Приднестровское урегулирование: "Договорились договариваться". Дата: "Приднестровье задолжало нам налогов за 20 лет". Молдавия - Румыния: "Шатающиеся правительства Молдавии и Румынии хватаются друг за друга". Геополитика: "Румыния может пробить брешь в монополии "Газпрома". Национальный вопрос: "Нам дают понять, что, на самом деле, Р. Молдова принадлежит не молдаванам, а русским". История: "На пьедестал возведены антисемитизм и русофобия".

Приднестровское урегулирование: "Договорились договариваться"

По итогам прошедшей в Дублине встречи по приднестровскому урегулированию в формате "5+2" (Молдавия, Приднестровье - стороны конфликта, Россия, Украина - гаранты и посредники, ОБСЕ - посредник, Евросоюз и США - наблюдатели - прим. ИА REGNUM) сторонам не удалось достичь согласия по "принципам и процедурам" переговоров, пишет "Коммерсантъ-Молдова". А без этого Кишинев и Тирасполь не могут перейти непосредственно к переговорам по урегулированию конфликта и решению проблем, которые накопились за почти шесть лет отсутствия официального диалога. По словам действующего председателя ОБСЕ, заместителя премьер-министра Ирландии Имона Гилмора, в ходе нынешних переговоров был достигнут прогресс, который можно приветствовать. "Я воодушевлен конструктивным подходом, продемонстрированным здесь, в Дублине, и я призываю участников опираться на него для скорейшего завершения работы над соглашением о принципах и процедурах ведения переговоров", - заявил председатель ОБСЕ.

"Закончилось все пока ничем", - спецпредставитель России в переговорном процессе Сергей Губарев был гораздо лаконичнее, продолжает "Коммерсантъ-Молдова". По его словам, сторонам не удалось достичь согласия по ключевому вопросу - о принципе равноправия сторон в рамках переговорного процесса. "Молдаване были против", - отметил российский дипломат. В ходе переговоров "опробовали разные формулировки, но удовлетворяющей всех не нашли". А без нее документ о принципах и процедурах переговоров подписан быть не может. Так что в итоге пришлось отложить работу над документом до следующей встречи, которая состоится во второй половине апреля в Вене. Вместе с тем, по мнению господина Губарева, по ряду других позиций сторонам удалось продвинуться вперед. Например, в подходах к формированию повестки официальных переговоров. "Предложения распространила приднестровская сторона, но поскольку они были внесены в последний момент, все участники взяли тайм-аут, чтобы их изучить", - сообщил российский дипломат. "В общем, договорились договариваться", - резюмировал Сергей Губарев.

По словам экс-главы МИД Приднестровья, бывшего приднестровского представителя в переговорном процессе Владимира Ястребчака, "тот факт, что основным камнем преткновения по-прежнему остается вопрос о равноправии сторон, неслучаен", пишет "Коммерсантъ-Молдова". "Молдавские представители упорно пытались отрицать важность этого принципа и в ходе предыдущей встречи (состоялась в Вильнюсе 30 ноября - 1 декабря 2011 года). На мой взгляд, таким образом проявляется сущность молдавской стороны, которая не оставляет попыток диктата и навязывания своих подходов, вместо того чтобы рассматривать Приднестровье в качестве равной стороны конфликта", - заявил господин Ястребчак.

В свою очередь, бывший руководитель молдавской группы переговорщиков по приднестровскому урегулированию (1997 - 1998 годы), политолог Анатолий Цэрану говорит, что вопрос равноправия сторон за столом переговоров не так прост, как кажется, продолжает "Коммерсантъ-Молдова". "Приднестровская сторона расширительно трактует данный принцип как равенство сторон в юридическом плане, на что Кишинев, разумеется, согласиться не может", - заявил господин Цэрану. По его словам, настаивая на данном принципе, Приднестровье и "те, кто за ним стоят", желают подтолкнуть Кишинев к косвенному признанию Приднестровья в качестве субъекта международного права. "Кишинев имеет достаточно негативный опыт такого рода, а потому не торопится класть палец в рот приднестровцам, зная, что те отхватят всю руку. Тем более что каких-то предпосылок для скорого урегулирования конфликта, способных оправдать такого рода риск, на данный момент нет", - заявил эксперт.

Анатолий Цэрану также выразил мнение, что осторожности позиции Кишинева добавляет и продолжающийся внутриполитический кризис в стране, пишет "Коммерсантъ-Молдова". "Если бы конституционные власти пошли на риск уступок приднестровской стороне, то подставили бы себя под шквал критики оппозиции. В условиях политической нестабильности такие решения, безусловно, невозможны. А значит, переговоры будут "топтаться на месте" до тех пор, пока стороны все же не придут к какой-то устраивающей всех формулировке, либо не будут готовы к принципиальным уступкам", - отметил аналитик.

А по мнению президента Фонда "Центр стратегических исследований и инициатив Юго-Восток" Андрея Сафонова, блокирование молдавской стороной фиксирования принципа равноправия сторон делает второстепенными все другие принятые решения и ставит под вопрос дальнейшие переговоры в целом, продолжает "Коммерсантъ-Молдова". "Разумеется, вопрос о равноправии приднестровскими дипломатами будет подниматься и далее, и без его решения дела не продвинутся", - отметил эксперт. По его мнению, при отсутствии зафиксированного равноправия сторон обсуждать "статусные" вопросы, то есть "модель взаимоотношений ПМР и РМ", бессмысленно. "Тем более что никаких новых конкретных планов урегулирования у ПМР и РМ нет. Ничего общего, компромиссного не выработано. Более того, нарастают противоречия и между другими участниками переговорного процесса", - заявил политолог. В этих условиях, по его словам, "сторонам остается сосредоточиться на проблемах транспорта, облегчении движения товаров и людей, телефонной связи при сохранении на неопределенный срок статус-кво в политическом плане".

Дата: "Приднестровье задолжало нам налогов за 20 лет"

Кишинев и Тирасполь отметили 20-ю годовщину начала гражданской войны на Днестре. У каждой конфликтующей стороны свои сепаратные памятные мероприятия, хотя миссия ОБСЕ в Республике Молдова и попыталась хотя бы в этот день примирить два берега Днестра, призвав Кишинев и Тирасполь совместно почтить память погибших в бессмысленной мясорубке 1992 года, пишет "Кишиневский обозреватель". Но совместные памятные мероприятия как минимум подразумевают переосмысление того, что произошло 20 лет назад. Чтобы потом с ясной головой и чистой совестью попытаться склеить то, что было разбито в 1992-м. А вот как раз это молдавские власти, судя по размаху и характеру памятных мероприятий, делать и не собираются.

Официальный Кишинев никак политически не повзрослеет, продолжает "Кишиневский обозреватель". В преддверии 20-й годовщины конфликта на Днестре вместо покаяния, из уст высокопоставленных молдавских чиновников звучали оправдания того, что произошло в 1992-м. Премьер-министр Владимир Филат с телеэкрана объявил, что войны на Днестре невозможно было избежать и что вообще не мешало бы "оценить способность тогдашнего руководства противостоять искушениям и проблемам, чтобы уберечь Молдавию".

Принято считать, что ключ от решения приднестровской проблемы лежит в Москве и, может быть, частично в Киеве, пишет "Кишиневский обозреватель". Однако главный ключ от разрешения приднестровского конфликта находится в Кишиневе. Что за 20 лет предприняло политическое руководство Республики Молдова, чтобы нейтрализовать молодое сепаратное государство и шаг за шагом восстановить единое политическое, экономическое и социальное пространство? Да ничего! Наоборот, своими действиями официальный Кишинев только подпитывал "клятых" сепаратистов. "Смотрите, ну что я говорил", - не раз повторял, потирая руки, первый и до недавних пор неизменный президент непризнанной республики Игорь Смирнов в ответ на очередной экстремистский или экономический кульбит молдавского руководства. Причем, вне зависимости от того, какие бы политические силы ни выигрывали выборы и ни приходили к власти в Республике Молдова, они в обязательном порядке вносили свою лепту в углубление территориального раскола. Нынешняя программа торжественных мероприятий по случаю 20-й годовщины конфликта на Днестре - очередной кирпичик в его основание.

Министр обороны Виталий Маринуца, теперь мечтающий о приобретении ракет класса "земля-воздух" ("это необходимо, особенно в тех условиях, когда существует неразрешимый приднестровский конфликт", - заявил он накануне 20-й годовщины), вручает медали "За службу Родине" и памятные знаки "Признательность" группе участников вооруженного конфликта 1992 г., продолжает "Кишиневский обозреватель". Уже само название наград свидетельствует о том, что власти признают правильность предпринятых в 92-м действий. А памятные кресты, специально отлитые к 20-й годовщине конфликта на Днестре? Для приднестровцев они все равно, что красная тряпка для быка. Абсурдность ситуации заключается еще и в том, что на словах с умным видом размышляя о том, что Приднестровье - это составная часть Республики Молдова, на деле официальный Кишинев полностью опровергает свои слова. Согласно решению правительства, по случаю 20-й годовщины начала приднестровского конфликта более 28 тыс. его участников, а также 345 семей погибших граждан получат единовременную материальную помощь в размере 1 тыс. леев (1 рубль = 0,4 лея - прим. ИА REGNUM). Если Республика Молдова - действительно одна страна, где проживает один народ, волею судеб оказавшийся разделенным, правительство Республики Молдова было обязано выплатить эти несчастные 1 тыс. леев всем участникам вооруженного конфликта. В том числе и из Левобережного региона (имеется в виду Приднестровская Молдавская Республика, на территорию которой претендует Кишинев - прим. ИА REGNUM). Это было бы и честно, и законно, и порядочно, в конце концов. Да и памятные кресты по логике вещей следовало вручить всем участникам событий 20-летней давности - примут ли их приднестровцы, это уже другой вопрос. А то получается, что за 20 лет ничего не изменилось и официальный Кишинев по-прежнему делит жителей страны на "своих" и "чужих".

Любой реинтеграционный проект имеет перспективы только в том случае, если он экономически привлекателен для уступающей стороны, пишет "Кишиневский обозреватель". Иначе, зачем идти на жертвы и поступаться определенной долей своих полномочий? Это просто бессмысленно. Классический пример - как богатая и развитая ФРГ притянула к себе более отсталую ГДР. А что может предложить нищая Молдавия такому же нищему Приднестровью? Астрономические тарифы на газ и электроэнергию, которые не в состоянии оплачивать молдавские пенсионеры? В Приднестровье до сих пор действует льготная система соцобеспечения, давным-давно уже отмененная в правобережной Молдавии. Да, она накладна для местного бюджета, но часть расходов компенсирует Россия. Захотят ли приднестровские ветераны во имя чьих-то светлых идеалов и "восстановления исторической правды" поступаться своими льготами и влачить нищенское существование в единой и неделимой Молдавии, где их еще периодически будут называть "оккупантами"?

А что сулит реинтеграция приднестровским предпринимателям? - продолжает "Кишиневский обозреватель". Непосильное налоговое бремя? Не говоря уже о брошенной одним из молдавских политиков фразе, что "Приднестровье задолжало нам налогов за 20 лет". А учителя и медики Левобережного региона - им что, нужна пресловутая оптимизация, потому что МВФ считает, что в РМ слишком много больниц и школ?

Нужно честно признать - Молдавии сегодня нечего предложить непризнанной ПМР, пишет "Кишиневский обозреватель". Экономически этот реинтеграционный проект для Приднестровья невыгоден. И не важно, кто находится во главе непризнанной республики - консерватор-радикалист Смирнов или молодой прагматик Шевчук. Новый президент непризнанного Приднестровья уже обрисовал свою позицию - до каких пределов простирается его готовность к диалогу: "Я никому не собираюсь сдавать Приднестровье", "Нас не устраивает Закон о статусе Приднестровья 2005 года (22 июля 2005 года парламент Молдавии в одностороннем порядке принял закон "Об основных положениях особого правового статуса Приднестровья". Закон устанавливает статус Приднестровья как "особого автономно-территориального образования, являющегося неотъемлемой составной частью Республики Молдова", которое "в пределах полномочий, определенных Конституцией и законами Республики Молдова, решает вопросы, отнесенные к его ведению - прим. ИА REGNUM)" и "В будущем возможно некое экономическое объединение Молдавии и Приднестровья - на базе новых форм участия. Например, в проектах интеграции с Таможенным союзом и нашими восточными партнерами". А чтобы ни у кого не возникало сомнений в отношении серьезности этих заявлений, официальный Тирасполь собирается обеспечить свободное хождение российского рубля на территории ПМР в качестве твердой валюты - "для упрощения расчетов с экономическими агентами Таможенного союза".

Однако восточный вектор для нынешних молдавских властей категорически неприемлем, продолжает "Кишиневский обозреватель". А это значит, что никаких "прорывов", на которые так рассчитывал официальный Кишинев с приходом Шевчука, не предвидится. Единственной реальной перспективой (если официальный Кишинев опять все не испортит своим экстремизмом) будет т.н. политика "мелких шагов". Евгений Шевчук свою первую экономическую уступку сделал: отменил 100-процентную таможенную пошлину на ввоз товаров из Республики Молдова - для активизации торговых отношений между двумя берегами. Теперь в Приднестровье ждут ответных действий молдавских властей. Например, возобновления железнодорожного сообщения через территорию ПМР, восстановления телефонной связи или создания "режима взаимного благоприятствования при перемещении грузов, в том числе транзитных, по нашим территориям". Официальный Кишинев пока молчит.

По сути, нынешний молдавско-приднестровский "Ренессанс" очень напоминает период раннего Воронина, когда считалось, что прихода к власти новых политических сил, пары-тройки жестов доброй воли и подписания ряда документов достаточно для разрешения приднестровского конфликта, пишет "Кишиневский обозреватель". Тот "Ренессанс" закончился фразой "садиться за стол переговоров со Смирновым и его окружением бессмысленно - результатов все равно не будет"; заменой РМ таможенных печатей, что было расценено в Приднестровье, как "экономическая блокада"; блокированием в Бендерах 300 вагонов, следующих на молдавские предприятия; введением ответных экономических санкций против Приднестровья; разделением единого предприятия "Молдавская железная дорога"; выходом Приднестровья из АО "Молдова-газ" - что окончательно оформило политико-экономический "развод" двух берегов Днестра. Посмотрим теперь чем закончится нынешний "Ренессанс" в молдавско-приднестровских отношениях, подводит итог издание.

Поминание получилось на славу - с духовыми оркестрами, пышными награждениями, душещипательными воспоминаниями и официальным тиражированием новых мифов, пишут "Молдавские ведомости". До сих пор такое можно было увидеть только на той - сепаратистской стороне. У них подобных дат несколько. Не только начало войны, но и день бендерской трагедии, день прекращения активных боевых действий... И всякий раз - возложение цветов, документальная хроника по телевидению, воспоминания очевидцев в газетных интервью... Зачем это нужно Приднестровью, понятно - они отстаивают и укрепляют идею своей особости, отдельности от Молдавии. Все в рамках естественной логики сепаратистской политики и идеологии. Но зачем Молдавии вдруг понадобилось превращать 2 марта в громкий день календаря?

За 20 лет последовательной героизации приднестровского сопротивления попытке Молдавии насильственно навязать самопровозгласившейся республике свою политику Приднестровье создало прочную основу для своих политических требований, продолжают "Молдавские ведомости". По сути, для существования Приднестровской Молдавской Республики. Эта основа - сегодняшняя глубочайшая убежденность подавляющего большинства приднестровцев, что правда - на их стороне, что жизни их родных, друзей, соседей оборвались в те весенние дни во имя будущего, в котором их права должны быть защищены, во имя их республики. В Молдавии все иначе.

К 10-й годовщине вооруженного конфликта на Днестре - тогда у власти в Молдавии были коммунисты - почти вся пресса, политологи и политики рассуждали о необходимости покаяния Кишинева за март 1992-го, пишут "Молдавские ведомости". Предполагалось, что такой шаг воссоединит распавшуюся страну. До этого о конфликте и его последствиях предпочитали помалкивать. Просто не знали, что с этим "добром" делать. Не было решения проблемы, поэтому никого не торопились ни в чем винить. Участие в боевых действиях оставалось по большому счету лишь записью в личном деле, имеющем значение при начислении доплат к заработной плате. Воронин, став президентом, каяться не собирался, но сделал урегулирование приднестровского конфликта сначала главной государственной задачей, а затем и проблемой международной значимости. В ее решение было вовлечено множество сторон, наблюдателей и аналитиков... Но во всей этой политической круговерти для людей, живущих в Молдавии, исчезли, забылись, захватались, спутались главный смысл и основные события того кровавого марта.

"Заднестровье - политическая оторва. Чем быстрее мы откажемся от этой погани антирумынской, тем быстрее в Бессарабии пойдет оздоровление", - написал на сайте "МВ" один из комментаторов, продолжают "Молдавские ведомости". Такое мнение уже довольно давно существует в Молдавии. Его сторонники убеждены, что Молдавии не следует возиться с Левым берегом, а надо сосредоточиться на цели воссоединения с Румынией и Евросоюзом. Половина молодых людей, живущих в Молдавии, никогда не были в Приднестровье. Остальные бывали проездом. Их знания о заднестровской части их страны ограничиваются рассказами однокурсников-уроженцев Приднестровья. Все, что исходит из-за Днестра, кажется им неинтересным, трудным для понимания, чужеродным, не имеющим значения для их персонального будущего.

И вдруг объявлены памятные мероприятия, посвященные 20-летию вооруженного конфликта на Днестре, пишут "Молдавские ведомости". 28 тыс. участников войны с молдавской стороны награждаются памятными крестами за защиту целостности и независимости Республики Молдова. В Кишиневе проходит череда конференций и мемориальных обедов, на которых присутствуют участники боевых действий. Только министерство обороны расходует на такой обед для 800 человек 245 тыс. леев. Помимо этого, чеканятся внутриведомственные награды. Средства на все эти цели были запланированы. Всего 6 млн леев. Зачем столько денег и пафоса? Особенно, когда в программе мероприятий нет большого форума политиков и ученых двух берегов на тему об уроках гражданской войны в Молдавии? Когда не выполнен ни один из пунктов инициированной два с половиной года назад большой программы по укреплению доверия между Молдавией и Приднестровьем? Зачем? Да ведь, кому война, а кому мать родна.

Ожидается, что в нынешнем году европейские структуры выделят Молдавии на цели приднестровского урегулирования 12 млн евро, продолжают "Молдавские ведомости". До сих пор европейцы тоже довольно активно откликались на просьбы о помощи в разрешении последствий довольно неудобной ситуации, в которой существует разделенная страна. Но прежде деньги направлялись на сами же иностранные миссии, работающие как в Молдавии, так и в Приднестровье. С этого года ситуация изменится - средства будут выдаваться под адресные проекты и идеи. Деньги можно разбирать. Приднестровский конфликт, наконец-то, может принести ощутимые дивиденды. Бинго!!!

В ожидаемых средствах есть и доля, рассчитанная на проведение исследовательских работ и издание книг, пишут "Молдавские ведомости". И вот уже вовсю разгораются "научные дебаты" - был ли приднестровский конфликт конфликтом элит или конфликтом обществ? А может, им хотели прикрыть массовые хищения и передел руководящих постов?

Но героизация гражданской войны нужна не только для пополнения перечня сфер, нуждающихся в иностранных дотациях, продолжают "Молдавские ведомости". Уж слишком часто стали повторять в Европе, что приднестровский конфликт, в отличие от остальных постсоветских конфликтов, самый легкий для решения. Если так пойдет и дальше, то вина за неразрешение проблемы окончательно всецело ляжет на кишиневское руководство. Демонстрация многочисленных жертв и героев борьбы за суверенитет и независимость должна исправить ситуацию. Она призвана убедить мировое сообщество, что маленькая Молдавия не только держит проблему в центре своего внимания и прилагает недюжинные усилия для ее решения, но и продолжает неравную борьбу против великих держав. Вернее, против одной великой державы. И в этой борьбе ей по-прежнему нужны заслон и поддержка - моральная, техническая, военная...

Расчет прост и жесток, пишут "Молдавские ведомости". Роль молдавских героев в нем оценена в тысячу леев, которые им вручили вместе с памятными крестами. День 2 марта 2012 года сделал Молдавию и Приднестровье на шаг дальше друг от друга. Это худшая дань памяти тем, кто погиб в той жестокой и бездарной войне. Изощренное издевательство над скорбью их близких. Еще один признак политической слабости, подводит итог издание.

Справка ИА REGNUM: 27 августа 1989 года Верховный совет Молдавской ССР принял документ под названием "О государственном суверенитете и нашем праве на будущее", в котором объявил незаконными пакт Молотова-Риббентропа и образование МССР. 31 августа 1989 года Верховный совет МССР принял закон, объявляющий единственным государственным языком молдавский, и закон о переводе последнего на латинскую графику в румынском варианте. 23 июня 1990 года в нарушение Закона СССР от 3 апреля 1990 года "О порядке решения вопросов, связанных с выходом союзной республики из СССР" Верховный совет в Кишиневе принял "Декларацию о суверенитете Советской Социалистической Республики Молдова". 2 сентября 1990 года в ответ на националистическую и дискриминационную по отношению к русскоязычному населению политику властей Кишинева, в Тирасполе состоялся II Чрезвычайный съезд депутатов всех уровней Приднестровья, на котором были представлены депутаты всех левобережных районов Молдавской ССР и города Бендеры. Результатом Съезда стало провозглашение Приднестровской Молдавской Советской Социалистической Республики (ПМССР) в составе СССР. Власти Кишинева бойкотировали проведение Всесоюзного референдума о сохранении СССР 17 марта 1991 года, который был проведен только в Приднестровье и Гагаузии местными властями, где более 98% проголосовавших высказались за сохранение Советского Союза. 27 августа 1991 года кишиневский парламент принял "Декларацию о независимости", которая объявляет недействительными пакт Молотова-Риббентропа и Закон СССР "Об образовании союзной Молдавской ССР", а также аннулирует "акты расчленения национальной территории 1775 и 1812 годов", в результате которых Молдавское княжество лишилось Буковины, одна часть которой на сегодняшней день является территорией Черновицкой области Украины, а другая - территорией Румынии, и Бессарабии, большая часть которой составляет территорию современной Республики Молдова в ее фактических границах, а южная часть входит в Одесскую область Украины. Таким образом, кишиневская "Декларация о независимости" аннулирует де-юре пребывание Приднестровья в составе Республики Молдова и современную молдавско-румынскую и молдавско-украинскую границы. 5 ноября 1991 года Верховный совет ПМССР в связи с распадом СССР, переименовал ПМССР в Приднестровскую Молдавскую Республику.

2 ноября 1990 года вооруженный отряд полиции особого назначения ССР Молдова попытался прорваться в приднестровский город Дубоссары, однако встретил отпор безоружного гражданского населения. В результате произошедших столкновений трое жителей Дубоссар было убито, ещё 16 ранено. Аналогичная атака против Дубоссар была предпринята Кишиневом 13 декабря 1991 года. 2 марта 1992 года молдавская полиция, а, впоследствии, и армия, оснащённая бронетехникой и артиллерией, поддержанная молдавскими и румынскими добровольцами предприняла третью атаку против ПМР, которая переросла в полномасштабное военное противостояние. В ходе агрессии Кишинева, сопровождавшейся массовыми преступлениями против человечности и насилием в отношении мирных жителей Приднестровья, погибло 809 человек (130 из них - мирные жители - дети, старики, женщины), ранен 1471 человек (половина из которых - мирные жители, 185 - стали инвалидами). По официальным данным Кишинева, с молдавской стороны погибли 386 участников конфликта, ранения получили 400. 21 июля 1992 года в Москве президенты Республики Молдова и России в присутствии президента ПМР подписали "Соглашение о принципах мирного урегулирования вооруженного конфликта в Приднестровском регионе Республики Молдова".

Молдавия - Румыния: "Шатающиеся правительства Молдавии и Румынии хватаются друг за друга"

В субботу, 3 марта, в румынских Яссах состоялось первое совместное заседание правительств Республики Молдова и Румынии, пишет "Коммерсантъ-Молдова". По признанию обеих сторон, "заседание полностью оправдало ожидания". Мероприятие проходило в родном для обоих премьеров Ясском университете им. А. И. Кузы - и глава правительства РМ Владимир Филат, и его румынский коллега Михай Рэзван Унгуряну - выпускники именно этого вуза. Премьеры двух стран провели встречу тет-а-тет за закрытыми дверями, после чего состоялось пленарное заседание кабинетов министров двух государств.

Идея проведения совместного заседания двух правительств появилась еще весной прошлого года, продолжает "Коммерсантъ-Молдова". Несколько раз заседание переносилось. А сама инициатива была жестко раскритикована молдавской оппозицией, усмотревшей в данном событии "унижение молдавского государства" и "символический шаг к объединению двух государств". Тем не менее, встреча обошлась без громких лозунгов, а ее итоги оказались скорее практическими, чем символическими. "Эта платформа показала свою полезность, - попытался развеять сомнения многочисленных скептиков Владимир Филат. - Нам удалось наметить цели на будущее по широкому спектру проектов. И подход сторон был прагматичным".

По итогам заседания стороны подписали восемь документов, затрагивающих практически все области взаимодействия, пишет "Коммерсантъ-Молдова". Ключевым из подписанных соглашений стал план действий по внедрению "Совместного заявления по стратегическому партнерству между Республикой Молдова и Румынией для европейской интеграции Республики Молдова", подписанного в Бухаресте 27 апреля 2010 года. "Мы дали старт плану действий, который является самым ответственным и структурированным планом из тех, которые у нас есть с каким-либо другим государством в мире", - заявил румынский премьер Михай Рэзван Унгуряну. Отдельной темой обсуждения стала энергетическая безопасность. "Приоритетным в этом плане является проект по взаимоподключению сетей транспортировки природного газа, - сообщил на совместной с румынским коллегой пресс-конференции Владимир Филат. - Мы договорились предпринять все необходимые меры, чтобы этот проект был завершен до конца нынешнего года".

Владимир Филат и Михай Рэзван Унгуряну попытались совместно опровергнуть и еще одно распространенное мнение - что молдавско-румынская дружба направлена против России, продолжает "Коммерсантъ-Молдова". "Республика Молдова поддерживает партнерские отношения с Российской Федерацией и намерена следовать им и в будущем. Россия - важный экономический партнер Республики Молдова, участник урегулирования приднестровского конфликта", - заявил господин Филат. В намерении улучшать отношения с "таким крупным партнером", как Россия, заверил журналистов и румынский премьер. Тем не менее, в отношении присутствия России в регионе господин Унгуряну не удержался от "конкурентных" ноток. Он напомнил, что Румыния - второй экономический партнер Республики Молдова по объему импорта и экспорта (после России), но "намерена стать первым".

Далеко не все румыны, однако, разделяют оптимистичные устремления румынских властей, пишет "Коммерсантъ-Молдова". Оппозиционно настроенные политики и общественники указывают на неадекватность амбиций Бухареста кризисной экономической и политической ситуации, в которой находится сама Румыния. Здание Ясского университета, где проходила встреча, пикетировали несколько десятков манифестантов с плакатами "Долой Бэсеску!" Оппозиционеры призывают власти страны сконцентрироваться на решении своих социально-экономических проблем. Больше всего вопросов в этом плане вызывает грант в 100 млн евро, который Румыния еще в 2010 году пообещала выделить Молдавии на инфраструктурные проекты. Впрочем, самих средств Кишинев пока так и не увидел, за исключением 2 млн евро, которые Румыния экстренно выделила Молдавии во время наводнения летом 2010 года. Согласно официальной позиции сторон, власти двух стран продолжают искать конкретные направления для выделенных средств. "Надеемся, что в ближайшее время будет подписано соглашение об использовании еще 15 млн евро из этого фонда на конкретные проекты. Мы также договорились о том, чтобы оставшаяся сумма была использована на стратегические интересы РМ и Румынии", - заявил на этот счет румынский премьер.

Акции протеста против совместного заседания правительств двух стран прокатились и по Молдавии, продолжает "Коммерсантъ-Молдова". Главными критиками мероприятия выступили оппозиционные коммунисты. Как заявил на митинге в Кишиневе лидер Партии коммунистов (ПКРМ) Владимир Воронин, молдавские министры "поставили себя в унизительное положение, отправившись на поклон к своим соседям за Прутом". А депутат-коммунист Ион Чебан и вовсе призвал выехавших за Прут членов правительства "там и оставаться". Компартия также организовала митинги протеста в столице Гагаузии Комрате и "северной столице" Бельцах. По словам выступавших на мероприятии членов и сторонников ПКРМ, правящий в Молдавии альянс "взял однозначный курс на объединение с Румынией".

Эксперты, однако, считают подобные заявления "пропагандой" и уверяют, что практика совместных заседаний правительств является распространенной в Евросоюзе, пишет "Коммерсантъ-Молдова". "Румыния проводила подобные мероприятия с соседями и партнерами из стран ЕС, в частности, с Венгрией, Италией", - говорит глава Румынского центра европейской политики Кристиан Гиня. В то же время, по его словам, прошедшее в Яссах мероприятие свидетельствует об особом статусе молдавско-румынских отношений во внешнеполитической повестке Бухареста. Эксперт пояснил, что главным приоритетом Румынии на "молдавском направлении" является скорейшее приближение Молдавии к ЕС. На реализацию этой задачи, отметил господин Гиня, направлены и проекты взаимоподключения газовых и электрических сетей двух стран, и грант в 100 млн евро на развитие инфраструктурных проектов. Опоздание с выделением Кишиневу обещанных средств аналитик связывает не столько с экономическим кризисом, сколько с "плохим взаимодействием между министерствами развития".

Разблокированию данной ситуации, как сообщают источники и в Бухаресте, и в Кишиневе, видимо, будет посвящено следующее совместное заседание правительств, продолжает "Коммерсантъ-Молдова". Его сроки еще не определены, однако уже решено, что встреча состоится до конца текущего года в Республике Молдова - либо в Кишиневе, либо в Унгенах.

Шатающиеся правительства Молдавии и Румынии хватаются друг за друга, пишет "Пульс". Но должны потонуть рано или поздно. А может, и синхронно, под аккомпанемент проклятий обездоленных граждан. Вместе с тем инициатива Бухареста о проведении совместного заседания правительств, что бы там за ней ни стояло, является не просто антипиаром молдавским властям, но самой весомой распиской, что данному правлению только коров пасти на лугу у Прута. Действо в Яссах, называемое "совместным заседанием правительств", вне всякого сомнения, имеет первый, символический смысл. "3 марта правительство Молдавии совершает еще один унизительнейший акт для молдавской независимости", - сказал молдавским СМИ депутат Марк Ткачук. По мнению члена Комитета по защите демократии и Конституции Алексея Тулбуре, "совершенно очевидно, что в т. н. "совместном" заседании в Яссах ноль эффективности (все вопросы решаются на экспертном уровне) и 100 процентов символизма. Символом чего должно послужить это заседание? Очевидно, символом ущербности молдавского государства, подчиненности кишиневского правительства бухарестскому".

Каков дальнейший совместный план в деталях граждан Румынии в молдавском правительстве и собственно в Бухаресте в отношении "ясской операции", судить, понятное дело, невозможно, продолжает "Пульс". Разумеется, никто не ответит и на вопрос о необходимости создания прецедента в дипломатии, никто не объяснит, почему ничего не слышно про совместные заседания правительств Румынии или Украины с кем-то, почему Молдавия будет "совместничать" лишь с Бухарестом и так далее? Нас, понятное дело, ждет очередная порция рассказов об очередной победной странице на страницах "истории успеха". Но это всё не важно. Потому что пока министры во главе с премьером обхаживали бухарестское руководство, молдаване вышли на акцию протеста и неповиновения в Кишиневе. Подобострастные телеканалы, рассказывающие о страшной эффективности реформаторов во власти (на этот раз - о новых "дипломатических победах"), уже не могут заглушить очевидного: при этой власти страна умирает. Молдавское общество обязательно скажет, на разные лады и многоголосо, что оно думает по поводу этого ясского "соития" и чего оно на самом деле ожидает от этой весны, подводит итог издание.

Начатое в 2009 году поглощение Молдавии, успешно, тихой сапой, претворяется в жизнь, пишет "Независимая Молдова". То, что происходит сегодня в Молдавии, с аморального и циничного молчаливого согласия властей Молдавии и Румынии, имеет только одно определение: идет тихий, хорошо продуманный, но очень четко руководимый кем-то неправительственный аншлюс Молдавии. Пока что этот аншлюс идет только на неправительственном уровне. Но рано или поздно он перейдет на более высокий уровень: не сегодня-завтра улица жестко потребует от властей аншлюса реального. Иными словами, они (и "Новые правые", и Actiunea-2012, и "Совет по объединению") припрут их к стенке - и демократов, и либералов, и социалистов. И вот тогда Молдавия ощутит истинную зловещую суть этого явления.

Заметьте, происходит все это, невзирая на то, что свыше 85 процентов граждан Молдавии неоднократно высказывались против этого, то есть против объединения Молдавии с Румынией, продолжает "Независимая Молдова". То есть, мы наблюдаем полное пренебрежение мнением большинства граждан суверенного и (пока что!) независимого государства. Румыния, государство-член Европейского союза, спрятав голову в песок, спокойно раздает румынское гражданство, наблюдает за тем, как часть румынского общества призывает к пересмотру границ Евросоюза. При этом, наблюдает она, абсолютно не замечая (или не желая заметить) огромную массу проблем у себя дома, в румынской Трансильвании, где все более глубоким становится разрыв между официальными властями и венгерским населением. Уместно было бы напомнить, что история нам всегда отчетливо доказывает непреложный факт: любой пересмотр границ добром не никогда не заканчивается. Правда, нет в этом напоминании никакого смысла, ибо им наше мнение глубоко фиолетово. Они всегда привыкли с пренебрежением относиться к тем, кто с ними не согласен.

А ведь все мы хорошо помним, что именно такое желание пересмотра границ в девяностых годах прошлого века уже привело к образованию никем непризнанной Приднестровской Молдавской Республики (Приднестровская Молдавская Республика признана двумя признанными государствами - Республикой Южная Осетия и Республикой Абхазия - прим. ИА REGNUM), пишет "Независимая Молдова". А сегодня, вместо того, чтобы перенаправить свои усилия на окончательное решение конфликта, власти, показывая пример величайшего политического хамства, спокойно наблюдают за призывами к объединению Молдавии с Румынией. Прекрасно осознавая тот факт, что такие призывы не только на руку приднестровскому региону, но они могут раз и навсегда поставить точку в этом вопросе. Точку невозврата, после которой говорить об урегулировании конфликта станет практически невозможно. Хотя, скорее всего, следовало бы назвать эту близорукость по-другому: предательской и аморальной, ибо речь идет о предательстве интересов большинства граждан Молдавии, желающих жить, растить своих детей и внуков здесь, дома, на родной молдавской земле, подводит итог издание.

Геополитика: "Румыния может пробить брешь в монополии "Газпрома"

Сегодня приоритетом Кишинева является интеграция энергетического сектора Республики Молдова в румынский и европейский, чтобы уменьшить экономическую зависимость от Москвы, пишет Jurnal de Chisinau. Тем более что на горизонте маячит самый настоящий геополитический переворот. У нас появился исторический шанс оторваться, наконец, от России, путём возможного преобразования Румынии в региональную энергетическую силу. Хорошая новость пришла из недр Черного моря. Подтвердилось ранее объявленное нахождение крупных месторождений природного газа в территориальных водах Румынии. Компания Petrom OMV, в партнёрстве с известной американской корпорацией ExxonMobil, имеет концессию на добычу, на расстоянии более чем 170 км от румынского берега, запасов в размере порядка 60-80 миллиардов кубических метров, что, по мнению экспертов, позволит Румынии в течение по крайней мере 20 лет избавиться от необходимости приобретать природный газ с Востока (ExxonMobil и OMV объявили об обнаружении запасов газа, которые приблизительно оцениваются в 42-84 миллиарда кубометров, что равно 3-6 годовым объемам потребления газа в Румынии - прим. ИА REGNUM). Более того. Румыния может пробить брешь в монополии "Газпрома", снова став экспортером природного газа, а это будет способствовать укреплению национальной экономики весьма существенным образом.

Залежи, обнаруженные в Черном море, действительно, как манна небесная, продолжает Jurnal de Chisinau. Как, чудо, свалившееся в разгар глобального экономического кризиса, на благо всего румынского рода. Другими словами, как сказал один латиноамериканский писатель, знаки свыше сопровождают нас повсюду. Другое дело, что мы их не замечаем или полностью игнорируем. Однако, на этот раз, чтобы его ненароком не пропустить, знак нам был подан в виде высокорентабельной экономической возможности. Поймет ли это Кишинев? Хватит ли ему ума, чтобы не отмахнуться от этой удачи?

В новых обстоятельствах, интеграция Республики Молдова в румынскую энергосистему является необходимой, но не достаточной, пишет Jurnal de Chisinau. Как бы там ни было, Москва попытается организовать короткое замыкание нашему подключению к румынским ресурсам. Именно поэтому, необходима синхронизация, быстрое и глубокое союзничество и совмещение двух румынских государств на всех уровнях. Прежде всего, на политическом, подводит итог издание.

Событие, которое на минувшей неделе должно было привлечь внимание кишиневских журналистов, особенно тех, которые называют себя ярыми сторонниками Европы и Румынии, - это обострение отношений между Румынией и Сербией, пишет Timpul. Все случившееся имеет для нас более глубокий смысл, чем это может показаться на первый взгляд. К сожалению, вся наша армия политических аналитиков и специалистов по копанию в темах, которые не стоят выеденного яйца, прошли мимо этого события с необъяснимым равнодушием. Стоит отметить оперативность, с которой так называемая международная пресса пришла к единому мнению, умышленно упростив ситуацию, исказив ее так, как это удобно правительствам, которые ей платят. И эта пресса обвинила Румынию в том, что она "блокировала вступление Сербии в ЕС"!

Обсудим одну сторону ситуации, продолжает Timpul. Можно заметить поразительное сходство между тем, как сербские лидеры разделяют на два враждующих лагеря румынскую общину Тимокского края - на влахов и румын, и тем, как политические лидеры Республики Молдова, начиная с 90-х годов прошлого века, настойчиво делят молдавских румын на "этнических молдаван" и румын. Кишиневские идеологи примитивного молдовенизма (под руководством Москвы) проповедуют ту же антирумынскую, сепаратистскую философию изолирования этнических румын в Республике Молдова от их исторической родины - Румынии, что и сербские лидеры. Очевидно, что Румыния не может допустить подобной идеологии и практики, тем более что сама она является европейским примером отношения к этническим меньшинствам. Двойные стандарты недопустимы нигде. Сербия, которая претендует на звание европейской, демократичной страны и надеется на скорое вступление в ЕС является доказательством использования этих самых двойных стандартов: выступая за уважение прав этнических меньшинств в других странах, у себя она проводит агрессивную политику ассимиляции и ликвидации румынской общины.

Другая же сторона сложившейся ситуации касается реалий Республики Молдова, пишет Timpul. В Кишиневе полно политиков (и речь идет не только о таких как Додон или Степанюк, это касается и некоторых членов правящей коалиции), которые, объявляя себя сторонниками Европы и европейской интеграции, на самом деле являются открытыми антирумынами, не признавая румынской идентичности (лингвистической и этнической) большей части населения Республики Молдова. Они открыто заявляют о существовании молдавского языка и молдавской национальности, отличной от румынской, выступают за вступление Молдавии в ЕС, но не посредством Румынии, а при помощи других стран, в обход Румынии. История эта стара как мир и мы прекрасно знаем ее авторов. Все эти политики своим отношением к Румынии подтверждают одну очень важную истину: нельзя быть последовательным, будучи и противником Румынии, и сторонником европейской интеграции (Эта правда касается и политических элит Сербии). Можно пойти дальше и выразиться более категорично: в Республике Молдова, если ты настоящий сторонник европейской интеграции, то ты и прорумын. К этому выводу можно добавить следующее замечание: Румыния уже демонстрировала, что о компромиссе не может быть и речи, когда на кону судьба румынской общины, вне зависимости от того, где она находится и насколько она многочисленна, подводит итог издание.

Справка ИА REGNUM: 28 февраля Румыния заблокировала кандидатский статус Сербии, аргументировав свою позицию "несоблюдением Белградом прав проживающего в Сербии румынского меньшинства", к которому Бухарест причисляет, помимо 30 тысяч румын, 40 тысяч сербских влахов. 1 марта Румыния и Сербия подписали в Брюсселе протокол о меньшинствах, проживающих на территориях этих двух стран. В этот же день, отвечая на вопросы сербских журналистов, президент Румынии Траян Бэсеску заявил, что "проблемы с Сербией в отношении меньшинств были разрешены" и что Сербия "уже стала" кандидатом на вступление в ЕС.

Балканские влахи - одно из национальных меньшинств ряда южноевропейских стран, в частности, Сербии. Влахи имеют общее происхождение с румынами, равно как и с другими балкано-романскими народами (аромунами, истрорумынами, мегленорумынами и молдаванами), однако в состав румынской нации они не входят. В Сербии по переписи 2002 года их общая численность составила чуть более 40 тыс человек. В основном влахи исповедуют православие и относятся к Сербской православной церкви. Как правило, влахи билингвальны: наряду с родным диалектом они используют язык страны проживания.

Кроме того, согласно официальной позиции Румынии, разделяемой также бессарабскими сторонниками румыноунионизма, Молдавия является "вторым румынским государством", молдаване - "румынами", молдавский язык - "румынским". При этом, согласно официальным данным переписи 2004 года, обнародованным Национальным бюро статистики РМ, румынами себя назвали 2,2% жителей Молдавии, молдаванами - 75,8%, 78,4% молдаван родным языком указали молдавский язык, 18,8% - румынский. Между тем, сама постановка Бухарестом вопроса о молдавских и украинских "румынах" искусственна, поскольку, помимо того, что румынская идентичность исторически вторична по отношению к молдавской, формирование румын как нации происходило на части территории современной Румынии - в Валахии и Молдавии - во второй половине XIX века, когда Бессарабия уже была в составе Российской империи, а Буковина - в составе Австро-Венгрии. Однако факты оккупации этих территорий с 1918 по 1940 гг. и с 1941 по 1944 гг. до сих пор служат для Бухареста поводом объявлять молдавское население этих территорий "румынами" и претендовать на ту или иную степень своего влияния и присутствия в регионе.

Национальный вопрос: "Нам дают понять, что, на самом деле, Р. Молдова принадлежит не молдаванам, а русским"

Вместо того, чтобы изучать государственный язык этой страны и интегрироваться в ее культурную жизнь, русскоговорящее меньшинство Р. Молдова гонит за Прут её коренных жителей с лозунгами "Чемодан - вокзал - Бухарест!", пишет Timpul. В Р. Молдова выходные дни являются периодом максимальной политической нестабильности. По субботам на центральную площадь в Кишиневе выходят коммунисты Воронина, а по воскресеньям - коммунисты Рошки. И в Бельцах, в "северной столице Р. Молдова", как некоторые любят говорить, пробудились протестные страсти коммунистов. В ответ на марш группы унионистов, представителей гражданской платформы Acţiunea-2012, колонна контрманифестантов, членов Коммунистической партии, перегородилf маршрут этого марша. Чтобы избежать насилия, которое могло бы случиться, молодые румыны повернули к бюсту поэта Михая Эминеску на Аллее Классиков, где возложили цветы и пели песни погибших Иона и Дойны Алдя-Теодорович.

Примечательно то, что и в Кишиневе, и в Бельцах - коммунисты кричали одинаковые лозунги, самым популярным из которых был лозунг "Молдова!", продолжает Timpul. Сходства на этом не прекращаются: и в Кишиневе, и в Бельцах лозунг "Молдова" скандировали люди, которые не знают молдавского (румынского). Одна из контрманифестанток из Бельц, посылавшая молодых унионистов в Румынию, на вопрос, почему она говорит на русском, а не румынском, ответила, что: "у нас демократия, на каком хочу - на том и говорю". Именно так русскоязычное меньшинство Р. Молдова понимает демократию. Другой русскоязычный из Бельц, исходящий от ненависти и желчи, только и смог выкрикнуть на "молдавском языке": "Чемодан - вокзал - Бухарест!" (своего рода ответ на лозунг 90-х годов, по сути, тоже русскими придуманный и пущенный в ход: "Чемодан - вокзал - Россия!").

Можно отметить, что в последние годы красные талибы сменили тактику и больше не скандируют лозунги, типа "наша Родина - СССР!", а, например, "Молдова" или "Молдова, мы тебя любим", как в субботу в Бельцах, пишет Timpul. Как правило, эти лозунги скандируются русскоговорящими. Таким образом, нам дают понять, что, на самом деле, Р. Молдова больше не принадлежит молдаванам, этническим румынам, румыноговорящим, но русскоязычному меньшинству, русским, не знающим румынского, потому что у нас... демократия. (Интересно, какой вывод мы должны из этого сделать? Что русские не могут изучать другой язык в условиях демократии, чтобы они изучили наш язык следует ликвидировать демократию и открыть концлагеря?)

Манифестации коммунистов, организуемые не только в Кишиневе и Бельцах, доказывают две вещи, продолжает Timpul. Первое, что у нас демократия, и второе, что Р. Молдова еще не стала страной. Да, Р. Молдова является государством, это слабое государство, коррумпированное, нефункционирующее, и всё же, это государство. Но не страна. Даже если у неё есть Конституция, флаг, гимн, герб, армия, границы и т.д. Не может быть названа страной административно-территориальная единица, в которой бывшие приезжие, сегодня обладающие статусом этнического меньшинства, гонят местных жителей в другую страну, тех, кто дал название этой стране. Этого не понимают нынешние руководители государства Р. Молдова, подводит итог издание.

История: "На пьедестал возведены антисемитизм и русофобия"

Несколько лет назад, изучив ситуацию с историческим образованием и "исторической наукой" в Республике Молдова, группа граждан, обратившись к тогдашнему президенту страны В. Воронину, утверждала, что "если еще несколько лет продолжится подобное "воспитание", мы получим не молодых людей, готовых интегрироваться в Европу, а монстров" (см.: Scrisoare deschisă către Consiliul Europei. // Tineretul Moldovei, 16 octombrie 2003), пишут "Молдавские ведомости". К сожалению, эти слова не были услышаны, и в результате мы получили 7 апреля и все, что за ним последовало. Эффект "воспитания", отрицающего все молдавское и сатанизирующего нацменьшинства и соседние народы, отраженный в учебниках по истории румын и в целом ряде "научных монографий" различных членов разных "комиссий Гимпу", не мог не способствовать формированию эмоционального состояния, направленного против всего молдавского (отсюда и поджог двух зданий, символизирующих нашу молдавскую государственность). Подобное "историческое образование" генерирует желание отомстить "подонкам" и "мерзавцам" (так называл национальные меньшинства И. Антонеску), которые, проживая на румынской земле, "принесли столько бед" румынскому народу. Молодежь, находясь в особом психологическом состоянии, не обладающая достаточной политической культурой и историческими знаниями для того, чтобы понять, насколько данный образ "мигрантов" соответствует действительности, не может не ассимилировать ксенофобскую "концепцию" дьявольской природы "инородца-пришельца".

И на этом поприще усиленно трудится "историк" Ион Негрей, продолжают "Молдавские ведомости". Не только составляя националистические "учебники" и управляя гуманитарной политикой правительства АЕИ, но и являясь автором некоторых "научных работ" ксенофобского характера. Ему представляются недостаточными те басни, которые он выдает за нашу национальную историю, и тогда он пытается сеять раздор между народами Молдавии. Описывая события в нашем крае в конце 1917 - начале 1918 годов и стремление молдаван быть вместе с Россией, он утверждает: "Подобные признания сепаратистского характера в пользу России находим на каждом шагу и в письменном виде, и устно на всевозможных собраниях и съездах... Они являются вынужденными ответами на обвинения, выдвинутые... русскими" (Negrei I., Poştarencu D. O pagină din istoria Basarabiei. Sfatul Ţării (1917 - 1918). Chişinău, 2004. Р. 215-218). Подобная ложь является не только оскорбительной для молдаван, но и полностью ксенофобской, так как порождает межнациональную ненависть.

Далее этот видный активист Либеральной партии пишет: "Евреи, являющиеся проводниками большевизма, были противниками разделительных границ между населяющими Россию нациями; эти политические и экономические границы становились на пути свободного развития еврейского предпринимательства. Речи инородцев, произнесенные с эгоистическими эмоциями, сопровожденные ложными обвинениями, недоверием и откровенными угрозами, их попытки свести к нулю значение Сфатул Цэрий и вознести русскую Учредиловку, претензии меньшинств на равное господство в Бессарабии, все это преисполнило печалью сердца молдаван" (см. там же, Р. 178-179). Ниже этот автор критикует тех, кто "осмеливался указывать молдавскому народу путь в сторону Петрограда и на Восток, откуда пришли все несчастья". (см. там же, Р. 181-182). Также поступает Негрей, когда пытается убедить читателя, что против "национально-освободительного движения" боролись силы, чья "социальная основа состояла из русских, украинских, болгарских, гагаузских и еврейских колонистов" (см.: Moraru A., Negrei I. Anul 1918. Ora astrală a neamului românesc. Chişinău, 1998. Р. 67).

Что это, если не нацизм в чистом виде? - задаются вопросом "Молдавские ведомости". На пьедестал возведены антисемитизм и русофобия. Как Гитлер в "Mайн кампф" "указывал" немцам на "врагов германского народа", так и бывший вице-премьер Негрей "раскрывает нам глаза" на то, откуда "пришли все несчастья".

На тех же позициях находится и председатель пресловутой "комиссии Гимпу" Георгий Кожокару, пишут "Молдавские ведомости". В свое время он был непримиримым противником "буржуазно-помещичьего ига Румынии", "установленного румынскими властями режима террора" в Бессарабии и убежденным сторонником "народно-освободительного движения против румынской буржуазно-помещичьей эксплуатации" (см.: Cojocaru Gh. Răscoala şi tendinţele "Directoratului de Hotin". // Îndemn la înălţare în istorie. Chişinău, 1990; Tinerimea Moldovei. 1989, 20 ianuarie). Но подули иные ветра, и самый принципиальный историк г-на Гимпу сменил политическую ориентацию...

Описывая события 1918 года в Бессарабии, г-н Кожокару применяет бесчестный прием, продолжают "Молдавские ведомости". Он постоянно пытается представить события таким образом, будто только представители нацменьшинств выступали против румынской интервенции в Молдавскую Демократическую Республику: "Отношение местного населения к вступлению румынских войск на территорию края колебалось в зависимости от этнической принадлежности населенных пунктов" (Cojocaru Gh. Sfatul Ţării: Itinerar. Chişinău, 1998. Р. 72). Это наглая, оскорбительная и ничем не подтвержденная ложь, целью которой является противопоставление молдаван и их сограждан других национальностей. Производя на румынские деньги ультранационалистические "произведения", эти люди готовят ликвидацию независимого государства Республика Молдова, подводит итог издание.

Справка ИА REGNUM: Бессарабия, большая часть которой составляет территорию современной Республики Молдавия в ее фактических границах, т.е. без Приднестровья, а южная часть входит в Одесскую область современной Украины, и Буковина, северная часть которой на сегодняшней день является территорией Черновицкой области Украины, а южная - территорией Румынии, в X-XI вв. входили в состав Древнерусского государства, в XII-XIII вв. - Галицко-Волынского княжества, составили части образованного в середине XIV века Молдавского княжества. Пребывавшая со второй половины XVI века под османским игом, Бессарабия была освобождена в 1812 году российскими войсками, и по Бухарестскому мирному договору, заключенному между Россией и Турцией в 1812 году, вошла в состав Российской империи. Буковина в 1775 году стала частью Австро-Венгерской империи, и оставалась в ее составе вплоть до раздела империи в 1918 году.

В результате поражения России в Крымской войне 1853-56 гг., по решению Парижского мирного конгресса 1856 года 3 уезда Южной Бессарабии, входившие в состав Российской империи, были переданы Молдавскому княжеству, но по решению Берлинского конгресса 1878 года были возвращены России. Объединившиеся в 1859 году вассалы Османской империи, княжества Молдавия и Валахия составили будущее королевство Румыния, провозглашенное в 1881 году. Понятия "румыны", "румынский народ" и "румынский язык", созданный трансильванскими лингвистами на латинице (молдавская письменность существует на кириллице с момента своего появления в XVI веке, но в Бессарабии решением Верховного совета Молдавской ССР 1989 года молдавский язык был переведен на латинскую графику в румынском варианте, в то время как молдаване ПМР сохранили изначальную кириллическую графику молдавского языка; латиница также насильственно вводилась в периоды румынской оккупации Бессарабии в 1918-40 гг. и 1941-44 гг.), были изобретены в конце XVIII века в Трансильвании, входившей тогда (и вплоть до 1918 года) в состав Австро-Венгрии. Решением Берлинского конгресса 1878 года признавалась независимость Румынии, за которой было признано право присоединить к своей территории Добруджу, о. Змеиный (территория современной Украины) и дельту Дуная, однако фактическое признание Румынии Великобританией, Германией и Францией произошло лишь в 1880 году. В декабре 1917 года Румыния оккупировала Бессарабию, аннексия которой никогда не признавалась СССР. После возвращения Советским Союзом Бессарабии и образования Молдавской ССР в 1940 году, в 1941-м Румыния вновь оккупировала эти и другие территории СССР, которые были окончательно освобождены Красной армией в 1944 году.