Судебный прецедент чувашского депутата: КС РФ разрешил выходить из партии
Чувашия, 28 февраля, 2012, 14:07 — ИА Регнум.
Заявительница полагает, что оспариваемое ею законоположение ставит конституционное право быть избранным в зависимость от решения политической партии. Угроза лишения полномочий оставляет депутатов в зависимости от фракции. Между тем, согласно Конституции, никто не может быть принуждён к участию в объединении. Кроме того, Конституция признаёт источником власти не партии, а народ; избиратель отдаёт свой голос не только за идеологию партии, но и за депутата. Спорный закон, угрожая депутату лишением полномочий, по мнению заявительницы, не учитывает мотивы голосующих граждан. Тем самым, полагает она, норма нарушает права не только депутата, но и его избирателей.
Пункт 1.1 статьи 12 Федерального закона "Об общих принципах..." устанавливает, что депутат регионального парламента, избранный по партийному списку, не вправе выйти из своей партийной фракции и может состоять только в той партии, которая выдвинула его кандидатом. Несоблюдение этого требования, согласно пункту 1.4 той же статьи, влечёт для нарушителя прекращение депутатских полномочий, отмечается в решении Конституционного суда РФ. Отметим, Тамара Романова из партии вышла, но не стала членом другой партии, хотя на выборах в Госсовет Чувашии пятого созыва 4 декабря 2011 года и баллотировалась по партийным спискам "Справедливой России".
ИА REGNUM приводит решение Конститционного суда:
В деле переплетаются два конституционно значимых принципа - независимость депутата и суверенитет народа, реализации которого способствуют политические партии. Независимость депутатов предопределена самой природой парламента в демократическом конституционном государстве, его назначением в системе народовластия. Согласно принципу свободного мандата, депутат не связан какими-либо инструкциями (наказами) и, представляя интересы всего политического сообщества граждан, следует своей совести и убеждениям. Ему должна быть гарантирована свобода от различных форм давления - партийного, корпоративного, регионального, местнического и т.п. Кроме того, закон предусматривает возможность работы беспартийного депутата в составе партийной фракции. В то же время, политические партии играют существенную роль как основные коллективные участники избирательного процесса. Эта их роль вытекает из Конституции и международно-правовых норм. В частности, согласно решениям
Исходя из этого, с одной стороны, депутат не может быть полностью подчинён воле партии как организации, поскольку это не только лишит его независимости, но и разрушит связь с избирателями. С другой стороны, при нынешнем состоянии партийно-политической системы России, полная независимость депутата в определении собственной партийной и фракционной принадлежности способна деформировать реализацию народного суверенитета. Поддавшись давлению, выгодам или иным мотивам и вступив в другую фракцию или партию, депутат тем самым исказит результаты народного волеизъявления. Между тем, в демократическом государстве многопартийность выражается не только в ходе выборов, но и в повседневной деятельности парламента.
Надлежащий баланс между базовыми принципами достигается путем установления возможности выхода депутата из партии (этого требует принцип независимости депутата от партийного давления) при запрете на переход в другую фракцию и на вступление в другую партию (этого требует принцип народного суверенитета). Именно такая конструкция заложена в действующем законодательстве. Расширительное же толкование закона противоречит Конституции РФ. Таким образом, оспариваемая норма закона не допускает исключения из фракции и лишения мандата регионального депутата за выход из политической партии, по списку которой он был избран. Правоприменительные решения по делу гражданки Романовой подлежат пересмотру.