Лидер оппозиционной Республиканской партии Туркмении (в изгнании) Нурмухаммед Ханамов считает, что туркменские власти создают лишь видимость демократических преобразований, проще говоря, "пускают пыль в глаза западным партнерам".

По его словам, его партия не сразу прореагировала относительно президентских выборов с тем, чтобы посмотреть, чем закончится "спектакль" и какова будет реакция международного сообщества. Оказалось, кроме российских СМИ, все остальные скромно промолчали. "Прежде всего, хотим обратить внимание на действия Бердымухамедова, что положительного сделал он за прошедшие пять лет. Бердымухамедов восстановил выплату пенсий и 10-летнее образование, вернул месяцам года общепринятые названия, ликвидировал одиозный орган - Халк Маслахаты. Он также подписал закон "О выборах президента Туркмении", в соответствии с которым право выдвигать кандидатов в президенты могут, в том числе, политические партии. (Вот только закон "О политических партиях" был принят всего за пять дней до того, как прекратилась регистрация кандидатов на участие в этих выборах!)", - отмечает Ханамов в своем выступлении на оппозиционном сайте "Гундогар".

Он также сообщает, что в законе о выборах закрепляется право объединений и инициативных групп граждан выдвигать своих кандидатов, но эти кандидаты должны непременно работать в государственных учреждениях, организациях или на государственных предприятиях. А это значит, что выдвижение в кандидаты представителей бизнеса, таких, например, как кандидат в президенты России Михаил Прохоров, в Туркмении невозможно.

"Еще один важный момент. В соответствии с законом "О выборах президента Туркмении", кандидатом может быть только тот, кто в течение 15 предшествующих лет постоянно проживал в Туркмении. Это гарантирует Бердымухамедову "защиту" от претензий оппозиции на участие в выборах.Сам же он высказался за участие в выборах представителей оппозиции, которые сегодня вынужденно находятся в эмиграции, однако позднее "позабыл" либо о приглашении, либо о подписанном ранее законе. А как быть, например, с сотрудниками МИДа, чрезвычайными и полномочными послами, советниками посольств, работающими за рубежом? Выходит, они уравниваются в правах с представителями оппозиции и так же, как они, не могут выдвигать свои кандидатуры? Все они уже много лет проживают вне Туркмении. А ведь среди них немало людей, и по возрасту, и по деловым качествам вполне подходящих на этот высокий пост. Так не следует ли им выразить свое отношение к подобному нарушению их гражданских прав?", - выражает свое возмущении лидер оппозиции.

По его мнению, закон "О выборах президента Туркмении", если вникнуть в его содержание более внимательно, представляет собой образчик прямого и косвенного нарушения прав граждан на свободные, честные и демократические выборы в том виде, в каком проводятся они в демократических странах. Этот закон полностью соответствует существующему в Туркмении политическому строю и принят с целью обеспечить гарантии правящему режиму. Поэтому, неслучайно ОБСЕ отказалась направить в Туркмению своих наблюдателей.

"Давая оценку выборов, наблюдателям пришлось обходить вопрос об их демократичности. Никто не упоминал этого слова применительно к Туркмении, даже исполнительный секретарь СНГ Сергей Лебедев выразился весьма уклончиво. Он сказал что "президентская кампания в Туркмении прошла "с соблюдением норм этики, корректно, в спокойной обстановке", а сами выборы - "организованно, на широкой альтернативной основе и открытости, при высокой активности избирателей". Бердымухаммедов в своих предвыборных выступлениях обещал проведение экономических реформ. На самом деле, несмотря на огромные энергетические ресурсы, неэффективное использование финансовых поступлений, в частности, строительство нерентабельных дорогостоящих объектов, привело к тому, что подавляющее число граждан живет в условиях нищеты и массовой безработицы, многие, чтобы прокормить семью, вынуждены выезжать в поисках работы в страны, где нередко фактически попадают в рабство", - утверждает Ханамов.

Он обращает внимание на то, что разница между заверениями Бердымухаммедова и реальной действительностью значительна, и это доказывает их лживость. Власти создают лишь видимость демократических преобразований, проще говоря, пускают пыль в глаза западным партнерам. В стране, по сути, ничего не меняется. Скорее наоборот: происходит дальнейшее ужесточение режима и ухудшение положения населения, о чем свидетельствуют международные организации, проводящие мониторинг соблюдения прав человека в Туркмении.

"На фоне общей дестабилизации в странах региона, взрывоопасной ситуации в Афганистане и Иране и событий, происходящих в арабском мире, политика Бердымухамедова становится все более непредсказуемой и опасной. Он вынужден лавировать, чтобы заручиться поддержкой участников новой "Большой игры" в Центральной Азии, теряя контроль над внутренними процессами, происходящими в стране. Туркменский народ терпелив, но любому терпению есть предел, и результаты прошедших выборов при всей их "организованности, альтернативности и высокой активности избирателей" не являются показателем стабильности туркменского общества. Учитывая все это, Бердымухамедов должен, наконец, реально оценить ситуацию внутри Туркмении и вокруг нее, чтобы сделать правильный выбор - в пользу реальной демократии, а также реальных экономических реформ, направленных на улучшение положения граждан. Нужно приложить все усилия к тому, чтобы вывести, наконец, страну из разряда "душителей свободы" и лидеров по уровню коррупции и экономической непривлекательности для зарубежных инвесторов. В противном случае, Туркмении не избежать арабского варианта развития событий, от которого не смогут застраховать даже самые успешные, с точки зрения властей, выборы", - заключает глава оппозиционной Республиканской партии Туркмении.

Как уже сообщало ИА REGNUM, Нурмухаммед Ханамов, председатель Республиканской партии Туркмении в изгнании, базирующийся в Вене (Австрия). Президент Туркмении Гурбангулы Бердымухамедов в июле прошлого года пригласил представителей оппозиции принять участие в предстоящих 12 февраля президентских выборах. Однако Ашхабад позже "забыл" об этих обещаниях и в президентской гонке конкуренцию Бердымухамедову составили 7 малоизвестных представителей госструктур, включая двух министров.