В Республике Молдова третий год продолжается кризис, связанный с неизбранием президента. Как правило, в экспертном сообществе он оценивается как кризис политический и кризис конституционный. Действительно, эти две составляющие присутствуют, - отсутствие желания политического класса идти на компромисс, с одной стороны и конституционные нормы для избрания президента, которые создают условия для ненахождения компромисса в случае соответствующего подхода политического класса. Решения для преодоления кризиса, таким образом, предлагаются через нахождение компромисса между парламентскими политическими партиями и через конституционную реформу, которая бы изменила порядок избрания президента. Следует отметить, что порядок избрания президента в парламенте голосами минимум 61 депутата из 101 был введён в результате поправок к Конституции РМ в 2000 году, когда заменил применявшийся до того порядок избрания президента путём всенародного голосования. Между тем, как поправки в Конституцию, принятые в 2000 году, так и продолжающийся "президентский" кризис имеют, по сути, одну природу. Для того, чтобы лучше разобраться в сути вещей, происходящих в настоящее время, можно обратиться к истории.

Республика Молдова - это искусственное государственное образование, провозглашённое в 1991 году, своей Декларацией о независимости, в которой подчёркнут незаконный характер создания МССР, аннулировало себя как правопреемника этого государственного образования, созданного политической волей руководства СССР в 1940 году через включение Бессарабии в Приднестровье. Соединив территорию Бессарабии, которая отошла к СССР от Румынии с территорией Украины, где на территории Приднестровья функционировала Молдавская АССР, была произведена попытка создания нового государственного образования, причём сделано это было в нарушение Конституции МАССР, Конституции УССР и Конституции СССР. Также новообразованная МССР стала единственной республикой в СССР, которая не имела официального договора с "центром", формально устанавливавшего соответствующие отношения.

Никаких государственных традиций, включая традиции государственного управления, и, разумеется, никаких парламентских традиций в МССР не было. За время нахождения в составе Румынии граждане, проживавшие в Бессарабии, правда, принимали участие в частых избирательных компаниях, проходивших с 1918 до 1938 года, пока конституционная реформа не сосредоточила власть в руках короля, но этого времени было слишком мало для зарождения хоть каких-то парламентских традиций в крае. Нахождение в составе СССР также не способствало их зарождению, сама система республиканских представительных органов их не предусматривала. Таким образом, когда на месте МССР в 1991 году в Бессарабии было объявлено о провозглашении независимого государства Республика Молдова, то это государственное образование не имело никаких традиций государственного управления, включая традиции парламентаризма.

Зато на территории Бессарабии столетиями формировались и развивались иные формы общественных отношений. До 1812 года территория Бессарабии являлась частью княжества (господарства) Молдова, причём это была его отсталая восточная окраина. Все четыре столицы Молдовы - Байя, Сирет, Сучава и Яссы находились за Прутом, там же находились духовные центры княжества, включая монастырь Путна с усыпальницей господарей, и там же находились экономические центры. Княжество Молдова вместе с княжеством Валахия в 1859 году объединились и затем образовали государство Румыния, органичной частью которого стала Молдова, на территории которой с образованием Румынии начались развиваться соответствующие общественные отношения, характеризующие переход от феодальной к капиталистической фазе развития общества. Ситуация в Бессарабии сложилась несколько иной, - консервация существовавших до 1812 года общественных устоев продолжилась, несмотря на развитие региона, которое проходило в рамках политики, проводимой царским правительством. Для Молдовы времён, когда Бессарабия являлась её частью, впрочем, как и для Валахии, длительное время был характерен "фанариотский" характер общественных отношений, отличавшийся откупной системой получения должностей, отсутствием законов, произволом чиновников-бояр, державших в руках все важные посты и использовавших власть исключительно в корыстных интересах. Эта система отношений была установлена в начале 18 века Османской империей, поставившей во главе вассальных Дунайских княжеств греков-фанариотов, быстро сменявших один другого. Власть находилась в руках бояр, которые заправляли в Диване и назначали в каждый жудец "исправников", в крае господствовала и пустила корни абсолютно порочная система, разлагающая общество. После инкорпорации Бессарабии в состав Российской империи, губернаторы края неоднократно отмечали особенности царившей системы. Так, например, гражданский губернатор Гартинг описывал, что чиновникам-боярам Бессарабии было: свойственно: "...затмевать во всех случаях истину и справедливость, к их собственной частной пользе, открыто ими наблюдаемой преимущественнее пред всяким казенным интересом и пользою общественною... единственно для наживы и поправления или улучшения состояния своего, ибо они едва ли не все делают с каким-либо намерением, из пристрастия, обнаруживая корыстолюбие свое на каждом шагу...". Не менее точно и ёмко отметил "особенности бессарабского самосознания" и бессарабский исследователь XIX в. А. Накко: "Причина такого жалкого и крайне печального направления времени объясняется совершенным отсутствием в тогдашнем обществе умственных и нравственных идеалов, национальных стремлений, патриотизма, высших воззрений на обязанности гражданина, наконец, человечности. Вместо всех этих стремлений везде господствовали грубые нравы, животные инстинкты и бесчеловечная жестокость; единственным благом считались деньги и богатство... Достигши богатства грабежом и насилием, люди делались высокомерными, чванными и относились с презрением к тем, которым не удалось еще обогатиться, а эти последние считали необходимым пресмыкаться перед сильными, в надежде при их покровительстве выйти в свою очередь на торную дорогу обогащения..."

Как отмечает бессарабский историк Павел Мунгалов, "если сначала в Санкт-Петербурге сочли возможным оставить широкое самоуправление в крае, утвердив в 1818 году Устав самоуправления Бессарабской области, то впоследствии его положения, фиксировавшие власть бояр, были отменены и край получил стандартный статус губернии". Однако фанариотская система общественных отношений, "исчезнув по букве, не исчезла по духу", продолжая оставаться как система морально-нравственных взглядов на отношения в обществе.

Не получив возможности "легализоваться" во время последующего нахождения Бессарабии в составе Российской империи, фанариотская система не смогла проявиться во власти и во время нахождения Бессарабии в составе Королевства Румыния - по причине того, что существовавшая "вертикаль власти" не подразумевала развитие в Бессарабии такого самоуправления, которое бы создало благоприятные условия для реанимации "фанариотства". Однако как система морально-нравственных взглядов "фанариотство" продолжало существовать, в том числе и после незаконного образования МССР.

После провозглашения в Бессарабии в 1991 году независимости Республики Молдова "фанариотство" получило импульс к реанимации как системы, принимающей непосредственное участие в государственном управлении. Положение для полноценного восстановления и функционирования такой системы, правда, сначала получило некоторое ограничение в виде Конституции РМ, которая установила порядок избрания президента путём всенародного голосования, закрепив за президентом относительно существенные полномочия. Вариант государственного устройства, по которому в государстве существовал бы всенародно избранный президент, имевший соответствующие полномочия, находится в противоречии с неофанариотской системой, так как требует от неё дополнительных усилий по контролю за постом президента и не допущению на этот пост человека, который мог бы попробовать деформировать систему. Учреждение в Конституции РМ поста президента произошло ввиду того, что за основу была взята модель Конституции Румынии, которая подверглась некоторой правке, - вместо двухпалатного парламента был оставлен вариант с однопалатным. Достаточно быстро неофанариотская система смогла проявить себя и парламент РМ стал, по сути, собранием современных бессарабских бояр, включая и тех, кто купил место в партийных списках. Таким образом, в условиях, когда Бессарабия получила возможность функционирования в качестве независимого государственного образования, порочная система практически немедленно воспроизвела себя во властных структурах.

Единственным серьёзным потенциальным препятствием для неофанариотской системы стал пост президента, избираемого всенародным голосованием. И хотя конфликты, которые существовали между парламентом и президентом, происходили в рамках самой системы, однако всенародно избираемый президент продолжал таить в себе потенциальную опасность для системы. Когда же президент Пётр Лучинский в 1999 году вынес на референдум вопрос об увеличении полномочий президента, и на котором большинство граждан высказалось в поддержку этой идеи, но результаты референдума не смогли быть воплощены ввиду того, что не был преодолён завышенный порог явки, то после этого несколько властных групп договорились между собой и в 2000 году провели через парламент реформу Конституции, согласно которой порядок избрания президента был изменён и он стал избираться в парламенте большинством в 61 голос из 101 депутата.

В 2001 году президент впервые был избран в парламенте, им стал Владимир Воронин, и его избрание стало возможным ввиду высокого избирательного порога для прохождения партий в парламент - 6%, действовавшего тогда и отсекшего две партии - потенциальных оппонентов Воронина и его партии с результатом немногим менее 6%. Действовавшая же в то время для определения числа депутатских мандатов т.н. формула д'Хондта распределила большую часть голосов в пользу партии Воронина - ПКРМ, что и дало Воронину возможность беспрепятственно избраться президентом. В 2005 году при выборах президента уже сработала неофанариотская система, когда вторичное избрание Воронина стало возможным в результате политической коррупции и оппозиционные политические группы Дьякова и Рошки проголосовали за него в обмен на соответствующие привилегии.

К сожалению, в Бессарабии политический класс характеризуется именно этой неофанариотской системой, которая в той или иной степени представлена практически во всех политической партиях. Формат данного материала не подразумевает анализ политических партий РМ, однако можно отметить, что неофанариотская система представлена в том числе олигархическими элементами, которые есть практически в каждой политической партии. Одним из "барометров", которые отмечают степень подверженности той или иной политической партии неофанариотству, является отношение партии к процедуре избрания президента. Неофанариотские мафиозно-политические структуры заинтересованы в избрании президента в парламенте с маскимальным ослаблением обязанностей президента. Те силы, которые выступают за прямое избрание президента всенародным голосованием и, в особенности, поддерживают наделение президента дополнительными по сравнению с существующими полномочиями, в меньшей степени подвержены разлагающему воздействию неофанариотской системы.

Апелляции некоторых представителей политических партий и обслуживающих их политических комментаторов к тому, что в ряде европейских государств действует парламентская форма правления, являются не только неуместными, но и, по сути, "шулерскими", так как уровень культуры в этих государствах, в том числе и политической, на несколько порядков отличается от существующего в РМ. Если бы в Бессарабии был уровень политической культуры хоть несколько приближенным к европейским государствам, в которых функционирует модель парламентской республики и не было парализующей общество неофанариотской системы, то вопрос с избранием президента был бы давно решён. Да, ситуация осложнена тем, что партии, входящие в правящий Альянс, не желают допустить возвращения к власти партии коммунистов, что стало бы самым нежелательным вариантом развития событий для Бессарабии, так как привело бы к парализации общественного развития в крае. Но и в этой ситуации партии Альянса могли бы предложить на пост президента кандидатуру, за которую партия коммунистов не смогла бы не проголосовать, но для этого они не должны быть подвержены влиянию неофанариотской системы.

Партия коммунистов, которая является одной из основных неофанариотских сил, вместе с этим также имеет черты тоталитарной секты, чем несколько "пугает" "классических неофанариотов", но действия партий Альянса показали, что они также подвержены влиянию неофанариотства, пусть и в меньшей степени. Даже сам принцип распределения высших государственных должностей, когда в число постов, которые партии Альянса распределяли между собой, был внесён и пост президента, для избрания которого у них не хватало голосов, показывает, что неофанариотство с его правилами покупки недостающих голосов изначально определяло соответствующие политические действия.

Таким образом, кризис в Бессарабии условно можно считать политическим, который проявился на фоне "фанариотских" изменений в Коснтитуцию, внесённых в 2000 году, но глубинной причиной кризиса является состояние самого общества, которое "завирусовано" традиционно сложившейся системой общественных отношений, нашедших своё проявление в государственном управлении. Единственный вариант, который может быть (только может быть) даст шанс Бессарабии в перспективе преодолеть ретроградную неофанариотскую систему, является переход к президентской форме правления. Тогда появится возможность для проведения реальных реформ во всех областях, фактически начать путь становления правового государства. Однако есть ли столько времени в запасе у Республики Молдова, чтобы она смогла начать развиваться или же это государственное образование прекратит своё существование раньше, чем найдёт в себе потенциал, позволяющий произвести "переустановку операционной системы"? Но это тема уже для отдельного разговора.

P.S. Для выхода из кризиса политические партии, входящие в правящий Альянс за евроинтеграцию, и несколько депутатов, покинувших партию коммунистов, достигли принципиального соглашения об избрании "технического кандидата", т.е. фигуры, априори не способной к проведению какой-либо решительной политики. Такое "соломоново" решение стало очередным подтверждением того, что бессарабский политический класс функционирует в системе, где вопросы общенационального значения, концептуальные вопросы развития государства являются вторичными по отношению к интересам правящих неофанариотских элит.Однако эта фактическая неспособность властных элит Бесаарабии построить эффективную государственную модель не является чем-то удивительным для каждого, кто знаком с историей этого края.