На Дальнем Востоке обсуждается идея переноса столицы федерального округа. Как сообщают местные информагентства, большинство дальневосточников видят своим главным городом Владивосток. Трудно судить о репрезентативности таких исследований общественного мнения, тем не менее, такой замысел существует.

Приморье становится парадной дверью России в АТР. Владивосток стремительно развивается, строятся гигантские здания, дороги, мосты... Правда, все это с трудом вписывается, а порой и вовсе не вписывается в местный ландшафт. Владивосток зажат скалистыми сопками - нагромождение здесь огромных сооружений требует умноженных затрат. К тому же никакие дорожные развязки не позволят полностью решить транспортную проблему. А, в случае превращения в столицу Дальнего Востока ситуация только усугубится.

Вообще, Владивосток строился как крепость и тогда - полтора века назад вокруг была глухая и неизведанная тайга. Нужно было закрепиться в удобной бухте. Кстати, в то время главной опорной точкой на юге Дальнего Востока мог стать порт Посьет (пост Новгородский), который возник на два месяца раньше Владивостока. Но Посьет был расположен слишком близко к границе, а в районе Владивостока оказалось больше строевого леса. Даже генерал-губернатор Н.Н. Муравьев-Амурский стал строить себе дачу на мысе Эгершельда. Все эти моменты заметили деловые люди, торговцы, которые направили капиталы во Владивосток. Город стал стремительно расти, превратившись на фоне практически безлюдной уссурийской тайги в главный очаг цивилизации. Естественно, помимо портовых функций на Владивосток легла административно-территориальная нагрузка - других вариантов для этого поблизости не было. В дальнейшем уже мало кто из государственных руководителей всерьез задумывался о более удобной альтернативе портовому Владивостоку в качестве столицы Приморья. Да и некогда было задумываться - довольно короткая история у этих мест и в нее вместилось много переломных моментов с полной сменой власти.

Хотя сегодня все отчетливее видно, как трудно втиснуть весь начавшийся строительный размах в скалистые сопки города-крепости. Да и есть ли смысл в дальнейшем так упираться в этой красивой, но не очень удобной для мирной жизни точке на скалистом берегу?

Основной транспортно-логистический узел Приморья находится в районе Уссурийска, что на сто километров севернее Владивостока. Здесь пересекаются Транссиб и уже начавшая функционировать Транскорейская магистраль. С этого же узла тянется железнодорожная ветка в Китай через переход на станции Гродеково, отсюда начинаются несколько автомобильных трасс, связывающих Россию, Китай и КНДР. Сам Уссурийск расположен на равнинной местности на берегу довольно крупной реки Раздольная. Раздольная впадает в Амурский залив и в перспективе при проведении углубительных работ вполне могла бы стать дополнительной транспортной артерией, связующей Уссурийск с морем. Город является почти равноудаленным от основных морских портов и крупных населенных пунктов Приморья. Особенно привлекательна территория напротив Уссурийска, на противоположном берегу Раздольной, где могла бы разместиться инфраструктура любого масштаба. Здесь просторные, пригодные для строительства плоскогорья, которые тянутся вплоть до устья реки Туманной (Туманган). В отличие от острова Русский, да и от самого Владивостока, в районе Уссурийска существуют неограниченные запасы пресной воды (огромная подземная линза). К месту впадения Туманной в Японское море, куда открывается прямой выход с площадки напротив Уссурийска, примыкают территории трех государств: России, КНДР и КНР. Тут же у станции Хасан начинается российский участок Транскорейской магистрали, пересекающейся с Транссибом неподалеку от Уссурийска. Высока вероятность того, что основной грузопоток из стран Юго-Восточной Азии в Европу в скором времени пойдет по этому пути. Владивосток остается несколько в стороне от уже наметившегося эпицентра экономической активности. Вообще удаленность Владивостока от основного транспортного узла является его явным недостатком как административного центра. Даже серьезный удар стихии способен отрезать полуостровной город от всего Приморья, что в реальности уже случалось.

Преимущества Уссурийска, не только перед Владивостоком, но и перед остальными приграничными территориями Дальнего Востока, очевидны. К тому же эти места уже несли на себе груз столичных функций. В средневековье здесь находилась одна из столиц Золотой Империи Чжурчженей. В тридцатые - сороковые годы прошлого столетия Уссурийск, переименованный в то время в Ворошилов, был административным центром довольно обширной Уссурийской области.

Кстати, изначально город назывался Никольск-Уссурийский в честь Святителя Николая Чудотворца. Никольский собор в городе, построенный в 1901 году и взорванный большевиками в 1932 году, был самым величественным на Востоке России - высота 51 метр, вмещал две тысячи молящихся. Сегодня возвращение городу его настоящего имени и усиление здесь позиций Русской Православной Церкви могло бы способствовать духовному подъему дальневосточников и укреплению их культурной идентичности на фоне нарастающей социальной и экономической активности Китая. Деятельность РПЦ - это один из главных факторов, позволяющих сохранять социальную, культурную и даже геополитическую целостность России на Дальнем Востоке.

Именно западное Приморье и, в первую очередь Уссурийский район, в силу своих геостратегических преимуществ сегодня вызывают наибольший интерес у китайцев и корейцев. И очевидно, что эти территории будут стремительно развиваться - очень уж выгодно расположены. Наша государственная задача в том, чтобы их развитие определяла Россия.

По всей видимости, сегодня не столь актуален вопрос переноса столицы Дальнего Востока из Хабаровска в Приморье. Гораздо большее значение имеет необходимость скорейшего социокультурного и экономического развития Уссурийского района, как, может быть, наиболее важной для России территории всего юга Дальнего Востока. В первую очередь здесь нужна кадровая политика, ориентированная на привлечение во власть и бизнес людей, мыслящих государственно. При этом условии акцент на развитии всего западного Приморья и его открытых пространств на правом берегу реки Раздольной позволит создать более прочный плацдарм России для взаимодействия со странами АТР.

Игорь Анатольевич Романов - руководитель Центра азиатско-тихоокеанских исследований Российского института стратегических исследований, доктор социологических наук (Владивосток)