В московском издательстве "Центральный издательский дом" вышла книга философа и общественного деятеля Виталия Аверьянова "Традиция и динамический консерватизм", которая открывает издательскую серию возглавляемого автором Института динамического консерватизма. В книге дан обширный историко-культурный материал, посвященный проблемам традиции, культурного наследования, исторической памяти и преемственности в русской и мировой мысли, а также новая авторская теория традиции, синтезирующая в себе подходы светской и религиозной философии и науки.

В своем вступительном слове В. Аверьянов, в частности, отмечает: "Сверхзадача поднятой темы, которая, конечно же, выходит за рамки самой книги, видится мне в том, что сегодня, в XXI веке, на пороге глобальных потрясений и тектонических сдвигов между традициями-цивилизациями, Россия вновь получает шанс возвысить свой голос и предъявить собственную, еще не завершенную, не до конца понятную ей самой модель мироустройства. Эта модель не может быть ни тотальной, ни диктующей правила другим народам и культурам, ни лукавой (когда под личиной заботы и помощи в виде товарных, образовательных, медицинских и прочих "гуманитарных интервенций" происходит ползучая революция и десуверенизация тех, о ком "заботятся").

Русская мысль сегодня может и должна высоко поднять знамена, на которых будут начертаны имена "Традиция", "Человечность", "Правда". В этом достойная альтернатива обанкротившемуся универсалистскому проекту, с его агрессивной Современностью, воинствующим Прогрессизмом и культом "Развитости", которым понукают и подхлестывают тех, кого записали в "отсталые" и не вписавшиеся в правила игры глобального капитала. Означает ли это, что вместе с просветительскими иллюзиями и самонадеянностью западного модерна уходит в прошлое сама возможность большого исторического общего дела, достижения нового качества цивилизованности для разных культур? Еще одна загадка: мог ли наряду с модерном быть и альтермодерн, сильный проект развития человеческих возможностей, захватывающий цивилизационную сферу, но с иными ценностями, иным идеалом гармонии культур, иными координатами совершенства, иным представлением о природе техники и технологии? Может ли такой проект быть в принципе?

Ответы на эти вопросы не предрешены. В русской мысли последнего столетия как советской, так и эмигрантской, как религиозной, так и мирской намечается стратегия возвращения традиции, причем не столько в ее приземленных аспектах (консерватизма, охранения, приверженности старому), сколько во всех ее аспектах, в ее "полном" формате, включая измерения, нацеленные на реализацию предназначения человека и культуры и максимальное раскрытие их потенциала, роста и созревания в своем-высшем. Если русская альтернатива глобальному западному проекту возможна, то, по всей вероятности, она выведет нас за рамки капитализма и глобализации, преодолеет ограниченность этих идей. Это так потому, что русские склонны строить другую модель взаимоотношений с тем, что в данной книге названо плеротическим аспектом традиции (ее "Полнотой"). И в этом вопросе у русских есть союзники среди других народов мира. Отстаивая свою духовную суверенность, тем самым, мы отстаиваем право на суверенность других культур, не отказываясь от собственной миссии. Так было всегда.

Реализовать эту стратегию призван динамический консерватизм - так называется принцип, программа и идеология, которые возникают в связи с перспективой возвращающейся традиции. Динамический консерватизм ориентирует на выработку способности существовать и раскрывать в себе высшие возможности, переходя через "периоды хаотизации", от одной неустойчивости к другой, и не расплескав при этом себя. Динамический консерватизм означает искусство выработки длительных стабильностей, а не перманентных революций и перезагрузок, "стирающих" целые пласты культурного наследия.

Принято считать, что традиция консервативна, что она склонна видеть свои высшие достижения в прошлом. Но это не так. Традиция как культурная система активна и жизненна, когда она сопрягает свое-высшее с настоящим и будущим, когда она воспламенена ожиданием своего-высшего. Вместе с тем, наивно предполагать, что новые достижения будут выше всех прежних - традиция консервативна в том смысле, что она смотрит на прошлое трезво: видит, что сложение всех достижений и подвигов предков всегда перевесит своим грузом сегодняшний творческий порыв. Прошлое может быть не перевешено, а перечеркнуто и не теми, кто творит и открывает новое, а только теми, кто разрушает и забывает главное"