакомительный характер. Стороны озвучили свои позиции. Незадолго до одесской встречи руководство Приднестровья отменило стопроцентные пошлины на ввозимые в республику молдавские товары. Этот жест доброй воли в Кишиневе оценили положительно, однако ответили лишь тем, что приднестровские товары, ввозимые в Молдавию, и так не облагались пошлинами. Хотя молдавский премьер заверил, что Кишинев намерен создавать условия для улучшения экономической ситуации. Сергей Широков, политолог: "Ориентироваться на позицию Молдавии в каких-то своих инициативах будет не столь продуктивно, мы сделали первый шаг, мы предложили собственные меры доверия, собственное видение тех контактов и проблем, которые необходимо решать. Это право Молдавии - отвечать или нет".

Один из главных вопросов встречи - возобновление полноценного железнодорожного сообщения по территории Приднестровья, продолжает Первый республиканский телеканал. Молдавская сторона о намерении решить этот вопрос говорит уже не один год, но пока все остается на уровне деклараций. Владимир Филат, премьер-министр Молдавии: "Что касается перевозки товаров по железной дороге - условия и меры, которые должны быть приняты для возобновления, будут приняты в кратчайшее время. Мы договорились о графике проведения консультаций и надеемся, что окончательное решение будет скоро принято". В начале года в очередной раз обострился и вопрос миротворческого формата. Приднестровье категорически против его пересмотра и тем более смены. Молдавские политики напротив активно выступают за свертывание миротворческой операции.

Подобный формат встреч руководства Приднестровья и Молдавии, похоже, становится традиционным, тем актуальнее вопрос представительства сторон, отмечает Первый республиканский телеканал. Если от Приднестровья переговоры ведет всенародно избранный президент, то Кишинев представлен премьер-министром, представителем нынешней молдавской власти, легитимность которой вызывает много вопросов. Представители альянса за евроинтеграцию с большим трудом пробились во власть, а теперь всеми силами пытаются там удержаться. Сергей Широков, политолог: "Мы сегодня наблюдаем фейерверк различных идей, которые не преследуют цели выхода из кризиса. Они преследуют только одну цель - сохранить себя у власти, свою партию, не видно нацеленности на решение проблем. Они пытаются играть в очень опасные игры, потому что на ходу переписывают и Конституцию, и законодательство, то есть затрагивают правовые основы государственности Молдавии, а это игра с очень опасными последствиями, потому что есть в политике определенные границы, которые нельзя переходить, потому что не останется правил игры и это приведет к хаосу". Внутримолдавские политические баталии, казалось бы, не касаются Приднестровья, однако переговоры на различных уровнях приходится вести именно с представителями нынешней молдавской власти. Если альянс не способен решать внутренние проблемы, сможет ли он достичь прогресса в молдавско-приднестровском урегулировании? Сказать сложно, остается лишь ждать, пока декларации превратятся в действия.

В Одессе прошла встреча президента ПМР Евгения Шевчука, главы правительства Республики Молдова Владимира Филата при участии министра иностранных дел Украины Константина Грищенко, в ходе которой стороны обсудили пути разблокирования ситуаций, создающих проблемы для граждан обоих берегов Днестра, пишут "Профсоюзные вести". В частности, были затронуты темы взаимных шагов навстречу друг другу в здравоохранении, экономике, образовании, культуре, спорте. По словам Шевчука, подобная тактика мелких шагов может создать благоприятную платформу для обсуждения более сложных проблем. Несмотря на имеющие разногласия в политической плоскости, официальные Тирасполь и Кишинев предпринимают ряд мер, упрощающих жизнь обычных граждан. Недавно президент ПМР отменил 100-процентную пошлину на товары, ввозимые из Молдавии. Также была упрощена процедура пересечения государственной границы Приднестровья. Молдавский премьер Владимир Филат заявил, что Молдавия приветствует подобные действия приднестровского руководства и готова принять ответные меры по возобновлению грузопотока через территорию Приднестровья по железной дороге. Дальнейшие контакты будут вестись в рамках двустороннего сотрудничества экспертных групп.

Эксперты склоняются к тому, что эта встреча задала новый импульс переговорному процессу, однако больше носила прагматичный, нежели политический характер, продолжают "Профсоюзные вести". Украинский бизнес заинтересован использовать приднестровский участок железной дороги, чтобы не гонять составы в порт в объезд через Молдавию. "Высокие непримиримые стороны получили возможность на нейтральной территории хотя бы начать обсуждать все те трудности, которые были рождены ненавистью и войной: от охраняемой границы до отрезанной телефонной связи", - прокомментировал встречу украинский политобозреватель Дмитрий Заборин. Другой аналитик - Владимир Коробов - считает, что в Одессе состоялась встреча, которая была скорее знакомством двух политиков и мероприятием по подготовке очередного раунда переговоров в формате "5+2" в Дублине, в феврале.

Экономика: "Во всех странах рано или поздно меняется власть, но, пожалуй, нигде она не уходит ТАК, прихватив с собой всю государственную казну!"

Новому руководству Приднестровского республиканского банка (ПРБ) предстоит выводить страну из архисложной ситуации, в которой она оказалась, пишут "Профсоюзные вести". Ситуация, как оказалась, более чем архисложная - на ее фоне даже 70% дефицит бюджета кажется "цветочками". Оказались подтвержденными все те слухи, что "возмущали спокойствие" накануне второго тура президентских выборов, о том, что "из ПРБ вывозят доллары мешками" (а мы еще гадали, отчего в обменниках нет валюты), что "обнуляют бюджетные счета". Понятное дело, никто не спешил "развеивать туман". И, если честно, то те слухи все-таки казались слухами - слишком невероятно, дерзко, нагло, а от того - неправдоподобно. Однако, как часто, очень часто в нашей маленькой республике, в которой "все про всех знают", слухи оказались реальностью.

На сессии Верховного Совета президент подтвердил, что "еще до инаугурации стало известно, что проводятся некоторые банковские операции", в результате которых 90% золотовалютного резерва республики оказались переведенными на "иные", отнюдь не республиканские, счета, продолжают "Профсоюзные вести". Новой власти от "старой" достались не только практически "мертвая" экономика (со всеми вытекающими), но и всего 40... тысяч долларов на бюджетных счетах (!). Случай не только вопиющий, но и беспрецедентный - во всех странах рано или поздно меняется власть, но, пожалуй, нигде (разве что где-то в африканских племенах) она не уходит ТАК, прихватив с собой всю государственную казну! Вот так "прощальный привет"!

И президент, и вновь назначенный глава Центробанка сказали, что сейчас в ПРБ работают внешние аудиторы, проводятся проверки, бывшая глава ПРБ Оксана Ионова и ее зам. Бризицкий отправлены в отставку, пишут "Профсоюзные вести". Можно только догадываться, чего стоило новому руководству страны решить в январе проблему с выплатой заработной платы бюджетникам и пенсий пенсионерам. Не исключено, что вся эта "афера века" и была предпринята не только для того, чтобы вставить палки в колеса новому президенту, но и спровоцировать социальную напряженность в обществе, "охладить" царящий в обществе после смены власти "градус ожидания", наконец, "повязать" по рукам и ногам Шевчука, вынужденного "одалживаться" (думается, в той же России), чтобы республика смогла прожить этот месяц.

На пленарном заседании депутаты внесли поправки в бюджеты прошлого и этого года: отклонили инициативу о списании кредитных долгов с санатория "Днестровские зори" (до 2018 года их придется погасить) и одобрили предложение президента об использовании 5% плановой экономии фонда оплаты труда на дополнительное материальное стимулирование работников бюджетной сферы, продолжают "Профсоюзные вести". Такое положение существовало до этого года, но при принятии бюджета-2012 оно было исключено из закона в силу финансовой скудости казны. По предложению Евгения Шевчука возможности использовать сэкономленные средства вернули законную силу. При условии, как заметила глава президентской администрации Майя Парнас, единообразия распределения этих средств: "а то кто-то получает премию 30 рублей, а кто-то 3 тысячи, кто-то экономит по факту, а кто-то по плану". Председатель профильного парламентского комитета по образованию Владимир Боднар заметил, что "принимаемые поправки - это возможность хоть что-то сделать для бюджетников". Правда, не все коллеги одобрили его оптимизм. "Где - в условиях 70-процентного дефицита - брать деньги на эти цели, целесообразно ли вводить это положение сегодня, - задавались вопросом некоторые депутаты из числа скептиков. Но были посрамлены - им напомнили, что запланированный бюджетом-2012 рост зарплат не соответствует росту цен на продукты питания, тарифов на коммунальные услуги (напомним, инфляция запланирована на уровне 13%, соответственно, и зарплаты в течение года должны вырасти на этот процент, тогда как уже с нового года "коммуналка" подорожала в среднем на 40%). Словом, поправка в первом чтении прошла единогласно. Было оговорено, что порядок и условия использования сэкономленных денег будут разработаны в форме типового положения.